Scientific journal
Advances in current natural sciences
ISSN 1681-7494
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,823

BRANCH OF CHAIR AS RESOURCE OF INTEGRATIVE EDUCATIONAL AND PROFESSIONAL SPACE OF TRAINING OF FUTURE TEACHERS

Kostritsa S.Y. 1 Chekina A.V. 1
1 GrSU named after Y. Kupala
В статье рассмотрен потенциал сотрудничества университета и учреждений дошкольного и общего среднего образования на основе договоров на организацию филиалов кафедр педагогического профиля. Целью такого сотрудничества является повышение качества подготовки педагогических кадров посредством конструирования инновационного интегративного образовательно-профессионального пространства и расширения взаимодействия ППС университетских кафедр с педагогами-практиками учреждений дошкольного и общего среднего образования. Авторами определены основные возникающие в процессе учебно-научно-производственного взаимодействия университета с УДО и СШ условия, которыми обеспечивается необходимая степень практико-ориентированности процесса подготовки будущих педагогов, рассмотрены общие контуры сфер ответственности сторон этого взаимодействия. В качестве примера в статье приводится опыт взаимодействия профессорско-преподавательского состава кафедры педагогики и психологии детства Гродненского государственного университета имени Янки Купалы и сотрудников филиала кафедры, открытого на базе Дошкольного центра развития ребенка № 89 г. Гродно.
In article the potential of cooperation of university, preschool institutions and schools on the basis of contracts for the organization of branches of chairs of a pedagogical profile is considered. A main goal of such cooperation is improvement of quality of training of future teachers through creation of innovative integrative educational and professional space and expansion of interaction of staff of university chairs with skilled teachers. Authors listed the main conditions with which necessary degree of a practical orientation of process of training of future teachers is provided, the general contours of spheres of responsibility of participants of this interaction reveal. As an example in article experiment of interaction of staff of department of pedagogics and psychology of the childhood of the Grodno state university of Yanka Kupala and the staff of the branch of chair opened on the basis of the Preschool center of development of the child № 89 of Grodno is shown.
University
the higher education
branch of chair

В настоящее время в системе педагогического образования Республики Беларусь четко обозначились проблемы, связанные с необходимостью модернизации и оптимизации подготовки педагогических кадров с учетом изменившихся требований социума и экономики государства, практикоориентированной направленности обучения специалистов, соответствия требованиям рынка труда и ожиданиям работодателей и др. [1]. Система подготовки педагогических кадров, учитывающая динамику социально-экономического развития регионов страны, в условиях современного университета должна в первую очередь, обеспечить подготовку таких выпускников, которые востребованы и конкурентоспособны на рынке труда, адаптированы к условиям производства (рабочего места), готовы к эффективной реализации своего профессионального потенциала, к ответственной реконструкции социальных объектов в интересах современного общества, способны демонстрировать успешность педагогической профессии, в полной мере осознают себя в качестве реальных действующих лиц социального становления и инновационного развития своего региона, общества и государства в целом, обладают преобразующим, а не исполнительским, мышлением, позиционируя себя в качестве социально-гуманитарных инноваторов [3]. Для этого учреждениям высшего образования требуется коренная трансформация основной методической задачи подготовки педагогов, которая по своей сути становится задачей методологической.

Одним из шагов в направлении решения такой задачи является создание филиалов кафедр педагогического профиля на основе договоров на их организацию с учреждениями дошкольного и общего среднего образования. В этом случае университет реализует себя в качестве открытой структуры, способной устанавливать многосторонние горизонтальные связи с внешней средой и выходить на тесное взаимодействие с другими социальными системами, интегрируя их ресурсы для решения ряда важных задач субъектов выстраиваемого взаимодействия, экономики и социума региона: для обучающегося – это пребывание в процессе обучения в условиях рабочего места с освоением необходимых компетенций; для заказчиков кадров – подготовка будущих сотрудников с заданным набором необходимых профессиональных характеристик; для университета – повышение качества образования, обеспечивающего привлекательность в социуме, конкурентоспособность и востребованность образовательных услуг; для экономики региона – усовершенствование системы трудоустройства и найма на работу специалистов сферы образования, увеличение производительности труда молодых специалистов, в т.ч. за счет сокращения периода адаптации к условиям рабочего места [5, с. 510].

Создание и функционирование филиалов кафедр обеспечивает реализацию учебно-научно-производственного взаимодействия учреждения высшего образования и организаций-заказчиков кадров (учреждений дошкольного образования, средних школ) в процессе подготовки будущих педагогов, основанного на кооперации труда и кооперации в использовании основных средств (фонды, технологический потенциал, оборудование). Системообразующей целью деятельности филиалов является повышение качества профессионального образования посредством расширения взаимодействия ППС университетских кафедр с педагогами-практиками УДО и СШ.

Эффективным сотрудничество университета и учреждений дошкольного и общего среднего образования, обусловленное деятельностью соответствующих филиалов кафедр, будет только при выполнении важнейших условий, которыми обеспечивается необходимая степень практико-ориентированности педагогического образования:

1) каждый субъект учебно-научно-производственного взаимодействия (УВО, УДО, СШ) располагает определенным комплексом взаимообогащающих ресурсов (социальных, человеческих, материальных, информационных и т.д.) с открытым доступом к нему для других участников;

2) все субъекты учебно-научно-производственного взаимодействия мотивированы и подготовлены к использованию своих ресурсов для достижения общих целей;

3) сферы ответственности за общий образовательный продукт (подготовку педагогических кадров) распределены между обеими сторонами учебно-научно-производственного взаимодействия [2, с. 170].

Дифференциация функционала сторон учебно-научно-производственного взаимодействия в подготовке педагогических кадров предусматривает нижеприведенные позиции.

Кафедра учреждения высшего образования:

– организует аудиторную и самостоятельную учебную работу студента, разрабатывает практико-ориентированные задания, создает условия для их осмысления и принятия студентом;

– осуществляет подготовку студента к свободному включению в профессиональное сообщество УДО или СШ;

– проводит совместно со студентом анализ возникших у него проблем и затруднений при общении с воспитанниками, их родителями, сотрудниками УДО или СШ;

– обеспечивает помощь студенту в формулировании вопросов для последующего изучения (в т.ч. самостоятельного) в теоретических разделах учебных курсов;

– организует оценивание продуктов самостоятельной работы студентов;

– обеспечивает консультирование студента, оказывает помощь в подготовке к самостоятельному выполнению способов профессиональной деятельности в области приобретаемой профессии;

– реализует оценивание степени освоения студентом образовательной программы с учетом оценки специалистов УДО или СШ.

Организация, на базе которой функционирует филиал кафедры:

– организует ознакомление студентов с УДО или СШ, с профессиональной деятельностью их работников;

– осуществляет помощь студенту при включении в профессиональное сообщество, помогает установить взаимодействие с разными категориями сотрудников УДО или СШ;

– организует демонстрацию образцов профессиональной деятельности педагога УДО или СШ;

– обеспечивает консультирование по вопросам, проблемам, возникшим у студента при наблюдении способов выполнения профессиональной деятельности в области приобретаемой профессии;

– осуществляет поддержку при планировании студентом способов самостоятельного выполнения профессиональной деятельности в области приобретаемой профессии;

– обеспечивает контроль выполнения студентом способов профессиональной деятельности в области приобретаемой профессии с последующим обсуждением его результативности;

– участвует в оценке и (или) реализует оценивание степени освоения студентом образовательной программы.

В качестве примера приведем опыт взаимодействия профессорско-преподавательского состава кафедры педагогики и психологии детства Гродненского государственного университета имени Янки Купалы и филиала кафедры, открытого на базе Дошкольного центра развития ребенка № 89 г. Гродно в 2012 году. Сотрудники филиала осуществляют работу по модернизации содержания педагогического образования, конструированию инновационных методов и технологий освоения педагогических дисциплин, разработке научно-методического сопровождения адаптации выпускников педагогического факультета ГрГУ имени Янки Купалы к профессиональной деятельности в учреждениях образования, по приобщению студентов, магистрантов УВО и педагогов УДО к научно-исследовательской работе.

Педагоги ДЦРР № 89 совместно с преподавателями университета активно участвуют в организации и проведении семинарских и лабораторных занятий для студентов, проводят для них открытые занятия и мастер-классы. В 2014/2015 учебном году в рамках работы филиала кафедры апробирована новая форма педагогической деятельности – обучающие курсы для студентов университета по освоению образовательных технологий на базе учреждения дошкольного образования, предполагающие посещение УДО группой студентов один раз в неделю в течение семестра. Педагоги ДЦРР провели для студенческой аудитории семинары «ТРИЗ-технологии в детском саду», «Проектная технология и ее реализация в дошкольном учреждении», «Социоигровые технологии» и др., а также предложили посетить открытые занятия и мероприятия с элементами новых образовательных технологий; продемонстрировали возможности использования современных технических средств в дошкольном образовании. К окончанию курсов студентам предлагалось разработать и защитить проекты занятий и мероприятий с использованием новых образовательных технологий и технических средств.

В ДЦРР ежегодно осуществляется видеозапись занятий и воспитательных мероприятий наиболее квалифицированных педагогов. Полученные материалы пополняют педагогическую видеотеку, созданную на педагогическом факультете ГрГУ.

Работа такого рода способствовала продуктивному освоению реалий педагогической профессии, позитивно повлияла на мотивацию педагогической деятельности и готовности к ее компетентному осуществлению. Теперь будущие специалисты уже не боятся не справиться со своими функциональными обязанностями, не опасаются недисциплинированности воспитанников и неумения привлечь внимание и заинтересовать учебным материалом, неумения отбирать и применять эффективные педагогические технологии и т.п. (таблица).

Отношение выпускников педагогических специальностей к профессиональной деятельности

Опасения выпускников

Количество обучавшихся по традиционной системе (в %)

Количество обучавшихся в условиях взаимодействия университета и УДО (в %)

Опасения не справиться с профессиональными обязанностями

49

12

Неумение справиться с недисциплинированностью детей

43

13

Неумение управлять вниманием воспитанников, заинтересовать их

47

15

Неумение отбирать и применять педагогические технологии

42

13

Неумение наладить педагогическое взаимодействие с родителями воспитанников

57

21

Сотрудничество университета и учреждения дошкольного образования позволяет материализовать также идею интеграции науки и производства в сфере образования [4]. В этом плане интеллектуальный ресурс кафедры позволяет оказать поддержку деятельности учреждения дошкольного образования по следующим позициям:

– разработка разнообразных учебных программ для УДО для оказания ими дополнительных образовательных услуг (кружковой работы и др.) (по заказу УДО);

– научное консультирование педагогов УДО в рамках тематики их работ по самообразованию;

– научно-методическое сопровождение деятельности педагогов УДО при подготовке методических материалов для получения очередной педагогической категории;

– научная поддержка (руководство) выполняемых УДО проектов;

– участие в подготовке научных и учебно-методических публикаций педагогов УДО (консультирование, работа в соавторстве и т.д.);

– организация и проведение научно-практических стажировок педагогов УДО на базе университета;

– выполнение курсовых, дипломных и магистерских исследований на основе заявок и предложений УДО по наиболее актуальным проблемам педагогической науки и образования;

– выполнение заявок на чтение лекций, проведение тренингов и семинаров силами преподавателей университета по тематике, обозначенной специалистами УДО;

– научно-методическая и техническая поддержка Интернет-сайтов УДО;

– разработка диагностических материалов для работы с воспитанниками, их родителями, педагогическими кадрами УДО;

– привлечение педагогических кадров УДО к научно-исследовательской деятельности.

Таким образом, функционирование филиала кафедры на базе учреждений дошкольного и общего среднего образования позволяет создать практико-ориентированное образовательно-профессиональное пространство, интегрирующее ресурсы науки, образования и производства, в условиях которого к концу обучения по избранной программе подготовки студент не только освоит все виды профессиональной деятельности, но также будет способен эффективно их адаптировать к конкретным условиям рабочего места.