Scientific journal
Advances in current natural sciences
ISSN 1681-7494
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,775

Сейчас для России идея объединения, возвращения к исконным ценностям (например, семьи, родины), наиболее значима. Одним из самых надежных и ценных источников изучения культуры является язык Рассмотрением отношения языка, духовной культуры, народного менталитета и народного творчества занимается этнолингвистика, в рамках которой выполнено данное исследование.

Понятие «род» является одним из исконных понятий русской культуры, еще Нестор писал, что славяне жили родами. Данное понятие входит в оппозицию «свое/чужое», как пишет В.В. Колесов, понятием «род» в русской культуре всегда обозначались свои, близкие. Первоначально понятие «род» понималось как родичи, которые связаны кровными узами с общим предком, в дальнейшем, по мысли В.В. Колесова, понятие «рода» расширяется и включает в себя не только родственников, но и близких людей.

Понятие «рода» неотделимо от понятия дома. А.Н. Афанасьев писал, что славяне селились родами, у каждого рода была своя изба и свой очаг. Род объединял несколько семей, связанных кровными узами.

Род у славян считался богом, которому приписывалась функция рождения всего живого и не живого. Как пишет Б.А. Рыбаков, Род в славянской мифологии своим влиянием охватывал многие сферы жизни: человеческие отношения, земледелие, природное пространство (небо, земля, вода). Род мыслился создателем Вселенной. Исследователь считает, с такой многофункциональностью божества связан разветвленный комплекс древнерусских слов, содержащих корень -род-: род, народ, родня, родичи, родина, родить, природа, рождать, урожай, родичи, народ. Слова с корнем -род- относятся к тем сферам человеческой жизни и природы, которыми по верованиям управлял Род.

Таким образом, в славянской культуре понятие «рода» является объединяющим началом, объединяет людей друг с другом, связывает их с местом рождения, с природой и мирозданием.

Объединяющая и изначальная суть «рода» наиболее отчетливо проявляется в языке фольклора. Нами были исследованы различные фольклорные жанры, но хотелось бы подробнее остановиться на текстах русских былин.

В былинах понятие «рода» воплощено в лексеме род и сочетании род-племя. В былинах в данных лексемах отражено архаическое, первоначальное представление народа о «роде». В ранних эпических текстах лексема род встречается в следующих семи значениях:

«ряд поколений, колена»: Не бейся с родом Микуловым: Его любит матушка сыра-земля. Данный пример содержит мифологическое понимание лексемы род, в которой сохранился остаток языческого верования о покровительстве природных стихий тому или иному роду.

«рождение, родство по рождению» (связь человека с другими людьми): А ты по роду мне сестра родна.

«родина» (связь человека с землей): Есть я родом из земли да из тальянскою;

«мир, жизнь»: У меня есь ли на роду-то родный батюшко;

«судьба» (связь со Вселенной): Говорит Илья Муромец: Не была мне на роду смерть в поле написана. В данном примере значение «судьба» лексемы род содержит смысловой компонент «рождение», связь человека с моментом рождения, связь всех его поступков между собой. Данное значение близко к значению - «мир, жизнь» лексемы род. В былинах судьба и жизнь понятия родственные.

«происхождение» (связь с обществом): Я ведь роду-ту, роду, да роду царского;

«сущность, природное свойство» (связь с природой): У нас Мишка-то роду торопливого.

Следует отметить, что слово род в былинах неоднозначно и чаще всего определяет в себе сразу несколько значений. Остановимся на некоторых их них.

Во многом архаические (родоплеменные) черты несет в себе сочетание род-племя: в эпосе сочетание род-племя употребляется наряду с сочетаниями отец-мать, а также со словами земля, имя, отчество. В понятие род-племя в былинах входят значения: «родина», «родители», «происхождение», «имя», «ряд поколений, принадлежность к роду, племени».

Какой ты земли, какой родины,

Да какого отца-матери,

Как тебя, молодца, да именем зовут.

Да какого ты роду-племени?

(Козарин)

То, что объединяет данные значения слова род, - это смысл «рождения», связь человека с чем-либо от рождения.

Источники

  1. Былины. - М., 1986.
  2. Русская народная поэзия. Эпическая поэзия. - Л., 1984.
  3. Свод русского фольклора. Былины: В 25 томах. - С-П., - М., 2001. - Т.1.
  4. Свод русского фольклора. Былины: В 25 томах. - С-П., - М., 2001. - Т.2.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Афанасьев А.Н. Народ-художник:Миф.Фольклор. Литература. - М., 1986.
  2. Колесов В.В. Человек в слове Древней Руси. - Л., 1986.
  3. Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. - М., 1997.
  4. Толстой Н.И. Язык и народная культура: Очерки по славянской мифологии и этнолингвистики. - М, 1995.
  5. Трубачев О.Н. Этногенез и культура древнейших славян. Лингвистические исследования. - М., 1991.