Scientific journal
Advances in current natural sciences
ISSN 1681-7494
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,775

CARABIDOFAUNA (COLEOPTERA, CARABIDAE) OF ROADSIDE URBANOCENOSES OF THE MOSCOW REGION MESCHERA

Zykov I.E. 1 Khotuleva O.V. 1 Zavaltseva O.A. 1
1 State University of Humanities and Technology
There was a decrease in the number, a decrease in species diversity, a change in the composition of the life forms of carabid beetles (Coleoptera, Carabidae) in roadside urban communities compared with biotopes remote from highways. The number of dominants with a high dominance index in all localities is approximately the same, they are based on: Calathus fuscipes, C. erratus, C. melanocephalus, Amara bifrons, Harpalus rufipes. An increase in the dominance index together with a low value of the species diversity index indicate the instability of the system. According to the biotopic preference, in all the studied biotopes, species and numerical abundance dominated by species of open spaces: meadow-field and field, in the spectrum of life forms by species abundance – zoophages, by numerical abundance – mixophytophages. Biotopes located in pairs on both sides of highways have similar dynamic density indices and populated by eurybiont, plastic species that easily adapt to diverse conditions. Roads are a kind of ecological channel along which insects can spread widely. Highways are not insurmountable obstacle for carabid beetles. However, separate enclosed territories within the building blocks, bounded by highways, apparently, can considered as some partially isolated, insular habitats.
carabidofauna
species composition
life forms
dominance index
biotopic preference
urban cenoses

Городской ландшафт имеет свою специфическую структуру. В городе можно встретить разные типы биотопов от рудеральных газонов, одиночных деревьев и кустарников до парков. Для большинства урбоценозов характерна трансформация первичного рельефа и почвы и мозаичность расположения биотопов, границы которых часто определяются положением автотрасс.

Автотрассы в городе могут являться серьезным барьером для мезогерпетобионтов, к которым, среди прочих членистоногих, относятся и жужелицы (Coleoptera, Carabidae) [1]. В результате движения автотранспорта насекомые часто погибают на транспортных магистралях, дороги изолируют их местообитания, придавая последним островной характер [2]. Вместе с тем дороги образуют своеобразное экологическое русло, вдоль которого насекомые могут широко расселяться [3, 4].

Жужелицы являются достаточно удобной модельной группой для оценки экологического состояния биоценозов, в том числе городских, так как обладают такими качествами, как большое видовое многообразие, невысокие миграционные способности, избирательность к почвенно-растительным условиям, разнообразие экологических связей, чувствительность многих видов к антропогенным воздействиям [5–7].

Известно, что качество среды обитания для почвенных насекомых в зоне расположения транспортных магистралей, как правило, ухудшается из-за краевых эффектов, уплотнения почвы, химического загрязнения и может отражаться на присутствии видов, их численности или демографических параметрах. В частности, в наших исследованиях карабидофауны в придорожных стациях, по сравнению с ценозами в глубине жилых кварталов, наблюдались изменения таких параметров, как численность, видовое разнообразие, состав жизненных форм. Природные островные группировки в селитебных ландшафтах, как правило, подвергаются комплексному антропогенному воздействию. Помимо автотранспорта на биоту здесь оказывают влияние выбросы промышленных предприятий, городских котельных. В ряде городских микроценозов наблюдается значительное уплотнение почвы и эрозионные процессы, в результате вытаптывания и регулярного скашивания травы. Таким образом, можно утверждать, что результаты исследований, полученные рядом карабидологов при исследовании придорожных локалитетов в природных ландшафтах, не всегда коррелируют с данными изучения придорожных урбоценозов [8–10].

Целью работы является эколого-фаунистическое исследование особенностей структуры, закономерностей формирования и изменения карабидофауны придорожных биотопов в условиях города и оценка состояния и устойчивости экосистем.

Материалы и методы исследования

Сбор материала осуществлялся по стандартной методике ловушками Барбера в г. Орехово-Зуево Московской области. Ловушки экспонировались с июня по сентябрь 2022 г. Ловушки располагали по двум трансектам в направлении от центра города по обеим сторонам автотрасс с четырехполосным (трансекта 1) и двухполосным (трансекта 2) движением транспорта. Длина трансекты 1 – 1,3 км, трансекты 2 – 0,8 км. Локалитеты имели примерно одинаковые условия обитания и представляли собой элементы благоустройства придомовых территорий с травянистой и древесной растительностью. Правые стороны трансект 1 и 2 располагались перпендикулярно друг к другу и являлись границами жилого квартала. Для характеристики населения жужелиц использовались следующие критерии: видовой состав, структура доминирования, экологическая структура по биотопическому спектру жизненных форм. Видовое разнообразие комплексов жужелиц придорожных биоценозов оценивалось с помощью статистических методов [11].

Результаты исследования и их обсуждение

За время проведения исследований отработано 106 ловушко-суток, собрано 5940 экземпляров жужелиц, относящихся к 14 родам и 34 видам. Данные по фауне жужелиц придорожных биотопов и структуре доминирования представлены в табл. 1.

Доминантные виды определяли с помощью индекса Бергера – Паркера. Анализ структуры доминирования проводился с использованием следующих градаций: к доминантным отнесены виды, обилие которых составляет более 5 % от общего числа жужелиц, к субдоминантным – 2–5 %, к рецедентным – менее 2 %. Динамическая плотность жужелиц выражена в числе экземпляров на 10 ловушко-суток. Наибольшая абсолютная численность жужелиц отмечена в биотопах вдоль трансекты 1.

Оценка степени доминирования показала, что количество доминантов во всех локалитетах было примерно одинаковым, их основу составили 5 видов: Calathus fuscipes, C. erratus, C. melanocephalus, Amara bifrons, Harpalus rufipes (табл. 2). В некоторых биоценозах индекс доминирования может принимать достаточно высокие численные значения, что вместе с невысокими показателями индекса видового разнообразия указывает на нестабильность системы.

По биотопическому преферендуму во всех исследованных биотопах по видовому и численному обилию преобладали виды открытых пространств: лугово-полевые и полевые, а также лесные пластичные виды. В качестве супердоминантов практически во всех стациях присутствовали полевой вид H. rufipes, лугово-полевой A. bifrons, лесные P. melanarius и C. melanocephalus.

Спектр жизненных форм в придорожных биотопах в значительной степени обеднен. По видовому обилию в исследованных местообитаниях превалировали зоофаги, преимущественно подстилочные и подстилочно-почвенные виды. Основу подстилочной группы по численности составляли C. melanocephalus и C. erratus, в более ксерофитном биотопе вдоль трансекты 2 по правой стороне к ним добавился C. fuscipes. Подстилочно-почвенная группа была представлена экологически пластичным P. melanarius более многочисленным вдоль трансекты 1.

Таблица 1

Видовой состав, структура доминирования населения жужелиц придорожных урбоценозов

Виды

Трансекта 1

Трансекта 2

правая сторона

левая

сторона

правая сторона

левая

сторона

1

Carabus nemoralis Müller

0,2

2

Notiophilus biguttatus F.

0,3

3

Notiophilus palustris Duft.

2.3

4

Broscus cephalotes L.

0,6

5

Bembidion quadrimaculatum L.

6

Poecilus lepidus Leske

4,4

1,6

3,8

6,3

7

Poecilus versicolor Sturm.

1,2

0,2

1,4

8

Pterostichus niger Schall.

1,6

9

Pterostichus oblongopunctatus F.

0,5

0,4

10

Pterostichus melanarius Jll.

11,8

5,4

7,8

11

Calathus fuscipes Gz.

2,4

4,2

5,7

12

Calathus erratus Sahlb.

9,1

7,3

6,1

8,2

13

Calathus melanocephalus L.

8,6

39,2

14,2

12,3

14

Calathus halensis Schall.

0,2

15

Synuchus vivalis Jll.

1,2

1,3

2,0

0,7

16

Amara plebeja Gyll.

1,2

0,2

3,0

17

Amara eurynota Panz.

0,2

18

Amara spreta Dej.

0,4

0,2

1,5

1,8

19

Amara bifrons Gyll.

12,5

5,4

10,7

34,5

20

Amara consularis Dufit.

   

0,8

0,4

21

Amara fulva Deg.

1,8

4,8

3,5

14,9

22

Amara majuscula Chaud.

1,0

0,5

0,7

23

Curtonotus aulicus Panz.

0,5

1,1

24

Harpalus rufipes Deg.

39,6

21,5

30,7

14,5

25

Harpalus tardus Panz.

1,6

0,4

0,5

26

Harpalus xanthopus Gemm.

0,3

27

Harpalus affinis Schr.

1,8

0,3

0,5

2,2

28

Harpalus distinguendus Duft.

0,3

29

Harpalus latus L.

0,2

0,2

2,6

0,7

30

Acupalpus flavicollis Sturm.

0,5

31

Badister bipustulatus F.

0,2

0,2

0,5

32

Badister lacertosus Sturm.

0,2

33

Badister unipustulatus Bon.

0,2

34

Loricera pilicornis F.

0,2

 

Количество видов

19

21

23

17

 

Абсолютная численность

1136

1267

448

688

Численное обилие миксофитофагов увеличивается в стациях со слабо нарушенным травянистым покровом, что связано с трофической специализацией жужелиц. Наибольшее количество миксофитофагов отмечено с правой стороны вдоль трансекты 2.

В течение июня ловушки по правым сторонам трансект 1 и 2 не заливались формалином. Выборка ловушек производилась 2 раза в день (утром и вечером), особей метили и выпускали. С июля меченые особи начали встречаться по обеим сторонам дороги, но в незначительных количествах. Наибольшей мобильностью обладали лишь три вида: C. erratus, C. melanocephalus, H. rufipes. По-видимому, транспортные автомагистрали хотя и являются препятствием к миграции жужелиц, но не изолируют полностью местообитания.

Таблица 2

Доминантные виды жужелиц городских ландшафтов

Доминантные виды

Трансекта 1

Трансекта 2

правая сторона

левая

сторона

правая сторона

левая

сторона

1

Poecilus lepidus Leske

+

-

+

++

2

Pterostichus melanarius Jll.

++

++

++

-

3

Calathus fuscipes Gz.

+

+

++

+

4

Calathus erratus Shalb.

++

++

++

++

5

Calathus melanocephalus L.

++

++

++

++

6

Amara bifrons Gyll.

++

+

++

++

7

Amara fulva Deg.

-

+

+

++

8

Harpalus rufipes Deg.

++

++

++

++

Примечание: ++ – доминантные виды; + – субдоминантные виды.

Таблица 3

Разнообразие сообществ жужелиц различных биотопов

Исследованные биотопы

Индексы α-разнообразия

Динамическая плотность

Видового разнообразия Симпсона (D)

Видового разнообразия Шеннона (H)

Полидоминантности

(1/D)

Вероятность межвидовых встреч (1-D)

Индекс уникальности (w)

Трансекта 1

левая сторона

23,7

0,21

3,29

4,76

0,79

0,32

правая сторона

26,4

0,26

2,21

3,85

0,74

0,58

Трансекта 2

левая сторона

10,2

0,14

2,93

7,14

0,86

0,20

правая сторона

14,3

0,17

1,72

5,88

0,83

0,50

Для характеристики структуры популяций жужелиц внутри каждой из исследованных локаций использовались следующие индексы оценки α-разнообразия: видового разнообразия Шеннона (H) и Симпсона (D), уникальности видов, полидоминантности, вероятности межвидовых встреч и динамической плотности (табл. 3).

Анализ данных динамической плотности показал, что биотопы, располагающиеся попарно, по обеим сторонам автодороги, обладают сходными индексами. Они достаточно низкие для биотопов вдоль трансекты 2, и более высокие – вдоль трансекты 1.

Как известно, индекс Шеннона обладает хорошей дискриминантной способностью и мало зависит от размера выборки, индекс Симпсона (D) придает больший вес массовым видам.

Исходя из данных табл. 3, индексы Шеннона и Симпсона принимали относительно высокие значения по обеим сторонам трансекты 1, что, возможно, связано с наличием достаточного количества мест для укрытия. С левой стороны трансекты 1 расположен небольшой сквер, с правой стороны у жужелиц имеется возможность мигрировать вглубь микрорайона. Популяции жужелиц по левым сторонам вдоль транссекты 1 и 2 наиболее обособлены от остальных местообитаний, что дополнительно подтверждается в экспериментах с мечеными особями. Комплексы жужелиц, обитающие в биотопах вдоль трансекты 1, подвергались более сильному антропогенному воздействию. Здесь было обнаружено всего 4 доминантных вида с высоким индексом доминирования от 11,9 до 41,2.

Для оценки степени выровненности популяции применялись индексы полидоминантности Вильямса и вероятности межвидовых встреч. Наибольшие значения указанные индексы имели в биотопах вдоль трансекты 2. Эти местообитания представляли собой палисадники вдоль многоэтажных домов, засаженные декоративными кустарниками и травянистыми растениями. Выкашивания этих территорий не производилось. Наибольшие значения индекса уникальности отмечались в биотопах с правых сторон трансект 1 и 2, отделенных друг от друга и от двух других локаций транспортными магистралями. Такое распределение подтверждает преимущественное взаимодействие комплексов жужелиц внутри кварталов по сравнению с комплексами видов, разделенных автотрассами.

Заключение

Видовое разнообразие в основном зависит от почвенно-растительных условий биоценозов и наличия мест для укрытия. Близость автотрасс в городских условиях хотя и оказывает незначительное влияние на комплексы жужелиц, полностью не исключает взаимодействия популяций. Видовое разнообразие в придорожных локалитетах поддерживается в основном за счет миграций жужелиц внутри микрорайона, ограниченного автомобильными дорогами. Экологическая структура городского населения жужелиц характеризуется преобладанием видов открытых пространств, что отражает микростациальную структуру районов застройки. Появление лесных видов в придорожных биоценозах зависит от степени озеленения территории и режима влажности биотопа. Численное обилие миксофитофагов в стациях, расположенных вдоль автотрассы, увеличивается в биотопах с более развитой травянистой растительностью, что связано с трофической специализацией жужелиц.