Scientific journal
Advances in current natural sciences
ISSN 1681-7494
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,775

FORMATION OF BASES OF ECOLOGICAL CONSCIOUSNESS OF PUPILS OF INITIAL CLASSES BY MEANS OF THE ECOLOGICAL CIRCLE

Bozshataeva G.Т. 1 Тurabaeva G.К. 1 Zurkhabaeva L.A. 1 Оspanova G.С. 1 Asylbekova G.Т. 1 Sabdenova U.О. 1 Dikanbayeva A.K. 1 Adyrbekova G.M 1 Abdibayeva M. 1
1 M. Auezov South Kazakhstan state universitet
2438 KB
Results of the conducted researches on development and approbation of the program of an ecological circle, as one of the most optimum forms of work on formation of ecological consciousness of school students of elementary grades are shown in article. Use of the effective techniques which are in a complex influencing the identity of the child helps to improve a situation in ecological education of pupils; consideration of environmental issues and use of local history material at the lessons «Knowledge of the World» and the organization of out-of-class works allowed to increase the level of ecological education of school students.
ecological education
ecological consciousness
out of class work
ecological circle

Сохранение и улучшение экологических условий являются одной из жизненно важных задач. Улучшить создавшуюся ситуацию можно и за счет формирования основ экологического сознания школьников.

Проблемы экологического образования и воспитания освещены в работах известных казахстанских ученых: Сарыбекова М.Н., Бейсеновой А.С., Шилдебаева Ж.Б. и др. Однако систематической работы по формированию экологического сознания младших школьников не ведется.

Младший школьный возраст – ответственный период жизни человека, и именно здесь закладываются основы правильного отношения к окружающему миру. Как показывает мировой опыт экологическое образование и воспитание влияет на оздоровление экологической обстановки на локальном и глобальном уровнях [1-3].

В формировании экологического сознания младших школьников большую роль играет учитель начальных классов, используемые им различные формы и методы экологического образования и воспитания на уроках «Познание мира», внеклассная работа, в частности, кружковая [4].

Цель исследования: разработка и апробация программы кружка «Маленькие защитники природы».

Материалы и методы исследования

Предметом исследования является процесс формирования основ экологического сознания учащихся начальных классов посредством экологического кружка.

В исследовании использовались следующие методы: анализ педагогической и методической литературы, эксперимент, беседа, наблюдение, анкетирование, метод проектов.

Результаты исследования и их обсуждение

Многочисленные исследования приводят к выводу о том, что одной из причин ухудшения окружающей среды является низкий уровень экологического сознания населения [1-3].

По мнению Н.Ф. Реймерса, «экологическое сознание» – это понимание необходимости охраны природы, осознание последствий нерадивого отношения к ней [5].

Одним из средств формирования экологического сознания младших школьников является организация кружковой работы.

Однако формирование экологического сознания школьников посредством кружковой работы не находит широкого применения в реальной практике работы начальной школы, о чем свидетельствуют результаты проведенного нами анкетирования учителей начальных классов. При проведении кружков уделяется недостаточно внимания природным особенностям Республики Казахстан, в основном изучаются вопросы глобального уровня, что не способствует формированию практического опыта сохранения природы своего региона.

Для решения поставленных задач и накопления научных данных была разработана программа опытно-экспериментальной работы экологического кружка для школьников младших классов.

В кружок «Маленькие защитники природы» записались 14 учащихся 3-х классов школы-лицея №15 им. Д.И. Менделеева г. Шымкента.

Результаты начального анкетирования членов кружка показали (диаграмма 1) о доминировании низкого уровня сформированности экологического сознания у школьников: низкий уровень – 7, средний – 6, высокий – 1.

boza1.tiff

Рис. 1. Результаты начального анкетирования младших школьников

Разработанная нами программа кружка «Маленькие защитники природы» представляет собой три модуля: «Мое место в окружающей среде», «Сундук с добрыми делами», «Мое участие в акциях», включает 25 занятий, из расчета одно занятие в неделю.

В основу программы легли следующие виды работы: познавательная (дидактические игры, викторины, кроссворды, ребусы); развлекательная (театрализованные представления, праздники, экологические игры); исследовательская (опыты с природными материалами, наблюдения в природе, наблюдение за растениями и животными в оранжерее и живом уголке); практическая (участие в субботниках, акциях, проведение «добрых дел» в школе и природе).

Наша программа обеспечена методическими разработками, наглядными пособиями и мультимедийным сопровождением.

Ведущим методом работы кружка был метод проектов – работа учащихся по выполнению проектных заданий на основе имеющихся знаний о предмете исследования. В программе предусмотрены следующие проекты: «Экономно ли наша семья расходует воду?», «Бытовые отходы нашей семьи», «Воздух которым я дышу!», «Мои любимые растения», «Берегите животных!».

После апробации программы в работе кружка «Маленькие защитники природы», результаты повторного проведения анкетирования школьников, показанные на диаграмме 2, показали такие изменения: так высокий уровень экологического сознания был выявлен у 4, средний – у 10.

boza2.tiff

Рис. 2. Результаты повторного анкетирования младших школьников

Характеризуя данные контрольного среза, мы отметили, что у учащихся улучшилось качество знаний по «Познанию мира», а самое главное, изменилось отношение к окружающей природе. Полученные результаты подтвердили предположение об эффективности разработанной нами кружковой работы как условия формирования у младших школьников экологического сознания.

Экологическое воспитание осуществляется в результате целенаправленного обучения. Учащиеся в процессе изучения различных предметов обогащаются экологическими знаниями. Нравственное и эстетическое воспитание сосредоточивает внимание детей на бережном отношении к природе, любви к ней, умении наслаждаться ее красотой. Общественно полезный труд приучает школьников к природоохранной работе. Эта взаимосвязь и обусловленность разнообразных видов деятельности определяют систему экологического воспитания.

Выводы

1. Кружковая работа является одной из самых оптимальных форм работы по формированию экологической культуры школьников младших классов.

2. Системная работа с учащимися начальных классов значительно расширяет и углубляет их знания о природе, формирует эмоциональную восприимчивость.

3. Кружковая работа формирует практические умения по оказанию помощи природе, знакомит с разнообразной деятельностью по оказанию помощи природе.

4. Использование эффективных методик, комплексно воздействующих на личность ребенка, поможет улучшить ситуацию в экологическом воспитании учащихся.

5. Рассмотрение экологических вопросов и использование краеведческого материала позволяют повысить уровень экологического воспитания школьников.