Научный журнал
Успехи современного естествознания
ISSN 1681-7494
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,775

ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ НИР ПРИ ПОДГОТОВКЕ БАКАЛАВРОВ ПО НАПРАВЛЕНИЮ «ТЕХНОЛОГИЯ ПРОИЗВОДСТВА И ПЕРЕРАБОТКИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ПРОДУКЦИИ»

Глущенко Л.Ф. 1 Глущенко Н.А. 1 Лаптева Н.Г. 1 Ларичева К.Н. 1 Петрова А.С. 1
1 ФГБОУ ВПО «Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого»
Приведены сведения об организации учебного модуля «Научно-исследовательская работа» при подготовке бакалавров по направлению «Технология производства и переработки сельскохозяйственной продукции». Показано, что освоение модуля ведётся непрерывно, начиная с 4-го семестра и вплоть до защиты выпускной квалификационной работы. Весь модуль разбит на четыре этапа таким образом, что работа каждого последующего базируется на знаниях и умениях, полученных при освоении предыдущего. Предложенная организация НИР обеспечивает 100 %-ное вовлечение студентов в НИР, способствует приобретению навыков длительной готовности к НИР, что значительно повышает профессиональные качества будущих специалистов бакалавров по направлению «Технология производства и переработки сельскохозяйственной продукции».
учебный модуль
научно-исследовательская работа (НИР)
готовность к деятельности
1. Адильгазинов Г.З. Теоретические основы совершенствования подготовки учителя к управлению педагогическим процессом в малокомплектной школе: дис. … д-ра пед. наук. – Алматы, 2002. – 337 с.
2. Анциферова В.И. Основные задачи и модели автоматизации управления образовательным процессом / В.И Анциферова, Ю.С. Сербулов, В.К. Зольников // Системы управления и информационные технологии. – 2007. – Т. 28. – № 2.2. – С. 212–215.
3. Бисенбаева А.А. Сущность управленческой деятельности // Менеджмент в образовании. – 2003. – № 2. – С. 26–31.
4. Лавлинская О.Ю. Модели принятия решений в задаче синтеза учебного плана / О.Ю. Лавлинская, Т.В. Курченкова // Вестник Воронежского института МВД России. – 2009. – № 1. – С. 136–143.
5. Уснадзе Д.Н. Психология установки. – СПб.: Питер, 2001. – 416 с.

Бакалавры, работающие сегодня в сельском хозяйстве и перерабатывающей промышленности, должны иметь не только глубокие теоретические знания, но и на высоком уровне владеть методикой и основами научного поиска, уметь экспериментальным путём находить ответ на сложные вопросы производства, анализировать, структурировать и эффективно использовать информацию для максимальной самореализации и полезного участия в жизни общества. На образование оказывают влияние изменения в системе общественных отношений, требуя от него мобильности, адекватного ответа на реалии исторического этапа и соответствия потребностям экономики

В связи с этим одной из основных задач высшей школы является подготовка высококвалифицированных специалистов, обладающих соответствующими компетенциями и способных непрерывно пополнять и углублять свои знания, повышать профессиональный уровень, активно участвовать во внедрении в производство научно-технических достижений, разработке новых продуктов.

Научно-исследовательская работа (НИР) студентов призвана решить следующие задачи:

– научить студентов научным методам познания и углублённому творческому освоению учебного материала;

– обучить студентов методике самостоятельного решения научных и технических задач;

– дать студентам опыт решения актуальных проблем предприятий, хозяйств и др. учреждений.

Для эффективного управления НИР студентов и обеспечения качества подготовки бакалавров необходима четкая организация этой работы во время обучения студентов [5]. При этом она должна иметь целостный педагогический процесс с позиций науки управления и научно обоснованный характер [2]. Целью этой работы является формирование готовности бакалавров к профессиональной деятельности. Готовность – это первичное, фундаментальное условие выполнения любой деятельности. Причём, как утверждают авторы [1], при формировании понятия «готовность» исходным является личностно-деятельный подход. Готовность – это активно-деятельностное состояние личности, которое отражает содержание стоящей перед ним задачи и условия предстоящего его выполнения.

По мнению авторов [3], возникновение готовности к деятельности начинается с постановки цели на основе потребностей и мотивов. Потом идёт разработка плана, схемы предстоящих действий и после их выполнения завершающая стадия – претворение появившейся готовности в предметные действия, применение определённых средств и способов деятельности и сопоставление полученных результатов с поставленными целями деятельности.

Известно, что готовность подразделяют на ситуативную и длительную [3]. Ситуативная готовность характеризуется относительной устойчивостью и подвержена влиянию многих факторов. Длительная же готовность формируется заранее в результате специально организованной деятельности [5], она действует и проявляется постоянно и представляет важнейшую предпосылку успешной профессиональной деятельности бакалавра. Таким образом, можно утверждать, что длительная готовность бакалавра к научно-исследовательской деятельности может быть получена только при грамотно организованной научно-исследовательской работе студента в вузе.

Навыки длительной готовности проведения в производственных условиях научно-исследовательской работы на высоком уровне формируются у бакалавров по направлению подготовки «Технология производства и переработки сельскохозяйственной продукции» Новгородского государственного университета имени Ярослава Мудрого в рамках учебного модуля «Научно-исследовательская работа», освоение которого ведётся с 4-го по 8-й семестр в четыре этапа.

1 этап (4-й семестр): методология и технология научного исследования, теория и техника экспериментального исследования.

2-й этап (5-й и 6-й семестры): выбор научной проблемы, обоснование её актуальности, разработка плана выполнения научной работы, выбор и обоснование применяемых методик при экспериментальной работе, планирование эксперимента, проведение предварительных исследований, подготовка докладов на конференции и статей для публикации.

3-й этап (7 семестр): выполнение научно-исследовательской работы, обработка результатов экспериментальной работы, анализ полученных данных, разработка выводов и предложений, подготовка докладов на конференции и статей для публикации.

4-й этап (8 семестр): опробование основных из полученных результатов научно-исследовательской работы на производстве, экономическое обоснование своих предложений по производству, использование результатов научно-исследовательской работы в разработке темы выпускной квалификационной работы, получение отзыва о качестве научно-исследовательской работы от предприятия, на котором планируется использовать её результаты.

Рассмотренный опыт проведения НИР подтверждает, что есть большие возможности в развитии исследовательских компонентов деятельности будущего специалиста, в становлении его творческого научного познания и формирования навыков длительной готовности к научно-исследовательской работе. Результаты этой работы приведены в таблице.

Результаты НИР бакалавров направления подготовки «Технология производства и переработки сельскохозяйственной продукции» в Новгородском государственном университете имени Ярослава Мудрого

Группа студентов

Количество студентов в группе

Количество докладов, представленных студентами группы на конференции, шт.

Количество работ, опубликованных студентами группы в открытой печати, шт.

Количество заявок на патенты, шт.

Количество студентов, обучающихся на «хорошо» и «отлично»

2-й курс

3-й курс

4-й курс

2-й курс

3-й курс

4-й курс

4 курс

10

4

14

15

5

13

1

6

Анализ сведений, приведённых в таблице, показывает, что благодаря освоению модуля «Научно-исследовательская работа» все студенты, обучающиеся в группе, привлекаются к НИР и имеют хорошие результаты. Студенты со второго курса начинают участвовать с докладами на конференциях (40 % от общего числа), на четвёртом курсе уже каждый второй студент участвовал с докладами в двух конференциях. На третьем курсе уже половина студентов имела опубликованные статьи в открытой печати, а на четвёртом курсе 30 % студентов опубликовали по две статьи. Нельзя не отметить, что один студент (10 % от общего количества) стал автором заявки на патент, а количество студентов, обучающихся на «хорошо» и «отлично», составило 6 человек (60 % от общего числа).

Таким образом, мы видим, что за время работы по модулю «Научно-исследовательская работа» студентам удаётся выполнить значительный объём экспериментальной работы, получить данные для проектирования или совершенствования какого-либо технологического процесса, подготовить опытные образцы новых продуктов, принять участие в их опробовании, выступить на конференциях, подготовить научно-техническую статью, подать заявку на предполагаемое изобретение и т.п. Всё это способствует развитию у студентов навыков научно-технического творчества, формирования у них профессиональной направленности, что крайне важно для бакалавров направления подготовки «Технология производства и переработки сельскохозяйственной продукции».


Библиографическая ссылка

Глущенко Л.Ф., Глущенко Н.А., Лаптева Н.Г., Ларичева К.Н., Петрова А.С. ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ НИР ПРИ ПОДГОТОВКЕ БАКАЛАВРОВ ПО НАПРАВЛЕНИЮ «ТЕХНОЛОГИЯ ПРОИЗВОДСТВА И ПЕРЕРАБОТКИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ПРОДУКЦИИ» // Успехи современного естествознания. – 2015. – № 9-2. – С. 358-360;
URL: https://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=35591 (дата обращения: 26.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674