Научный журнал
Успехи современного естествознания
ISSN 1681-7494
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,775

АРТ-ТЕРАПИЯ В РАБОТЕ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА

Лысых Н.В. 1 Баркова Е.А. 1
1 Шуйский филиал Ивановского государственного университета
1. Дилео, Д. Детский рисунок: диагностика и интерпретация / Д. Дилео. – М: Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001.
2. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Словарь по педагогике. – М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2005.
3. Практикум по арт-терапии / Под ред. А.И. Копытина. – СПб., 2000.

Деятельность социального педагога связана с оказанием помощи личности, семье, социальной группе в разрешении проблем, связанных с сохранением психического здоровья детей, нарушением прав ребенка и насилием, дезадаптацией детей и подростков в социальной среде, межличностных конфликтов и др. Разнообразие проблем, с которыми сталкивается социальный педагог в своей деятельности, требует использования разнообразных методов и приемов работы. Одним из них является метод арт-терапии – терапии средствами искусства.

Арт-терапия как метод основан на том, что внутренние переживания, трудности, конфликты человека имеют представительство на образном, символическом уровне и могут получить выражение в искусстве: рисовании, лепке, аппликации на свободную тему; заданиях на произвольную тему с самостоятельным выбором материала; в анализе и интерпретации произведений искусства; репродукциях произведений искусства; совместном творчестве воспитателя и ребенка (Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю.) [2, с. 281]. Выделяют собственно арт-терапию (визуальные виды искусства), музыкотерапию, танцедвигательную терапию, драматерапию, сказкотерапию, библиотерапию, маскотерапию, этнотерапию, артсинтезтерапию, игротерапию и др.

Арт-терапия в деятельности социального педагога может использоваться в диагностических целях, т.к. посредством творческого самовыражения своих внутренних проблем на бумаге, при помощи выполненных из пластилина фигур и т.п., ребенок или подросток доносит диагносту информацию о существующей проблеме, которую не решился бы озвучить при помощи словесного контакта. Поэтому для одних детей, неспособных рассказать о своих проблемах, арт-терапия зачастую является единственным методом диалога между ним и социальным педагогом, т.к. выразить свои эмоции посредством творчества им гораздо проще, нежели рассказать о них. Для других детей, изначально выстраивающим широкий эмоциональный забор, ограждающий их эмоции и переживания от окружающих, не позволяющий вникнуть в суть проблемы и, соответственно, найти пути ее решения, методы арт-терапии помогают «сломать» данный забор, перевести отношения между учеником и социальным педагогом в более доверительную плоскость.

Методами арт-терапии можно справиться с различными негативными состояниями, такими как негативная «Я-концепция», тревожность, страхи, агрессивность, переживание эмоционального отвержения, депрессия, конфликты, неадекватное поведение и многими другими проблемами, которые мешают ребенку жить и тормозят его развитие, поэтому метод арт-терапии может быть широко использован в коррекционных целях.

В работе социального педагога арт-терапия используется как в индивидуальной форме, так и групповой. В системе образования отдается предпочтение групповым формам, т.к. позволяет работать с более широким кругом клиентов и имеет ряд преимуществ, которые отмечены М. Либман: позволяет развивать ценные социальные навыки; связана с оказанием взаимной поддержки членам группы и позволяет решать общие проблемы; дает возможность наблюдать результаты своих действий и их влияние на окружающих; позволяет осваивать новые роли, а также наблюдать, как модификация ролевого поведения влияет на взаимоотношения с окружающими; повышает самооценку и ведет к укреплению личной идентичности; развивает навыки принятия решений [3, с. 28].

Приемов арт-терапии много: «Кляксы», «Рисуем круги», «Рисуем эмоции», «Раскрашиваем чувства», «Цвет моего настроения», «Рисуем имя», «Рисуем деревья», «Рисуем (лепим) маски», «Рисуем агрессию», «Лепим из пластилина», «Подарки», прием рисования пальцами и др.

Для арт-терапевтической работы необходимо иметь широкий выбор различных изобразительных материалов. Наряду с красками, карандашами, восковыми мелками или пастелью часто используются также журналы, цветная бумага, фольга, текстиль, глина, пластилин, специальное тесто – для лепки, песок с миниатюрными фигурками – для «игры с песочницей», дерево и иные материалы. Бумага для рисования должна быть разных форматов и оттенков.

Необходимо также иметь кисти разных размеров, губки для закрашивания больших пространств, ножницы, нитки, разные типы клеев, скотч и т.д. Качество материалов должно по возможности быть достаточно высоким, так как в противном случае это может снизить ценность самой работы и её результатов в глазах участников. Следует учитывать то, что выбор того или иного материала может быть связан с особенностями состояния и личности человека, а также с динамикой арт-терапевтического процесса.

Участнику должна быть предоставлена возможность самому выбирать тот или иной материал и средства для изобразительной работы. Как правило, в начале работы люди предпочитают пользоваться карандашами, восковыми мелками или фломастерами. Эти средства работы позволяют им хорошо контролировать процесс рисования, что отвечает потребности людей избегать конфронтации со своими чувствами на начальных этапах работы. Выбор этих средств может быть связан с потребностью человека в психологической защищённости. На последующих этапах арт-терапевтического процесса участники постепенно осваивают другие материалы, в том числе краски, предоставляющие им большие возможности для выражения разнообразных переживаний и работы с собственными чувствами. Кроме того, краски, смешиваясь и создавая разнообразные оттенки, делают изобразительный процесс менее предсказуемым, сопряжённым с проявлением тонких нюансов эмоциональных состояний человека и различных аспектов его опыта. Когда преодолены защитные тенденции, краски способны вызывать сильный эмоциональный отклик, ощущения радости открытия, стимулировать воображение.

Глина, тесто, песок и иные пластические материалы обладают значительными возможностями для выражения сильных переживаний, в том числе чувства гнева. Работа с ними предполагает большую степень физической вовлечённости и мышечной активности, что делает её более «энергоёмкой», затрагивающей психофизиологические процессы. Поэтому при работе с ними нередко может иметь место положительный эффект при психосоматических нарушениях и соматовегетативных проявлениях невротических состояний. Использование техники коллажа нередко помогает человеку преодолеть робость, связанную с отсутствием «художественного таланта» и умений.

Таким образом, арт-терапия обладает преимуществами перед другими методами работы социального педагога: не имеет ограничений в использовании (любой ребенок не зависимо от возраста, художественных способностей может участвовать в такого рода деятельности); вызывает положительные эмоции, помогает преодолеть апатию, сблизиться с окружающими; служит способом освобождения от сильных переживаний, средством развития внимания к чувствам, усиления ощущения собственной личностной ценности; стимулирует самопознание и самовыражение, мобилизуют творческий потенциал и внутренние механизмы самоизменения.


Библиографическая ссылка

Лысых Н.В., Баркова Е.А. АРТ-ТЕРАПИЯ В РАБОТЕ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА // Успехи современного естествознания. – 2013. – № 10. – С. 176-177;
URL: https://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=33057 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674