Scientific journal
Advances in current natural sciences
ISSN 1681-7494
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,775

Православная культура имеет глубокие исторические корни. Православное мировосприятие прочно вошло в российский менталитет именно потому, что на протяжении многих веков истории нашего народа Русская православная церковь была церковью национальной, государственной. Она прививала многим поколениям нравственные традиции в духе христианской добродетели и любви к ближнему.

Свои перспективные направления Церковь видела в служении Богу, в миссионерской деятельности, а также в образовании. При Петре I на 21 миллион всего населения России было 15 миллионов православных. В 1917 г. их насчитывалось уже 115 миллионов. При этом Русская православная церковь объединяла 50 тысяч церквей, 1000 монастырей и самое главное - 4 духовных академии и 100 епархиальных училищ с 75 тысячами учащихся ежегодно[ 3 ]! И это в условиях аграрной России и массовой безграмотности населения.

После 1917 г. Церковь утратила свои доминирующие позиции на многие годы. С начала 90-х. ситуация меняется в сторону расширения конфессионального спектра. Объясняется это демократизацией общества, снятием законодательных ограничений на деятельность религиозных организаций и облегчением их регистрации в России. Так, в 2002 г. в стране зарегистрировано свыше 20 тыс. религиозных общин и 136 духовных учебных заведений, представляющих около 60 конфессий, церквей, религиозных направлений [ 1 ].

 С одной стороны, это позволяет человеку выразить свою духовную свободу, но с другой - такое многообразие может запутать и направить человека по ложному пути. Особенно учитывая, что по данным опросов, более 25 % россиян колеблются между верой и неверием. Эта категория как раз и подвержена влиянию различных сект и псевдорелигий, главная цель которых - материальное обогащение за счет вовлечение как можно большего числа людей. Хочется сказать, что молодежь из числа вовлекаемых занимает первое место в силу своей неопытности, порой любознательности и зачастую незнанием о деструктивном характере той или иной секты.

Как раз в таких условиях остро возникает необходимость просвещения, воспитания и ограждения молодого поколения социальными институтами от негативного воздействия сектанства и так называемых «новых религий». Являясь одним из таких институтов, Церковь призвана развивать православное религиозное образование.

В настоящее время действуют 5 духовных академий (в 1991 г. - 2), 26 духовных семинарий (в 1988 г. - 3), 29 духовных училищ, которых до 90-х гг. не было совсем. Открыты 2 православных университета и богословский институт, 1 женское духовное училище, 28 иконописных школ. Общее количество учащихся духовных школ, включая заочную форму обучения, - около 6000 человек [ 2 ]. Созданы учебные заведения, призванные распространять религиозное образование среди мирян. Кроме того, во многих школах апробирован курс «Основы православной культуры», задачей которого является ознакомление школьников с традициями, обычаями, историей и культурой православия. Таким образом сохранится достояние не одного поколения и образование при этом сыграет не последнюю роль.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Кислюк К.В., Кучер О.Н. Религиоведение. - Ростов н/Д: Феникс, 2003. - с. 413.
  2. Там же. С. 416.
  3. Лобазова О.Ф. Религиоведение. - ИТК «Дашков и К», 2003. - с. 368.