Scientific journal
Advances in current natural sciences
ISSN 1681-7494
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,775

CONCEPTUAL BASES OF A “SAFE TYPE” PERSONALITY FORMING AT CONTINUOUS EDUCATION

Kazimirov Y.B. Shipacheva A.D. Lutaenko V.F.
At the moment as there has been appeared a lot of problems connected with mankind physical survival, with enlargement of inside and outside threats to mankind’s activity it’s very important to form a person of a “safe type” in the system of education. A “safe type” person is a highly intellectual person who knows how to make people’s life and people’s activity safety, who aspires to solve all these problems and can put together personal and society interests. The main purpose of education is to bring up a creative person in a creative surrounding. It means that the education system has to work out principles of bringing up pupils with a hard motivation for further science, technical, cultural and art investigation, for self-actualization and self-production. These aspects are possible with personal and society safety to be closely connected – starting from a family up to the mankind in a very deep and wide meaning.
В XXI веке человечество вошло в эпоху грандиозных социально-культурных и технических перемен, называемых постиндустриальными. Возникла необходимость обеспечить безопасность человека от его собственной жизнедеятельности. На фоне глобальных проблем, связанных с угрозами экологических катастроф, междоусобной борьбы народов, терроризмом, приобрели новое звучание проблемы национальной и личной безопасности.

Обеспечение безопасности человеческих сообществ в глобальном и национальном масштабах касается каждого и требует разумных общих действий. Чтобы реализовать собственный потенциал и достичь благополучия, человеку необходимо заботиться об индивидуальной безопасности: вести здоровый образ жизни, уметь ориентироваться в опасных ситуациях, защитить себя и своих близких в сложившихся обстоятельствах, оказать первую помощь пострадавшему. Неумение человека обеспечить свою безопасность в изменившихся природных, технических и социальных условиях стало недопустимым.

Сегодня образованию дан социальный заказ не только по возрождению российского этноса, но и по формированию личности «безопасного типа».

Общее образование одно из наиболее действенных средств управления и формирования мировоззрения человека и общества. В период его модернизации вводятся новые предметы, условия и темы, востребованные современными условиями жизни. В полной мере это относится и к курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ), развитие которого непосредственно связано с необходимостью решения глобальных, национальных и индивидуальных проблем безопасности, с потребностями устойчивого развития России и её граждан.

Курс ОБЖ в настоящее время находится в стадии развития. Именно этот курс может дать ответ на главный «вызов XXI» века, поскольку:

  • он может и должен опережать основную потребность человека и общества в формировании умений и навыков безопасной жизнедеятельности и адекватного мировоззрения;
  • он может и должен служить стержнем непрерывного образования: детское дошкольное учреждение - начальная школа - средняя школа - колледж - ВУЗ;
  • он может и должен стать стержнем интеграции с другими предметами: биологией, историей, географией, физикой, химией и т.д.;
  • он может и должен стать системообразующей базой в формировании здоровьесохранного образовательного пространства.

Содержание курса в настоящее время включает в себя четыре основных раздела:

  1. Основы здорового образа жизни.
  2. Безопасность и защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях.
  3. Основы медицинских знаний и правила оказания первой медицинской помощи.
  4. Современный комплекс проблем безопасности.

Концептуальной основой курса является триединое представление о здоровье, как о единстве физического, психического и личностного. Методологической основой концепции, на наш взгляд, являются: фундаментальные положения экзистенциальной философии секулярного направления, касающегося проблем самореализации личности и человеческого бытия в целом; основные положения личностно центрированного подхода к становлению «полноценной функционирующей личности», разработанные Х. Роджерсом; психологическая концепция «здоровой личности», созданная А. Маслоу; отечественные и зарубежные философские, психологические и педагогические теории конструктивного личностного роста и самообразования.

Формирование личности «безопасного типа» в детском дошкольном учреждении - начальной школе - средней школе - колледже - ВУЗе должно носить постоянный и системный характер, включать в содержание ценности здоровья, здорового образа жизни, правила поведения на улице, транспорте, в быту при чрезвычайных ситуациях, оказание само и взаимопомощи пострадавшему. Это направление является обязательным в здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений и является системообразующей частью.

Главной составной частью учебных программ курса ОБЖ должен явиться раздел «Основы здорового образа жизни» как формирующий у воспитанников и обучающихся необходимые качества, обеспечивающие им сохранение и укрепление здоровья, и безопасное поведение в реальной окружающей среде (природной, техногенной, социальной).

Немаловажное значение в курсе ОБЖ имеет раздел «Основы медицинских знаний и правила оказания первой медицинской помощи». Любой человек не застрахован от опасных и чрезвычайных ситуаций. Оказавшись в этих условиях, он должен использовать весь арсенал своих знаний и навыков, доведенных до автоматизма. Поэтому этот раздел имеет не только медицинское, но и социальное значение.

Информация по здоровому образу жизни, основам медицинских знаний, правилам поведения в окружающем мире и в чрезвычайных ситуациях должна наращиваться и усложняться постепенно и последовательно с учетом психо-физиологических особенностей, социальной зрелости детей и подростков, юношества.

Междисциплинарная системообразующая специфика курса, формирующая современное мировоззрение у учащихся предъявляет особые требования к преподавателям и воспитателям ОБЖ: они должны обладать не набором поверхностных знаний и умений, а глубоко разбираться в содержании всех разделов, входящих в программу курса ОБЖ. Принципиально важным является воспитание у учащихся оптимистического, активного отношения к жизни. Ведь в процессе освоения программы детям приходится сталкиваться с описанием и примерами преимущественно негативных ситуаций: правонарушений, травм, катастроф, аварий, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Для впечатлительного ребенка это может оказать нежелательное кумулятивное воздействие на психику. И задача учителя «уравновесить» все изучаемые «негативы» общей позитивной установкой, не позволить сформировать у ребенка «катастрофическое восприятие мира».

В процессе обучения у учащихся должно формироваться представление, что человек очень сложное, но хрупкое существо. Объем курса ОБЖ должен охватывать весь комплекс опасностей для человека, для жизни, здоровья, благосостояния, лишения к доступу информации (образованию):

  • От окружающей среды,
  • От жизнедеятельности человеческого общества,
  • От собственной деятельности,
  • От социальных проблем
  • Специфики региона проживания и т.д.

Комплекс возможных мер безопасности формируют действия каждого человека и общества на личном, национальном и международном уровнях, а предпосылками этих действий являются личная направленность, общественная мораль, гражданские законы, идеология единства человеческого общества и соответствующее общее образование и воспитание. Современное образование - культурная мировоззренческая основа национальной и глобальной безопасности, обеспечивающая долгосрочные интересы общества и личности. Не будет преувеличением признать, что основы научного мировоззрения, навыки личной безопасности, образ жизни россиян даются в процессе обучения с раннего детства.

Образовательная система в рамках курса ОБЖ сегодня ищет новые пути поддержки учителя и ученика в их совместной работе в поисках правил, навыков, условий безопасности жизнедеятельности в современных условиях как природных, техногенных, так и социальных катастроф.

Большинство современных проблем не могут быть решены в одиночку, отдельной страной, отдельной группой, а образование стало фактором глобальной безопасности и гарантией снижения риска во всех сферах деятельности человека, уменьшая опасность совершения ошибок.

Работая над развитием курса ОБЖ в рамках федеральной экспериментальной площадки, нами делаются попытки решить методические и технологические аспекты еще не решенных проблем, а именно непрерывности, преемственности, интеграции курса, начиная с дошкольного возраста. Кроме этого ведется поиск интерактивных методов обучения по всей цепи общего образования. Интерактивные технологии характеризуют обучение, погруженное в процесс общения людей. Основными ступенями освоения активных методов обучения являются - восприятие среды, навыки общения, диалог-дискуссия, реальная игра, имитационная игра, жизненная практика. На каждой ступени образования требуется адекватная психо-физиологическим особенностям учащихся ступень активных методов обучения.

Активные методы обучения опираются на древний механизм индивидуального осмысления человеческой культуры через процесс имитации. Происходит увеличение возможностей саморегуляциии, самокоррекции учащихся собственных индивидуальных особенностей, в отличие от внешних, обычно авторитарных, методов педагогического воздействия.

Известно, что в дошкольном и младшем школьном возрасте игра занимает одно из ведущих мест в развитии ребенка. Участие в играх - одна из форм освоения сложных форм одновременного мышления на разных уровнях решаемой проблемы.

Благодаря активной форме участия в играх достигается высокий уровень запоминания событий, имевших место в игре, что соответствует данным психологии, согласно которым у человека остается в памяти приблизительно 10 % из того, что он слышит, 50 % - из того, что он видит и 90 % - из того, что он делает. Все это чрезвычайно важно при освоении навыков безопасности жизнедеятельности.

Нами получены предварительные результаты по использованию активных форм обучения по ОБЖ, содержащих комплекс наглядных материалов: муляжи, тренажеры, плакаты, наглядно-раздаточный материал, учебно-методические пособия и др. Так, коэффициент обученности по ОБЖ у девятиклассников с использованием тренажеров составил 100 % против 77 %, где обучение велось традиционно. Родители первых учащихся отмечают, что их дети изменили свой образ жизни, занимаются зарядкой, закаливанием, спортом, лучше учатся. И на их удивление уверенно оказывают первую помощь при различных травмах. Кроме этого, стали лучше относится друг к другу, младшим сестрам и братьям, занимают первые места в олимпиадах, где уверенно на муляжах демонстрируют все заданные задачи по оказанию первой медицинской помощи при травмах, отравлениях.

Немаловажное значение в преподавании курса ОБЖ имеет непрерывность обучения проблемам безопасности по всей цепочке общего образования: детское дошкольное учреждение - начальная школа - средняя школа - колледж - ВУЗ, и вместе с ней проблема преемственности, которая рассматривается нами как методологический и дидактический принципы. Разработка учебных программ по ОБЖ для каждой возрастной группы, интеграции курса с другими предметами, критериев оценки, наглядного материала, требуют тщательного изучения возрастных психо-физиологических особенностей детей, мониторинга здоровья и обученности, подготовки педагогических кадров и т.д.

При изготовлении комплекта возрастных тренажеров, позволяющих воспроизводить игровые ситуации, деловые игры нами тщательно изучаются у детей, подростков, юношей психологическая готовность, эмоциональная устойчивость.

При использовании принципа формирования психологической надежности при обучении навыкам поведения и оказания первой медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях для каждой возрастной группы художники, дизайнеры, психологи, электронщики подбирают адекватные для натурного восприятия и при этом формирования устойчивого алгоритма действия, цвет, внешний вид, звук муляжей, учебные программы, сопровождающие учебно-методические материалы.

Следует особо остановиться на вопросе, с какого возраста, в какой обстановке, в каких формах следует начинать обучение детей здоровому образу жизни, правилам поведения в чрезвычайных ситуациях, навыкам оказания первой медицинской само и взаимопомощи. Ответ однозначен - сразу после рождения по содержательной нарастающей. Большая роль в этом принадлежит семье, родителям. Как показывает жизненный опыт, пока ребенок не попадает в организованный коллектив воспитание личности «безопасного типа» западает по разным причинам, основной из которых является некомпетентность родителей.

Крайне важно процесс обучения следует начинать с детского дошкольного учреждения, где работают профессионалы-воспитатели, врачи, психологи, социальные педагоги, где может быть отлажен контроль, обратная связь, коррекция, индивидуальный подход, работа с родителями. В настоящее время в детском дошкольном учреждении, как показали наши исследования, качество учебных программ дидактического сопровождения, педагогических технологий, находятся на низком уровне и поэтому неэффективно.

Научно - производственное объединение «ЭЛТЭК» совместно с базовым МОУ ДДУ № 17 г. Шелехово разрабатывает весь комплекс обучающих средств, создает новые педагогические технологии в рамках федеральной экспериментальной площадки. Концептуальной основой исследований и разработок являются:

  • природособранность,
  • комплексный подход,
  • обучение в игре,
  • одновременное обучение родителей,
  • интеграция, межведомственная, междисциплинарная,
  • непрерывность и преемственность обучения,
  • безопасность.

Наиболее существенными признаками преемственности по обучению детей и подростков основам безопасности жизнедеятельности (по видимому, и по другим предметам) являются: динамизм учебного познания; движение и развитие знаний по восходящей линии от простого к сложному; от сущности первого порядка к сущности второго порядка и т.д.; наличие диалектических скачков в учебном познании, создание оптимальных условий для формирования системы обобщенных знаний и умений, учащихся на основе преемственных межпредметных связей.

Основными функциями преемственности в условиях непрерывного общего образования по формированию личности «безопасного типа» являются интегративная и социально - педагогическая деятельность, где происходит становление учащегося как социально-психологического феномена, субъекта социального действия. Здесь преемственность выступает как обще дидактический принцип.

Таким образом, основными требованиями непрерывного обучения основам безопасности жизнедеятельности человека являются: обеспечение непрерывности личностного развития учащихся, нахождение соответствующего психо-физиологическим возможностям учащихся рационального содержания данного учебного предмета, методов, форм и средств обучения, способствующих формированию личности «безопасного типа».

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Баташев А.В. Преемственность обучения в общеобразовательной и профессиональной школе. С-П., 1996
  2. Байбородова Л.В., Индюков Ю.В. Методика обучения ОБЖ. М., 2003
  3. Ермолаева М.В. Психология развивающей и коррекционной работы с дошкольниками. М., 1998
  4. Кавтарадзе Д.Н. Обучение и игра. М., 1998
  5. Максиняева М.Р. Занятия по ОБЖ с младшими школьниками. М., 2003
  6. 6. Сапронов В.Н., Мишин Б.И. Человечество должно стать обществом, которым управляет разум// Народное образование, 2000