Scientific journal
Advances in current natural sciences
ISSN 1681-7494
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,775

ALLOCATION OF FUNCTIOMAL ZONES IN THE TERRITORIES OF TRADITIONAL LAND USE “BELLET” AND “ANAMY”

Filippova V.V. 1, 2 Popova D.D. 2
1 The Institute for Humanities Research and Indigenous Studies of the North
2 North-Eastern Federal University named after M.K. Ammosov
2087 KB
The article is devoted to the problem of functional zoning of territories of traditional nature use. In this paper, on the example of two territories of traditional nature use “Bellet” and “Anamy”, located in the Aldan district of the Sakha Republic (Yakutia), the allocation of functional zones within them is proposed. Zones of specially protected natural territories in Yakutia are taken as the basis of zoning. The comparison of zones of specially protected natural territories and territories of traditional nature use is carried out. The authors proposed zoning based on the consideration of land users in the territories of traditional nature use and existing restrictions. It is proposed to distinguish the following zones within the territories of traditional nature use “Bellet” and “Anamy”: 1 – forbidden to visit (a special protection zone to preserve the resource potential – zones of absolute rest of protected areas, fish spawning sites, reindeer calving, etc.); 2 – strictly regulated visits (zones of territories of traditional nature use in protected areas, hunting grounds, power lines, technological roads, oil pipelines, etc.); 3 – free visit zone (places of residence of the Indigenous peoples of the North, locations of objects of historical and cultural heritage). The proposed zoning model of the territories of traditional nature use, carried out using a comprehensive assessment of the territory, will allow to streamline the existing situation with the overlap of several land users’ plots. The proposed zoning of the territories of traditional nature use is a reasonable concrete proposal for the functional zoning of the territories of traditional nature use with recommendations for its implementation. The results of the research can be taken into account when making changes to the relevant regulatory documents regarding the implementation of the state policy for the protection and preservation of the vital activity of the indigenous peoples of the North, Siberia and the Far East. The study was funded by the Russian Science Foundation, project No. 21-17-00250 «Interregional and intraregional communications of the indigenous peoples of the North in the context of global challenges: history and modernity».
functional zoning
territories of traditional nature use
geoinformation systems
Aldansky district
Yakutia

Организация территорий традиционного природопользования в России является одним из видов реализации государственной политики по защите и сохранению жизнедеятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока. В Республике Саха (Якутия) в соответствии с нормативными актами Правительства Российской Федерации и способами реализации прав коренных малочисленных народов Севера к местам традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности отнесен 21 улус (район) и 70 поселений. Согласно данным Министерства по развитию Арктики и делам народов Севера Республики Саха (Якутия) решениями органов местного самоуправления образованы 63 территории традиционного природопользования (далее – ТТП) местного значения, из которых 9 ТТП образованы в границах муниципальных районов; 50 ТТП в границах муниципальных образований; 2 ТТП в границах муниципальных образований, 2 ТТП в границах кочевых родовых общин: территориально-соседская община «Себян» МО «Ламынхинский национальный наслег» Кобяйского улуса, «Чыбагалахский» МО «Чыбагалахский национальный наслег» Момского района.

Наделение правовым статусом особо охраняемой территории с ограничением некоторых видов природопользования и доступа для некоренного населения определяет специфику стратегии защиты прав коренных народов Российской Федерации среди арктических стран [1]. Однако исследователи отмечают, что практика решения земельных вопросов по федеральному закону о ТТП нередко приводит к негативным последствиям, вплоть до ограничения права доступа коренных народов на исконные территории проживания [2].

Проблема выделения функциональных зон территорий традиционного природопользования состоит в несовершенстве законодательства и в противоречии многих положений принятых законов в отношении коренных малочисленных народов и малочисленных этнических общностей Российской Федерации. Актуальность исследования обусловлена отсутствием специальных научных работ и практики выделения функциональных зон ТТП, их отображения на картах, несмотря на наличие отдельных статей в федеральном и республиканском законах о части (зон) ТТП.

До вступления в силу Федерального закона Российской Федерации от 28 декабря 2013 г. № 406-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» в перечень категорий ООПТ также входили ТТП. Ввиду отсутствия методологических основ и практики выделения функциональных зон ТТП авторами было проанализировано зонирование особо охраняемых природных территорий (ООПТ) Якутии.

Согласно Федеральному закону РФ «Об особо охраняемых природных территориях», утвержденному в 1995 г., из всех ООПТ зонированию, то есть разделению территории на различные участки (или зоны), имеющие разное приоритетное функциональное назначение (отсюда общепринятое название процесса – функциональное зонирование), подлежат только национальные и природные парки [3]. Необходимость функционального зонирования национальных парков объясняется большим разнообразием не только природных комплексов в границах любого из них, но и соответствующих им методов управления и ведения хозяйства, а также типов воздействия со стороны различных групп посетителей, местного населения и хозяйствующих субъектов [4]. Как и ООПТ, ТТП характеризуются разнообразием природных комплексов, видов природопользования и хозяйствующих субъектов, а территории традиционного природопользования коренных малочисленных народов относятся к землям природоохранного назначения особо охраняемых территорий.

Цель исследования – разработка предложений по функциональному зонированию территорий традиционного природопользования с использованием геоинформационных систем.

Материалы и методы исследования

Зонирование предваряется проведением комплексной оценки территории, учитывающей не только многообразие природных комплексов и культурных объектов, расположенных на ТТП, но также и современную социально-экономическую ситуацию.

Самым распространенным методом зонирования какой-либо территории является ее сегментация по функциональному признаку, который в совокупности учитывает разнообразие требований к рациональному землепользованию, однако совершенно не учитывает факторы ценности пространства для пользователей. Отсутствие в научной среде единства в подходах к зонированию (перечня группировочных факторов, их минимального набора и критериев использования и др.), с одной стороны, дает исследователю определенную свободу, но с другой – требует от него глубокого теоретического и практического обоснования целесообразности применения того или иного подхода [5]. Практика показывает, что функциональное и градостроительное зонирование проработано и апробировано лишь на территории земель населенных пунктов в рамках документов территориального планирования. Зонирование земель сельскохозяйственного назначения, части земель ООПТ, земель водного и лесного фондов и земель запаса недостаточно или отсутствует. Следовательно, зонирование таких территорий для целей территориального планирования стратегически важно и необходимо [6].

Источниковой базой для зонирования послужило обширное количество ведомственных материалов и документов. Изучение нормативно-правовых актов позволило выделить зоны (участки), указанные в них. Сведения о землепользователях и объектах, находящихся на ТТП, были взяты с официальных сайтов органов власти и учреждений:

- информация об историко-культурных памятниках – Департамент Республики Саха (Якутия) по охране объектов культурного наследия [7];

- реестр особо охраняемых природных территорий Республики Саха (Якутия)Министерство экологии, природопользования и лесного хозяйства Республики Саха (Якутия) [8];

- сведения о ТТП – Министерство по развитию Арктики и делам народов Севера Республики Саха (Якутия) [9];

- реестр пользователей объектами животного мира – Департамент охотничьего хозяйства Республики Саха (Якутия) [10];

- материалы по схеме территориального планирования Алданского района – администрация Алданского района [11];

- паспорта социально-экономического развития наслегов – сайты муниципальных образований [12; 13];

- обширный полевой материал авторов, собранный в с. Хатыстыр и г. Алдан.

Весь собранный материал в виде количественных и качественных показателей, растровых изображений был внесен в базу данных ГИС. Программным обеспечением, позволяющим провести пространственный анализ нескольких показателей, была выбрана ГИС-программа – QGIS, в которой можно обрабатывать, анализировать, интерпретировать и наглядно представлять большой объем информации.

Ввиду того что внутри ТТП находятся различные субъекты и объекты хозяйственной деятельности, при выделении функциональных зон должно учитываться имеющееся территориальное планирование, что и было соблюдено в данном исследовании.

Применив картографический, сравнительный и метод пространственного анализа, авторы провели функциональное зонирование ТТП «Беллёт» и «Анамы». Графически функциональное зонирование ТТП представлено в виде серии электронных карт, построенных с помощью программного пакета Quantum GIS путем наложения точечных, линейных и площадных объектов на базовую карту. Зонирование осуществлялось на основе комплексной оценки взаимосвязанных карт.

Результаты исследования и их обсуждение

В данной статье территорией исследования являются ТТП «Беллет» и ТТП «Анамы», расположенные в одном из старейших промышленных районов Якутии – Алданском районе. Вся территория МО «Беллетский эвенкийский национальный наслег» и «Национальный наслег «Анамы» наделена особым статусом и полностью является территорией традиционного природопользования с присвоенными кадастровыми номерами «Беллет» (14.02.2.37) и «Анамы» (14.02.2.81). ТТП «БЕЛЛЕТ» площадью (2519262 га) образован решением Беллётского наслежного Совета депутатов 2 созыва от 17.06.2008 г. № 5-2 на основании глав родовых общин и населения МО «Беллётский эвенкийский национальный наслег». ТТП «Анамы», площадью 6727506 га создан 22.01.2016 г. Решением Наслежного совета № 39-4 от 22.01.2016 г.

Статьей 10 Федерального закона «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ» предусматривается возможность зонирования территории и выделения различных функциональных зон. На основе дифференцированного подхода с учетом функциональных зон территорий традиционного природопользования, которые устанавливаются при землеустроительном проектировании территорий традиционного природопользования, предоставлении земельных участков под родовые угодья или при упорядочении существующих родовых угодий, определяется правовой режим использования земель в границах территорий традиционного природопользования [14].

В статье 12 Закона Республики Саха (Якутия) «О территориях традиционного природопользования и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия)» также указаны четыре зоны, имеющиеся в Федеральном законе, кроме того, отдельно выделена следующая зона – места обитания редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных, водоохранные и нерестоохранные зоны рек [15].

Выделение зон на ТТП регулируется Постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 22.06.2006 г. № 267 «Об утверждении положения о территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия)». Пункт 3.3 «Части (зоны) разного функционального назначения выделяются при образовании территорий традиционного природопользования» гласит, что описание границ и режима частей (зон) разного функционального назначения приводится в положении о каждой территории традиционного природопользования, утверждаемом Правительством Республики Саха (Якутия) [16].

Согласно Положениям о ТТП местного значения «Беллёт» и «Анамы» в них также прописаны функциональные зоны, однако в реальности они не выделены.

В отсутствие практики выделения функциональных зон ТТП нами было проанализировано имеющееся зонирование особо охраняемых природных территорий (ООПТ) Республики Саха (Якутия). Сравнение функциональных зон ООПТ с функциональными зонами ТТП показало, что большая часть первых соответствует вторым. Результат сравнения функциональных зон ООПТ и ТТП представлен в таблице 1.

Выделение функциональных зон на территориях традиционного природопользования «Беллет» и «Анамы». Ввиду отсутствия практики выделения функциональных зон ТТП и их отображения на картах в данной работе впервые в Республике Саха (Якутия) на примере двух ТТП Алданского района проведено выделение функциональных зон и их пространственное отображение.

Работа состояла из нескольких этапов. На первом этапе был собран материал обо всех землепользователях и историко-культурных объектах, находящихся на территории двух ТТП.

Выявлено, что на территории ТТП «Беллет» и «Анамы» расположены 7 ресурсных резерватов местного значения (Аппарах, Тыылаах, Улахан-Тала, Верхнеамгинский, Джанда, Гыным, Гонам), 1 ресурсный резерват республиканского значения – Верхнеамгинский и 1 государственный заповедник республиканского значения – Суннагино-Силиглинский. Охотпользователи в количестве 23 представлены в основном кочевыми родовыми общинами. На территории Беллетского наслега имеется магистральный нефтепровод федерального значения, размещены линии электропередач регионального значения, проходит технологическая автомобильная дорога.

По данным Департамента Республики Саха (Якутия) по охране объектов культурного наследия, на территории МО «Беллётский эвенкийский национальный наслег» и МО «Национальный наслег Анамы» расположено 11 зарегистрированных объектов историко-культурного наследия. Собранная информация была внесена в базу данных, объединяющую разностороннюю информацию о землепользователях, находящихся на территориях традиционного природопользования рассматриваемых наслегов.

Второй этап исследования включал ввод географической информации посредством создания векторных объектов на базе картографических изображений, на которых отображены территории землепользователей. Картографические сведения о границах муниципальных образований (границ, наслегов, поселений), ТТП, ООПТ и охотничьих угодий были взяты с официального сайта Правительства Республики Саха (Якутия), где размещены пространственные данные [18]. Для верификации и географической привязки объектов были использованы и другие ранее опубликованные картографические произведения: топографические листы масштаба 1:200 000, карта ООПТ Республики Саха (Якутия) (по состоянию на 31.12.2023 г.), картосхемы, размещенные в «Схеме территориального планирования Алданского района».

Объекты были нанесены в трех видах: точечные (объекты историко-культурного наследия и поселения), линейные (линии электропередач, нефтепровод, участок реки для нереста рыб) и площадные (территория наслегов, ТТП, ООПТ, охотугодья и т.д.).

Таблица 1

Сравнение функциональных зон ООПТ и ТТП в Республике Саха (Якутия)

Функциональные зоны ООПТ в Республике Саха (Якутия)

Зонирование ТТП

Функциональные зоны

ТТП «Беллет» и ТТП «Анамы»

Статья 10 и статья 16 Закона Республики Саха (Якутия) от 01.03.2011 910-З № 713-IV (ред. от 26.03.2015) «Об особо охраняемых природных территориях Республики Саха (Якутия) (новая редакция)» [17]

Части территорий традиционного природопользования (Статья 10. ФЗ (Ф) [14] и статья 12 закона РС (Я) (Р) о ТТП [15]

Части (зоны) разного функционального назначения (Постановление Правительства РС(Я) от 22.06.2006 г. № 267) [16]

Положение о ТТП местного значения «БЕЛЛЕТ» муниципального образования «Беллетский эвенкийский национальный наслег» Алданского района Республики Саха (Якутия) [12];

Положение о ТТП местного значения «Анамы» муниципального образования «Национальный наслег Анамы» Алданского района Республики Саха (Якутия) [13]

Природный парк

Ресурсный резерват

Заповедная зона (тыытыллыбат сирдэр) – место, где запрещены все виды хозяйственной и рекреационной деятельности

Зона абсолютного покоя, где запрещены все виды хозяйственной деятельности, за исключением мероприятий, связанных с исполнением режима охраны, противопожарных мероприятий и научных исследований (ресурсный резерват)

Места обитания редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных, водоохранные и нерестоохранные зоны рек (Р)

Участки, полностью или частично изъятые из хозяйственного использования и оборота с целью сохранения или восстановления особо важных для традиционной деятельности природных комплексов и природных ресурсов, для которых установлен особый правовой режим

Зоны особой охраны для сохранения ресурсного потенциала и очагов воспроизводства ценных промысловых животных; сохранения редких и исчезающих видов животных и растений и их местообитаний; сохранения естественного процесса эволюции природных комплексов, сохранения эталонных и уникальных природных комплексов и объектов

Зона ограниченной рекреационной деятельности – место, где разрешается строго регулируемое посещение

Отсутствует

Иные части территорий традиционного природопользования, предусмотренные законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации (Ф; Р)

Участки, на которых ограниченно допускаются определенные виды хозяйственной деятельности не субъектами традиционного природопользования для обеспечения кочевки оленей, водопоя животных, пользования объектами животного мира, проходов, проездов, водоснабжения, прокладки и эксплуатации линий электропередачи, связи и трубопроводов, строительства дорог и мостов

Зоны рекреационной и ограниченной хозяйственной деятельности для организации массового отдыха и маршрутного туризма, сбора и заготовки лекарственного и лекарственно-технического сырья, санитарной и выборочной рубки леса, добычи местных строительных материалов, сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных и другой сельскохозяйственной деятельности

Иные части территорий традиционного природопользования, предусмотренные законодательством РФ, законодательством субъектов Российской Федерации (Ф; Р)

Участки, на которых допускается хозяйственная деятельность не субъектами традиционного природопользования по добыче полезных ископаемых, заготовке древесины, сельскохозяйственному производству, строительству объектов промышленного назначения

Зоны рекреационной и ограниченной хозяйственной деятельности для организации массового отдыха и маршрутного туризма, сбора и заготовки лекарственного и лекарственно-технического сырья, санитарной и выборочной рубки леса, добычи местных строительных материалов, сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных и другой сельскохозяйственной деятельности

Священное место (ытык сирдэр) – место проведения традиционных народных ритуалов

Отсутствует

Объекты историко-культурного наследия, в том числе культовые сооружения, места древних поселений и места захоронений предков и иные объекты, имеющие культурную, историческую, религиозную ценность (Ф; Р)

Участки и объекты историко-культурного наследия, в том числе культовые сооружения, места древних поселений и места захоронений предков и иные объекты, имеющие культурную, историческую, религиозную ценность

Зоны рекреационной и ограниченной хозяйственной деятельности для организации массового отдыха и маршрутного туризма, сбора и заготовки лекарственного и лекарственно-технического сырья, санитарной и выборочной рубки леса, добычи местных строительных материалов, сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных и другой сельскохозяйственной деятельности

Охраняемая историческая или археологическая зона

Зона традиционного природопользования (торут сирдэр – этнические территории) – место, где запрещено промышленное освоение, запрещен или ограничен проезд транспортных средств, допускается использование природных ресурсов в формах, обеспечивающих защиту исконной среды обитания коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия) и сохранение традиционного образа их жизни

Зона традиционного природопользования

Участки земли и водного пространства, используемые для ведения традиционного природопользования и традиционного образа жизни, в том числе оленьи пастбища, охотничьи и иные угодья, участки акваторий моря для осуществления рыболовства, сбора дикорастущих растений (Ф; Р)

Участки земли и водного пространства, используемые для ведения различных видов традиционного природопользования и традиционного образа жизни (традиционные угодья)

Зоны традиционного природопользования для обеспечения условий жизнедеятельности коренного и постоянного населения и сохранения природных условий и ресурсов как источников долговременного не истощительного природопользования и обеспечения исторически сложившегося образа жизни коренного населения

Участки ограниченного хозяйственного использования, в пределах которых допускается пользование природными ресурсами (лесопользование, водопользование, добыча общераспространенных полезных ископаемых) субъектами традиционного природопользования безвозмездно для собственных нужд

Зоны рекреационной и ограниченной хозяйственной деятельности для организации массового отдыха и маршрутного туризма, сбора и заготовки лекарственного и лекарственно-технического сырья, санитарной и выборочной рубки леса, добычи местных строительных материалов, сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных и другой сельскохозяйственной деятельности

Зона активной рекреационной деятельности – место познавательного туризма, предназначенное для экологического просвещения и ознакомления с достопримечательностями природного парка, а также для отдыха

Отсутствуют

Поселения, в том числе поселения, имеющие временное значение и непостоянный состав населения, стационарные жилища, стойбища, стоянки оленеводов, охотников, рыболовов (Ф; Р)

Поселения, в том числе поселения, имеющие временное значение и непостоянный состав населения, стационарные жилища, стойбища, стоянки оленеводов, охотников, рыболовов

Зоны поселений для размещения населённых пунктов; территории предприятий, обеспечивающих жизнедеятельность населённых пунктов; поселений персонала предприятий и членов общин коренных малочисленных народов, ведущих традиционный образ жизни; а также для размещения временных построек с целью проживания и обслуживания туристов

Зона искусственного содержания и разведения редких и исчезающих видов животных

Зоны рекреационной и ограниченной хозяйственной деятельности для организации массового отдыха и маршрутного туризма, сбора и заготовки лекарственного и лекарственно-технического сырья, санитарной и выборочной рубки леса, добычи местных строительных материалов, сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных и другой сельскохозяйственной деятельности

Примечание: составлено автором.

Таблица 2

Соответствие выделенных зон ТТП функциональным зонам ТТП, прописанным в нормативно-правовых актах

Функциональные зоны в пределах ТТП с учетом режимов охраны

(предложение авторов)

Зонирование ТТП

Функциональные зоны

ТТП «Беллет» и ТТП «Анамы»

Части территорий традиционного природопользования (Статья 10. ФЗ (Ф) [14] и статья 12 закона РС (Я) (Р) о ТТП) [11]

Части (зоны) разного функционального назначения (Постановление Правительства РС(Я) от 22.06.2006 г. № 267) [16]

Положение о ТТП местного значения «БЕЛЛЕТ» муниципального образования «Беллетский эвенкийский национальный наслег» Алданского района Республики Саха (Якутия) [12]; Положение о ТТП местного значения «Анамы» муниципального образования «Национальный наслег Анамы» Алданского района Республики Саха (Якутия) [13]

1. Запретная

для посещения

Места обитания редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных, водоохранные и нерестоохранные зоны рек (Р)

Участки, полностью или частично изъятые из хозяйственного использования и оборота с целью сохранения или восстановления особо важных для традиционной деятельности природных комплексов и природных ресурсов, для которых установлен особый правовой режим

Зоны особой охраны для сохранения ресурсного потенциала и очагов воспроизводства ценных промысловых животных; сохранения редких и исчезающих видов животных и растений и их местообитаний; сохранения естественного процесса эволюции природных комплексов, сохранения эталонных и уникальных природных комплексов и объектов

2. Зона строго регулируемого

посещения

- Участки земли и водного пространства, используемые для ведения традиционного природопользования и традиционного образа жизни, в том числе оленьи пастбища, охотничьи и иные угодья, участки акваторий моря для осуществления рыболовства, сбора дикорастущих растений (Ф; Р).

- Иные части территорий традиционного природопользования, предусмотренные законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации (Ф; Р)

- Участки земли и водного пространства, используемые для ведения различных видов традиционного природопользования и традиционного образа жизни (традиционные угодья).

- Участки ограниченного хозяйственного использования, в пределах которых допускается пользование природными ресурсами (лесопользование, водопользование, добыча общераспространенных полезных ископаемых) субъектами традиционного природопользования безвозмездно для собственных нужд.

- Участки, на которых ограниченно допускаются определенные виды хозяйственной деятельности не субъектами традиционного природопользования для обеспечения кочевки оленей, водопоя животных, пользования объектами животного мира, проходов, проездов, водоснабжения, прокладки и эксплуатации линий электропередачи, связи и трубопроводов, строительства дорог и мостов.

- Участки, на которых допускается хозяйственная деятельность не субъектами традиционного природопользования по добыче полезных ископаемых, заготовке древесины, сельскохозяйственному производству, строительству объектов промышленного назначения

- Зоны традиционного природопользования для обеспечения условий жизнедеятельности коренного и постоянного (местного) населения и сохранения природных условий и ресурсов, как источников долговременного не истощительного природопользования и обеспечения исторически сложившегося образа жизни коренного населения.

- Зоны ограниченной хозяйственной деятельности для сбора и заготовки лекарственного и лекарственно-технического сырья, санитарной и выборочной рубки леса, добычи местных строительных материалов, сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных и другой сельскохозяйственной деятельности

3. Зона

свободного

посещения

- Поселения, в том числе поселения, имеющие временное значение и непостоянный состав населения, стационарные жилища, стойбища, стоянки оленеводов, охотников, рыболовов (Ф; Р).

- Объекты историко-культурного наследия, в том числе культовые сооружения, места древних поселений и места захоронений предков и иные объекты, имеющие культурную, историческую, религиозную ценность (Ф; Р)

- Поселения, в том числе поселения, имеющие временное значение и непостоянный состав населения, стационарные жилища, стойбища, стоянки оленеводов, охотников, рыболовов.

- Участки и объекты историко-культурного наследия, в том числе культовые сооружения, места древних поселений и места захоронений предков и иные объекты, имеющие культурную, историческую, религиозную ценность

- Зоны рекреационной деятельности для организации массового отдыха и маршрутного туризма.

- Зоны поселений для размещения населённых пунктов; территории предприятий, обеспечивающих жизнедеятельность населённых пунктов; поселений персонала предприятий и членов общин коренных малочисленных народов, ведущих традиционный образ жизни; а также для размещения временных построек с целью проживания и обслуживания туристов

Примечание: составлено автором.

missing image file

Зонирование территорий традиционного природопользования «Беллёт» и «Анамы» (составлено авторами)

Среда QGIS позволяет отображать введенные в базу данных сведения в виде отдельных картографических слоев, что даёт возможность манипулировать ими как единым целым, так и по отдельным слоям. Преимущество ГИС-технологий также состоит в том, что создаваемые картографические произведения будут иметь различные масштабы.

Третий этап исследования состоял в проведении пространственного анализа информации, содержащейся в картографических слоях. Одновременное отображение на экране различных тематических слоев показало наложение территорий нескольких землепользователей. Так, при привязке территории государственного природного заповедника республиканского значения «Суннагино-Силиглинский» выявлено, что на его территории находятся охотугодья ООО «Промысловик» и Алданское УОО и Р, тогда как на территории заповедника запрещена какая-либо деятельность человека. Причина наложения территории ТТП с другими землепользователями состоит в том, что ТТП отсутствуют как вид среди зон с особыми условиями использования территорий, установленных статьей 105 Земельного кодекса РФ. В этой ситуации и на основе анализа функциональных зон ООПТ было решено учесть режимы землепользования (природопользования) и имеющиеся ограничения.

Как результат исследования авторами предложено выделить следующие функциональные зоны на территориях традиционного природопользования с учетом режимов охраны территорий (рис.): запретная зона, строго регулируемая и свободного посещения. Соответствие выделенных зон функциональным зонам ТТП, указанным в нормативно-правовых актах, представлено в таблице 2.

Запретная зона включает в себя участки нереста рыб, водоохранные зоны, зоны абсолютного покоя ООПТ.

К строго регулируемой зоне следует отнести земли кочевых родовых общин, за которыми закреплены охотничьи угодья. В эту же зону авторы отнесли зоны традиционного природопользования, выделяемые отдельно внутри ООПТ. Ввиду того что земли под ЛЭП, трубопроводы и технологические дороги входят в зоны с особыми условиями использования территорий, они также включены во вторую зону. Выделение данной зоны связано с тем, что посещение и хозяйственная деятельность в ней возможны по согласованию с землепользователями.

Третью зону авторы назвали зоной свободного посещения. Данная зона в основном охватывает территории поселений, объектов историко-культурного значения и зоны рекреационной деятельности.

Одновременное отображение на экране различных тематических слоев показало наложение территорий нескольких землепользователей. Так, при привязке территории государственного природного заповедника республиканского значения «Суннагино-Силиглинский» выявлено, что на его территории находятся охотугодья ООО «Промысловик» и Алданское УОО и Р, тогда как на территории заповедника запрещена какая-либо деятельность человека. Соответственно, требуется разграничение территорий между ТТП и ООПТ, ООПТ и охотпользователями.

При выделении туристских зон внутри ТТП были учтены режимы землепользования (природопользования) и имеющиеся ограничения. Сравнение функциональных зон ТТП, имеющихся в федеральном и республиканском законе о ТТП, а также зон, перечисленных в Положениях о ТТП местного значения «Беллет» и «Анамы», показало их отличия в формулировках. Необходимо привести к единообразию название функциональных зон ТТП.

В Положениях о ТТП местного значения «Беллет» и «Анамы» рекомендуется прописать отдельно отсутствующую зону историко-культурного наследия.

Заключение

В данной работе впервые на территории Республики Саха (Якутия) проведено исследование функциональных зон ТТП Алданского района и их визуализация. Использование ГИС-технологий позволило провести функциональное зонирование территорий традиционного природопользования с учетом режимов землепользования и имеющихся ограничений. Таким образом, поставленная цель – «разработка предложений по функциональному зонированию территорий традиционного природопользования с использованием геоинформационных систем» – достигнута. Выделение функциональных зон осуществлено на примере двух ТТП, находящихся на территории Алданского района Республики Саха (Якутия) – «Беллет» и «Анамы». Выделенные зоны с учетом режимов землепользования и имеющихся ограничений позволят отрегулировать существующие проблемы во внутрирегиональных коммуникациях коренных малочисленных народов Севера.

Имеющийся у авторов опыт сотрудничества с муниципальными образованиями Якутии и Дальнего Востока, в которых проживают коренные малочисленные народы Севера, подтверждает, что локальные и региональные власти учитывают наши рекомендации. В данном случае результаты исследования могут быть использованы при разработке и совершенствовании нормативных и законодательных актов по правовому регулированию традиционного природопользования коренных малочисленных народов. Данное зонирование ТТП является обоснованным конкретным предложением по функциональному зонированию территорий традиционного природопользования с рекомендациями по его внедрению, с внесением изменений в соответствующие документы в части реализации государственной политики по защите и сохранению жизнедеятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока.