Scientific journal
Advances in current natural sciences
ISSN 1681-7494
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,775

Димитровградский институт технологии, управления и дизайна (филиал Ульяновского государственного технического университета)

А.И. Солженицын - писатель, выдающийся представитель христианской духовности, "последний великий русский" (Ю. Кублановский) - человек молящийся.

Ритмический повтор - одно из фундаментальных свойств молитвы как организованного текста. Ритм именной молитвы А.И. Солженицына имеет отчетливо хореическую структуру из стоп, характеризующихся начальным ударным стихом. Но кроме плана выражения ритм в этом произведении присутствует и в плане содержания.

Предикаты, или семантические операторы (термин Н.Л. Мусхелишвили Ю.А. Шрейдера), солженицынской молитвы соответствуют ролям входящих в высказывательную форму актантов: 1) Автор, или коммуникатор (лексическое средство выражения - личное местоимение "я"); 2) Адресат, или перципиент ("Ты", "Господи"); 3) Объект, которому передается "информация" ("мир", "умнейшие люди", "человечество", "другие")

Условная семантическая запись позволяет выделить в стихах исследуемого религиозного текста интуитивно ощущаемое ритмическое чередование использованных операторов:

  • Автор - адресат
  • Автор - адресат - объект
  • Автор - адресат
  • Автор - адресат
  • Автор - адресат - объект
  • Автор - адресат
  • Автор - адресат - объект (субъект)

Повтор всех трех выделенных операторов наблюдается во втором и пятом стихах, то есть получается правильный ритмический узор: + (1) - (2) + (3) + (4) - (5) + (6)

Последний стих ни с чем не "рифмуется", его семантическая фигура выражает финал - апофеоз молитвы: "другие" превращаются из объекта передачи Истины в субъект. Писателю "легко" жить, так как он надеется на то, что его стезю продолжат:

Как легко мне жить с Тобою, Господи!

Как легко мне верить в Тебя...

Глубинный смысл именной молитвы А.И. Солженицына можно интерпретировать как утверждение контакта Бога и молящегося в качестве необходимого условия "сбережения народа", осознание того, что миссия писателя-пророка необходима на земле.