Scientific journal
Advances in current natural sciences
ISSN 1681-7494
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,775

Новые технологии и технические средства, используемые в настоящее время в образовании для ускорения процесса обучения и повышения его эффективности, могут дать надлежащую отдачу, если обучаемые мотивированы. Использование компьютеров, интерактивных досок, Интернета, широко распространенное при изучении иностранных языков, ведет к увеличению стоимости обучения и с экономической точки зрения мало эффективно, давая для немотивированных студентов лишь сравнительно небольшой положительный эффект. Кроме того, преподаватели должны тратить гораздо больше времени на подготовку занятий с использованием технических средств, поэтому они чаще всего перегружены, и поэтому используют современные интерактивные и мультимедийные технологии неохотно.

Целью настоящего сообщения является рассмотрение роли мотивации студентов для повышения эффективности обучения иностранным языкам и путей развития такой мотивации. Под мотивацией мы понимаем побуждение, следуя которому человек получает удовлетворение от такой группы стимулов, как достижения, любопытство, престиж и т.п.

Студент, у которого нет мотивации к изучению иностранных языков, вряд ли научится хоть чему-то. Конечно, нужно отметить, что изучение иностранных языков даже в одних и тех же условиях протекает для разных людей с различными скоростями. Для изучающих иностранный (например, английский) язык вне языкового окружения процесс усвоения языка замедляется и достижение уровня уверенной коммуникации становится проблемой.

Наши исследования и опыт работы позволили установить, что студентам, изучающим иностранные языки, приходится преодолевать как минимум два кризисных этапа, в основе которых лежат фундаментальные психофизические механизмы рецепции и репродукции новой информации человеком. Здесь важно заметить, что процесс изучения иностранного языка гораздо шире, чем процесс изучения формального описания этого языка. Этот процесс объединяет лингвистические, психологические, равно как и другие элементы (Р.Ладо). Важно также помнить, что когда человек говорит, решение говорить он принимает посредством мотивации.

Вначале занятий студенты полны энтузиазма относительно изучения иностранных языков, они стараются запоминать новые слова, структуры, фразы, и надеются, что вскоре смогут свободно их использовать. Но, как показывает практика, в течение примерно первых двух месяцев они выучивают некоторые правила использования языка, но неспособны им пользоваться. Они испытывают боязнь сделать ошибки при говорении. Студенты не видят никакого прогресса в овладении языком. У них появляется неуверенность в себе, когда они имеют дело с иностранным языком. Поэтому вскоре они разочаровываются, теряют надежду и интерес к его изучению и совершенствованию, начинают пропускать занятия и перестают делать домашние задания.

Это и есть первый кризисный этап латентного накопления языковых знаний.

Если студенты терпеливо преодолевают этот кризис, они вдруг осознают, сколь многого они уже достигли, начинают чувствовать себя гораздо увереннее и входят во второй этап изучения иностранного языка, на котором должно прийти понимание языка.

Они начинают понимать речь преподавателя и других студентов в аудитории, но говорение все еще остается для них проблемой, они не могут передать свои мысли, чувства, мнения, имеющиеся знания и информацию на иностранном языке другим людям.

Наступает второй кризисный период. При частоте занятий 2-3 раза в неделю этот период продолжается от одного до полутора лет, и, если коммуникативные навыки так и не появились и студенты не могут использовать свои знания в иноязычной среде, это будет еще одним разочарованием для них.

Существует и другая проблема касающаяся эффективности обучения иностранным языкам. Преподаватели иностранных языков часто привязаны к определенному учебнику и стараются экзаменовать своих студентов с использованием материалов из этого учебника (Д. Равелл). В этих случаях коммуникативная деятельность, в которой только студент и может использовать полученные знания, не может практиковаться регулярно.

Главный вопрос, вытекающий из вышеизложенного, - это каким образом мотивировать студентов, развить их лингвистическую и коммуникативную компетенцию и сделать процесс обучения более эффективным.

Существует много способов повышения мотивации.

На наш взгляд, для правильного выбора того или иного способа следует принять во внимание следующее.

  1. Учебный процесс начинается и происходит в аудитории. Как подчеркивает Д. Бушман, благоприятная атмосфера в аудитории практически никогда не возникает случайно. Она может возникнуть и без участия преподавателя, но обычно она неблагоприятна, и не создает условий для эффективного обучения.
  2. Поскольку человек является социальным существом, стремление общаться является силой, способствующей изучению языка (Р. Ладо).
  3. Реализация цикла «Потребности - Удовлетворение» является обстоятельством первостепенной важности (Л. Имундо).
  4. Во время планирования занятий преподавателям рекомендуется использовать следующие модели: ЕSA (engage, study, activate - вовлекать, изучать, активизировать), ARC (authentic, restricted, clarification - аутентично, ограниченно, ясно), определение конечных целей урока в начале занятия, возможное изменение плана занятия по конкретной ситуации, ролевые игры, постановка драматических сценок.
  5. Коммуникативный подход работает очень хорошо и предпочтение должно быть отдано деятельности, включающей моделирование реальных ситуаций и ролевым играм как в аудитории, так и во внеаудиторной работе.

Мы считаем, что наиболее эффективными видами внеаудиторной деятельности для развития мотивации студентов являются шоу: «Театр чтеца» и «Презентация группы». Как правило, выступления и подготовка к ним бывает чрезвычайно увлекательной, особенно для студентов технических специальностей.

Уже в конце первого семестра студенты Международного центра КГТУ, получающие дополнительную квалификацию «Переводчик в сфере профессиональной коммуникации» выступают перед студентами, преподавателями и гостями. Существует дух соревнования между академическими группами. Они усердно работают, репетируя свое выступление, чтобы получить приз в одной из номинаций: «Выдающиеся актерские способности», «Лучшее чувство юмора», «Лучший Английский», «Самое профессиональное выступление», «Самая дружная группа», «Самое патриотичное выступление», «Самое стильное выступление».

Цель всего этого - собирать студентов вместе вне аудитории, чтобы пользоваться иностранным языком, создать в группе атмосферу дружбы, повысить мотивацию к обучению. Важно также, что внеаудиторная языковая активность позволяет экономить время аудиторных занятий, ограниченное учебным планом.

Следующие обстоятельства представляются заслуживающими внимания. Все упомянутые виды деятельности, во-первых, помогают в максимальной степени активизировать общение, поскольку у студентов есть стимул делать это, и, во-вторых, они общаются более свободно, так как они могут «спрятаться за роль». Кроме того, у студентов быстрее расширяется словарный запас, уменьшаются психологические барьеры для обучения, студенты становятся уверенными в своих силах. Важно также, что студенты не теряют надежды свободно овладеть иностранным языком, и проводят больше времени, самостоятельно занимаясь языком дома.

Участие в «Театре чтеца», когда студенты разыгрывают драматическое представление, читая свои роли с листа, который они держат в своих руках, создает даже у начинающих ощущение способности общения на изучаемом языке, что позволяет незаметно преодолеть первый, а за ним и второй кризисные периоды в изучении иностранного языка. В результате уже в третьем семестре студенты Международного центра КГТУ свободно общаются с преподавателями и носителями языка, что весьма положительно сказывается на готовности выпускников к профессиональной переводческой деятельности.

Мы хотели бы особо подчеркнуть, что работа в группах повышает эффективность изучения иностранных языков, поскольку регулярное использование языка возможно именно в группах. В результате возникает еще и групповая мотивация, студенты становятся более заинтересованными в результатах занятий и получают лучшие оценки на экзаменах.

Из изложенного можно сделать следующие выводы:

  1. Участие студентов в «Театре чтеца» и «Презентациях групп» помогает установить дружеские отношения внутри групп, что является обстоятельством чрезвычайной важности при изучении иностранных языков.
  2. Постановка игровых (драматических) сцен исключительно ценна для активации учебного материала. Когда студенты разыгрывают роли, они делают это с удовольствием, в результате интерес к изучению языка возрастает.
  3. Деятельное обучение исключительно эффективно, студенты чувствуют, что они уже достигли определенного успеха, и это также облегчает дальнейшее обучение, которое происходит в раскованной и комфортной атмосфере как в аудитории, так и вне ее.

Таким образом, как говорится в китайской поговорке «То, что я слышу, я забываю, то, что я вижу, я помню, а то, что я делаю, я понимаю». То есть во время приобретения новых навыков и умений студенты получают и новые мотивы обучения.