Scientific journal
Advances in current natural sciences
ISSN 1681-7494
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,775

CURRENT STATE OF WINE TOURISM AND ANALYSIS OF TOURIST ACTIVITY OF WINE PRODUCTS IN KRASNODAR REGION

Volkova T.A. 1 Komarov D.A. 1 Maksimov D.V. 1
1 Kuban State University
On the territory of the Krasnodar region, the number of wineries hosting tourists is growing, the tourist infrastructure is actively developing on their territory, a large number of wine tourism routes are appearing, and wine tourism is gaining its popularity in the Russian and international tourist markets. Today, objects of wine tourism are cooperating with great desire with the resort sector of the region and constitute a significant part of it. Visiting wineries is not just a journey, it is an exceptional pastime, a special kind of aesthetics and atmospheric unhurried relaxation. The purpose of the study is to assess the role of wineries in the development of tourism in the Krasnodar region. As part of the study, wine tourist routes of various sizes, operating in the region within the framework of wine tourism, are considered in detail. The activities of 60 wineries in the Krasnodar region were analyzed, a factor-integral assessment was carried out according to 13 criteria. The results of the analysis made it possible to consider the possibilities and potential of each studied winery in the Krasnodar region for the development of wine tourism in the context of municipalities. The Krasnodar region has a rather significant potential for the organization and development of wine tourism – some objects are distinguished by an extremely high level of development of wine tourism (Abrau-Dyurso, Chateau Pino, Chateau Andre, etc.), but at the moment in the region in all municipalities it is developed on middle level.
Krasnodar region
tourism
wine tourism
wineries
wine routes
factor-integrated assessment
tasting
level of development of wine tourism

В последнее десятилетие виноделие России уверенно укрепляет свои позиции и развивается с форсированной скоростью. Сейчас оно вышло на мировую арену с новым громким именем, а российские винодельни появляются во все большем количестве винных карт заведений различного уровня, отмечаются престижными мировыми наградами и критиками. В связи с этим растет и количество виноделен, принимающих у себя туристов, активно развивается туристская инфраструктура на их территории, появляется большое количество маршрутов винного туризма, а винный туризм набирает свою популярность на российском и международном туристских рынках.

Степень научной проработанности выбранной темы в России на данный момент находится в процессе накопления теоретических и нормативно-правовых основ – в учебных пособиях и научных работах российских ученых винодельни как ресурс туризма начали появляться сравнительно недавно и пока что затронуты лишь поверхностно – в настоящее время работы преимущественно освещают активный рост развития винного туризма и его дальнейшие перспективы, при этом почти полностью отсутствует понятийный аппарат винного туризма и почти не рассмотрена его ресурсная база.

На территории России виноградарство получило наибольшее распространение в основном в Южном федеральном округе, где площадь виноградников в плодоносящем возрасте составляет 56,2 тыс. га [1]. Если рассматривать данные на уровне федерации, подавляющую часть валового сбора винограда в России обеспечивают 5 регионов: Краснодарский край – 27 % от всей площади виноградников, Республика Дагестан – 25,8 %, Республика Крым – 20,1 %, Ставропольский край – 5,3 %, Ростовская область – 4,2 %, а на оставшиеся регионы приходится 14,6 % [2].

За последнее десятилетие развитие винного туризма в Краснодарском крае перешло от начальной стадии на стадию активного роста [3]. Сегодня объекты винного туризма Краснодарского края с большим желанием сотрудничают с курортной сферой края и составляют значительную ее часть. Так, Российским союзом туриндустрии по инициативе участников винной и туристической отраслей был создан отдельный комитет по винному туризму, в состав которой вошли руководители крупных туроператоров (Ривьера, Музенидис Трэвел и др.), виноделен (Абрау-Дюрсо, Фанагория и др.), представители медиа (МИЦ Известия, Simple Wine News и др.), федеральных структур и профессиональных ассоциаций (Роскачество, Союз виноградарей и виноделов России). Среди тем, поднимаемых комитетом: углубление взаимодействия винодельческой и туристской сфер, развитие межрегиональных проектов, развитие новых форматов событийного туризма (винные марафоны, фестивали), создание профстандартов и программы подготовки винных гидов, презентации винных туров для иностранных операторов, организация и проведение форумов по винному туризму и др.

Однако с развитием винного туризма на территории Краснодарского края пока не все так просто, существуют определенные проблемы, тормозящие процесс роста. Из видимых проблем яркой является транспортная логистика. В настоящее время добраться в Краснодарский край сложнее, чем раньше, что связано с большой загруженностью автотрасс и закрытием авиасообщения на юге России, но тем не менее винодельни продолжают принимать большое количество туристов и популярность данных объектов только растет. В настоящее время объекты винного туризма, расположенные на территории региона, каждый год принимают у себя уже более 350 тыс. туристов.

В связи с тем, что винодельческие и виноградарские хозяйства напрямую относятся к объектам сельскохозяйственной отрасли, чаще всего винный туризм рассматривается как одна из составных частей сельского (аграрного) туризма, который представляет собой ознакомление с деятельностью сельскохозяйственных товаропроизводителей и участие в сельскохозяйственных работах. В частности, это связано с тем, что винные туристы посещают виноградники и могут принимать участие в сборе урожая или производстве вина. В 2022 г. в Государственную думу РФ был внесен законопроект № 149339-8 «О внесении изменений в Федеральный закон "О виноградарстве и виноделии в Российской Федерации"» [4], целью которого было законодательно закрепить возможность предоставления услуг винного туризма.

В законопроекте предлагалось внесение изменения в Федеральный закон от 27.12.2019 № 468-ФЗ «О виноградарстве и виноделии в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон), предусматривающего новое направление деятельности винодельческих хозяйств – осуществление деятельности по оказанию услуг в сфере винного туризма. При этом допускалась возможность размещения на земельных участках, включенных в Федеральный реестр виноградопригодных земель, объектов капитального строительства, некапитальных строений, сооружений, предназначенных для производства продукции виноделия, предоставления услуг винного туризма. К сожалению, указанный законопроект решением Комитета Государственной Думы по экономической политике был признан несоответствующим требованиям ч. 3 ст. 104 Конституции Российской Федерации и п. «д» ч. 1 ст. 105 Регламента Государственной Думы и в соответствии со ст. 107 Регламента Государственной Думы был возвращен сенаторам Российской Федерации – авторам законодательной инициативы.

Указанный законопроект определял винный туризм как «одно из направлений сельского туризма, предусматривающее посещение виноградарских и винодельческих хозяйств в целях отдыха, ознакомления с их деятельностью или участия в сельскохозяйственных работах без извлечения материальной выгоды с возможностью предоставления услуг по временному размещению, организации досуга, экскурсионных и иных услуг». Следует отметить, что данное определение довольно узко сформулировано, ведь винный туризм более многогранный и имеет ярко выраженные черты и иных видов туризма: промышленного, культурно-познавательного, гастрономического, событийного.

В значительной степени развитие винного туризма тормозит почти полное отсутствие объектов размещения при винодельнях. Упоминаемый выше законопроект [4], помимо введения понятий «винный туризм» и «объекты винного туризма», также предполагал закрепление возможности комплексного освоения земель винодельческих хозяйств, иными словами разрешения на строительство «объектов винного туризма» – зданий и сооружений, предназначенных не только для производства вина, но и для предоставления туруслуг, в том числе объектов размещения для туристов. Нельзя отрицать, что данный законопроект был направлен прежде всего в поддержку малого и среднего бизнеса, в том числе микровиноделен, ведь по закону агротуризмом можно заниматься только на территории виноградников от 10 га, законопроект же предусматривал пересмотр определения площади виноградников относительно площади строений. Из 28 тыс. га земли под виноградники, микровинодельни сейчас контролируют менее 2 тыс. га.

Посещение виноделен представляет собой не просто путешествие, это исключительное времяпрепровождение, особый вид эстетики и атмосферного неспешного отдыха. На сегодняшний день помимо ознакомления с производственными моментами изготовления вина и прогулок по виноградникам объекты винного туризма активно стали развивать туристскую инфраструктуру и уже предлагают большой пакет туруслуг, включающий рестораны с изысканными гастроужинами, мастер-классы, разного рода мероприятия, фестивали и многое другое. Развивая у себя данное направление, винодельни не только стимулируют количество посетителей в межсезонье и низкий сезон, но также дают толчок к развитию для всей винодельческой отрасли.

Целью исследования является оценка роли виноделен в развитии туризма на территории Краснодарского края.

Материалы и методы исследования

Информационная база исследования – материалы аналитических центров, государственной статистики, законодательные акты, исследовательские отчеты. Методы исследования: анализ научно-методических источников, внутренней документации экономики РФ, обобщение теоретического материала, анализ статистических данных, пофакторно-интегральная оценка.

Результаты исследования и их обсуждение

Сегодня в России в целом и на территории Краснодарского края в частности уже получили свое развитие винные туристские маршруты в рамках винного туризма. Есть как небольшие маршруты для самостоятельных туристов или тех, с которыми работают туроператоры, так и крупные региональные и межрегиональные проекты России, такие как «Винные дороги Краснодарского края» или «Винные дороги Боспорского царства». На сайте tourist.wine представлены несколько специально разработанных однодневных маршрутов для самостоятельных туристов, которые предусматривают посещение винодельни с ее объектами показа и специфичными услугами, а также достопримечательности и разнообразные точки питания (от бургерных до ресторанов) рядом с ними. Например, однодневные маршруты «Винная Анапа», «Голубицкая Стрелка», «Тамань», «Фанагория и Узунов», «Вино, пицца, улитки» и др. Последний маршрут из перечисленных включает в себя посещение кафе, двух виноделен, пивоварни и экофермы.

Если говорить об организованном винном туризме, то многие локальные и крупные российские туроператоры предлагают однодневные или многодневные программы туров с посещением одной или нескольких виноделен Краснодарского края. Из крупных игроков рынка среди них, например, Алеан, Fun&Sun, Музенидис Трэвел, Simple Travel. Из локальных туроператоров Краснодарского края – Амра Туристик, ЭОС, Ривьера Сочи, Командор, Меридиан и др. Также в Краснодаре был создан проект Бюро «Винные истории», которое в сотрудничестве с туроператорами и турагентами России также занимается организацией винных туров, мероприятий для виноделов, специалистов отрасли и простых любителей вина.

Немаловажно отметить работу винных гидов – дипломированных экспертов, в сопровождении которых можно не только организовать индивидуальную программу по винодельням различных регионов России, но и попасть на эксклюзивные экскурсионно-дегустационные программы виноделен, закрытых для обычных посетителей. В список винных гидов Краснодарского края входят: Валерия Иванникова, Елена Милостьянова, Марианна Литвинская, Сергей Евмененко, Гертруда Кузнецова, Дарья Безрукова, Екатерина Емельянова, Владимир Шатько, Ольга Заварухина и др. На сегодняшний день функционируют как минимум пять крупных российских туристических винных маршрутов регионального и межрегионального масштаба (табл. 1).

Первым крупным проектом подобного плана, реализованным на территории Краснодарского края, стал винный маршрут «Янтарная лоза». Данный маршрут был создан Министерством курортов, туризма и олимпийского наследия Краснодарского края в 2017 г. Маршрут проходит через Новороссийск, Анапу и Темрюкский район и включает в себя посещение семи объектов, это центр винного туризма Абрау-Дюрсо, Усадьба Семигорье, Владимирская усадьба, винодельческий дом Каракезиди, Винное подворье старого грека, а также Кубань-Вино и Фанагория.

В рамках национального проекта «Международная кооперация и экспорт» Ассоциацией агротуризма Краснодарского края в 2019 г. был создан еще один краевой винный маршрут, который получил яркое название «Хвала Вину». Маршрут проходит по винодельням Новороссийска и Темрюкского района, а его протяженность составила 240 км. В данный маршрут входит посещение девяти площадок, пять из которых – винодельческие хозяйства. Среди них Шато Пино, центр винного туризма Абрау-Дюрсо, Поместье Голубицкое, Кубань-Вино и винодельня Нестеров.

Первым же крупным межрегиональным винным маршрутом стали «Винные дороги Боспорского царства». Данный маршрут был создан в 2019 г. как отдельное направление в рамках межрегионального туристического маршрута «Золотое кольцо Боспорского царства», разработанного совместными усилиями Министерства курортов, туризма и олимпийского наследия Краснодарского края и Русского географического общества [6]. Он объединил в себе культуру и историю виноделия в трех регионах России. Маршрут проходит от Севастополя по Крыму через Кубань до устья Дона в Ростовской области. Всего в маршруте сейчас предусмотрено порядка 30 экскурсионных объектов показа, каждый из которых в своем стиле представляет историю развития виноделия и виноградарского дела в своем регионе. В данный перечень входят как уже набравшие популярность крупные предприятия, так и небольшие производители авторских вин, 14 из которых находятся в Краснодарском крае. В крае в данный маршрут входят следующие винодельни: Абрау-Дюрсо, Фанагория, Шато Пино, Мысхако, Винное подворье старого грека, Марьина усадьба, Кубань-Вино, Поместье Голубицкое, Долина Лефкадия, Имение Сикоры, Шато де Талю, комплекс Виноттерия (винодельня Нестеров), Южная винная компания, Мильстрим. Артефакты античного виноделия, в частности в таких крупных локациях, как Фанагории и Гермонасса (Тамань) в Краснодарском крае, свидетельствуют о высоком уровне местной культуры производства и потребления вина в античное время. Данный маршрут в проекте «Золотое кольцо Боспорского царства» позволил создавать комплексные межрегиональные турпродукты и начать позиционировать Россию как один из мировых центров античной и винной культуры.

Таблица 1

Крупные винные маршруты

Название маршрута

Год

Кем разработан маршрут

1

«Янтарная лоза» (160 км)

2017

Министерство курортов, туризма и олимпийского наследия Краснодарского края

2

«Хвала Вину» (240 км)

2019

Ассоциация агротуризма Краснодарского края

3

«Винные дороги Боспорского царства»

2019

Министерство курортов, туризма и олимпийского наследия Краснодарского края и Русское географическое общество

4

«Винные дороги Краснодарского края» (528 км)

2022

Министерство курортов, туризма и олимпийского наследия Краснодарского края [5]

5

«К виноградникам у моря»

2023

ООО «РЖД Тур»

Примечание: составлено авторами.

Более свежим и интригующим турпродуктом является новый круглогодичный туристический маршрут «Винные дороги Краснодарского края», который был разработан и утвержден в 2022 г. Министерством курортов, туризма и олимпийского наследия Краснодарского края в рамках национального проекта «Туризм и индустрия гостеприимства». Авторы проекта выделили 20 виноделен края. В данный маршрут входят следующие винодельни края: Винное подворье старого грека, Винная деревня, Семейная винодельня Литавщуков, Скалистый берег, Шумринка, Шато де Талю, Шато Андре, Gunko Winery, Долина Лефкадия, Шато Пино, Имение Сикоры, Мысхако, Тристория, Абрау-Дюрсо, Собер Баш, Фанагория, Suhov Winery, Поместье Голубицкое, Шато Тамань, Южная винная компания. Маршрут «Винных дорог» берет свое начало в Анапе, далее продолжается на Тамани («Шато Тамань») и в Голубицкой («Поместье Голубицкое»), а затем через поселок Сенной («Фанагория») и село Молдаванское («Долина Лефкадия») движется в сторону Новороссийска («Абрау-Дюрсо» и «Шато Пино»), заканчивается маршрут в Геленджике («Шато де Талю»). Общая протяженность маршрута составляет 528 км. Продолжительность от нескольких дней до недели. Всего в «Винных дорогах» насчитывается порядка 200 объектов, включая средства размещения, агротуристические и винные комплексы, точки питания, исторические объекты. Соответственно предусмотрено различное комбинирование туров «проживание + питание + экскурсии» в зависимости от конкретных запросов и интересов туристов. Следует отметить, что авторы проекта старались разработать маршрут для максимально широкой целевой аудитории, поэтому на маршруте также фигурируют детские программы и развлечения. Одной из ключевых целей создания данного маршрута является цель привлечь внимание к возрождающемуся отечественному виноделию, узнать, как делают российское вино, которое получает все большее признание на международном рынке, а также для того чтобы с другой стороны оценить историко-культурную и природную специфику Краснодарского края.

В феврале 2023 г. также был анонсирован новый проект винного туризма, запуск которого планируется летом 2023 г. – новый туристический маршрут по Краснодарскому краю – туристический поезд «К виноградникам у моря». Данный пятидневный маршрут, связывающий Москву и приморские районы Краснодарского края – Тамань и Новороссийск, предоставит туристам возможность познакомиться с местными культурно-историческими и природными достопримечательностями и посетить обзорные экскурсии, дегустации и мастер-классы по ходу маршрута. В маршрут входят посещение комплексов: Шато Тамань, Кубань-Вино, Фанагория, Мысхако, Шато Пино, центр винного туризма Абрау-Дюрсо. Планируется, что данный поезд будет совершать регулярные рейсы весь летний сезон.

Таким образом, можно отметить, что значительный потенциал в области российского виноделия и винного туризма уже замечен туристической отраслью и в будущем данное направление будет получать еще большее продвижение, а винный туризм имеет все шансы стать новой точкой роста и развития не только юга России, но и страны в целом.

В рамках исследования были проанализированы туристские ресурсы 60 виноделен Краснодарского края. Анализ проводился по следующим показателям: проведение дегустаций, наличие винотеки (фирменного магазина) на территории объекта, проведение экскурсий, наличие официального сайта и возможности забронировать посещение онлайн, возможность посещения объектов и их программ с детьми, ценовая категория на экскурсии и дегустации, также были рассмотрены возможность размещения и организации питания, наличие объектов аграрного туризма, музеев, проведение событийных мероприятий и мастер-классов, возможности интерактивного вовлечения туристов в сельскохозяйственные работы, а также были рассмотрены некоторые отличительные особенности изучаемых объектов.

Дегустация наравне с экскурсией по винодельческому комплексу и посещением фирменного магазина является основным продуктом, который винодельня может предложить туристам. Как правило, посещение винодельни начинается с экскурсии по комплексу, затем плавно перетекает в дегустацию вин и заканчивается посещением винотеки. Экскурсия проводится в сопровождении подготовленного профессионала – гида-экскурсовода, который обзорно рассказывает о создании данного предприятия и его концепции, о размере виноградников и специфике их терруара, также, если экскурсия включает посещение производственных цехов, гид доступно объясняет туристам основы производственного процесса изготовления вина от лозы до розлива по бутылкам. Далее экскурсии могут варьироваться в зависимости от инфраструктуры и туристского предложения каждой конкретной винодельни. В настоящее время 46 из 60 изучаемых виноделен уже проводят у себя экскурсии для туристов.

Однако пока не у всех виноделен есть программы для приема туристов, некоторые готовы уделять время только профессионалам рынка и партнерам, а кто-то в целом пока закрыт для посещения, как Шато ле Гран Восток, Винный дом Бюрнье, Мезыбь, Криница, Усадьба Дивноморское и Галицкий и Галицкий. Такие объекты, хоть и не принимают у себя туристов, часто устраивают мероприятия и дегустации в Москве, Санкт-Петербурге и некоторых других городах, а также были признаны за рубежом и отмечены международными наградами. Данные винодельни с точки зрения туризма можно рассматривать как перспективные.

Чаще всего посещение винодельни представляет собой экскурсионно-дегустационный тур, соответственно, дегустация в данном случае является важным продолжением экскурсии, иногда сразу являясь частью комплексного экскурсионного продукта, а не отдельным предложением. Хотя дегустации пользуются даже большим спросом у туристов и не проводятся лишь в 12 из 60 объектов. Винотеки же в свою очередь отсутствуют лишь у 7 из изучаемых объектов.

Стоит отметить, что, несмотря на то, что многие из представленных виноделен проводят экскурсии и дегустации, далеко не все из них имеют туристскую инфраструктуру и представляют туристу качественный турпродукт. У микровиноделен часто это происходит в формате «камерного мероприятия» и включает в себя рассказ о своем предприятии от самих ее владельцев, которые и проводят дегустации и экскурсии, когда позволяет время. Соответственно, посещение таких объектов, как правило, не проводится постоянно, а только в свободные от основной работы дни и ограничивается 5–10 туристами за раз, по предварительной записи.

Стоимость экскурсий и дегустаций сильно варьируется от бесплатного посещения, как в семейной винодельне-музее «Бабушкина Хата», до индивидуальных эксклюзивных программ за 350 тыс. руб. в Шато Пино. Средняя стоимость групповой экскурсии 1000–1500 руб. с чел. За индивидуальную программу в группе до 5 чел. средняя стоимость экскурсии составляет 5000–10000 руб. Стоимость дегустаций на винодельнях зависит от выбранного винного сета (базовые, премиальные, резервные линейки вина) и варьируется в среднем от 1000–3000 руб. с чел. Стоит отметить, что на микровинодельнях цены более демократичные.

Продолжительность экскурсии в среднем составляет от 1 до 3 ч в зависимости от предлагаемой или выбранной программы.

С появлением различных сервисов большинство людей предпочитают не звонить, а забронировать посещение на туристский объект онлайн на сайте. С точки зрения клиента это связано с желанием сэкономить время, когда можно увидеть все возможные варианты для посещения и выбрать для себя наиболее подходящий, а с точки зрения организации сократятся неявки благодаря системе оповещения, будет формироваться клиентская онлайн-база, которую можно использовать для рассылки об актуальных программах и акциях и др. К сожалению, на сегодняшний день сайты официальные сайты есть не у всех из представленных виноделен и лишь немногие из них, 9 из общего количества изучаемых (Фанагория, Абрау-Дюрсо, Шато Пино, Мысхако, Шато де Талю, Гай-Кодзор, Имение Сикоры, винодельня Нестеров и Сухая гора), технически могут это устроить, в большинстве случаев все еще нужно бронировать по телефону или через заявку на сайте (форма обратной связи). Вариативность бронирования посещения виноделен представлена на рис. 1.

Важной частью целевой аудитории посетителей виноделен являются люди 35+, которые подстраивают свои путешествия под каникулы детей и путешествуют вместе с ними, поэтому часто встает вопрос возможности посещения виноделен, в частности экскурсий и дегустаций, вместе с детьми. Некоторые винодельни придерживаются политики посещения с возрастным ограничением. Но в большей части объектов посещение с детьми разрешено, за исключением непосредственной дегустации, когда дети в дегустационный зал не допускаются. На данный момент не везде предусмотрена детская комната, в которой дети смогут подождать своих родителей, что также является определяющим фактором для посещения данного объекта с приобретением полного пакета услуг. К примеру, на винодельне Фанагория дети до 14 лет на территорию винодельни не допускаются, а с 14 лет только в сопровождении взрослых.

missing image file

Рис. 1. Вариативность бронирования посещения виноделен Краснодарского края Источник: составлено авторами

На винодельнях Мысхако и Имение Сикоры действует уже более строгое ограничение 18+. Хорошим примером проработки туристского продукта на целевую аудиторию с детьми является детская программа «Прогулка с эльфом по лесному королевству» на винодельне Шато Пино или Кукольный театр для детей в Детском центре Abrau Junior от Абрау-Дюрсо.

Таким образом, «базовый турпродукт» при посещении виноделен включает в себя обзорную экскурсию по территории винодельни, виноградникам и производству (может меняться в зависимости от внутренних правил винодельни), дегустации линейки собственной продукции, а также посещении фирменного магазина-винотеки с возможностью приобрести и увезти с собой уникальную продукцию. По такой схеме действует большая часть виноделен Краснодарского края.

Далее турпродукт винного туризма уже обрастает дополнительными программами, услугами, объектами в зависимости от того, что может предложить винодельня. Одним из основных вопросов у туристов после экскурсионно-дегустационной программы является возможность размещения. Это связано с востребованностью туров с ночевками, которые дают возможность погрузиться в эту уникальную атмосферу и никуда не торопиться. Немногие винодельни имеют собственную гостиницу и могут закрыть данную потребность туристов. Однако даже у небольших объектов на винной карте края присутствуют малые средства размещения – мини-отели и гостевые дома, в среднем до 20 номеров, где туристы смогут остановиться по предварительному бронированию. Данный вопрос крайне актуален, но развитие гостиничной инфраструктуры, как уже упоминалось, пока сильно затруднено в связи с действующим законодательством. В настоящее время менее четверти всех виноделен (14 из 60 объектов) могут предложить гостям остановиться в собственном отеле. Лидером по данному показателю является Абрау-Дюрсо, в комплекс которого входят 7 средств размещения, включая туристический лагерь, авто- и экокемпинги, базу отдыха, усадьбу «Круглое озеро», бутик-отель «Империал» и четырехзвездочный отель Abrau Light Resort & SPA. Собственные гостиницы есть также у таких виноделен, как Шато Пино Порт Запад и Порт Восток, у Фанагории, гостевой дом на 14 номеров в Долине Лефкадия, мини-отель на 8 номеров в комплексе Виноттерия и др. Понимая всю актуальность данного вопроса, многие винодельни, особенно крупные, уже сейчас планируют в скором времени открыть собственную гостиницу на своей территории. Так, например, одним из долгосрочных проектов винодельни Шато де Талю является создание SPA-отеля примерно на 60 номеров.

Важным элементом турпродукта винного туризма также является организация питания на территории объектов, где помимо кухни можно насладиться винами с местной винодельни. К ним могут относиться как микроточки по типу «кафе» или «бистро», так и полноценные рестораны с высокой авторской кухней. Точки питания на данный момент присутствуют в 26 из 60 исследуемых объектов. Как и в предыдущем пункте, рекордсменом является Центр винного туризма Абрау-Дюрсо, который имеет на своей территории 14 разнообразных точек питания, включая столовую, кофейню, пекарню, кондитерскую, фудкорт, бар, кафе и рестораны. Уникальным предложением выделяются, например, Шато Пино с блюдами из улиток с собственной улиточной фермы (улиточное мороженое и др.), Шато де Талю с утонченной французской и локальной черноморской кухней или Villa Aristov со своим гастромоллом.

Объекты аграрного туризма, имеющиеся у 18 из 60 исследуемых виноделен, также являются дополнительными магнитами для туристов. К ним относятся, например, вышеупомянутая улиточная ферма, собственная пасека и небольшой питомник для птиц в Шато Пино, животноводческая или органическая фермы, питомники, пасеки как в Шато Андре, Николаев и сыновья, Долине Лефкадия, сыроварне в Тристории или Усадьбе Семигорье, питомнике виноградных саженцев в Шато Тамань и др.

Также классическим дополнением турпродукта является музей на территории винодельни: при этом он может быть как посвящен истории виноделия и виноградарства края, со старинными артефактами, бутылками вина, винными погребами, как в «Абрау-Дюрсо», «Марьиной Усадьбе» или «Винном подворье старого грека», так и быть современным музеем искусства с тематическими и временными выставками, как, например, в «Поместье Голубицком» или digital музее в Центре энологического туризма Villa Aristov и др. Музеи присутствуют в 22 из 60 виноделен, как правило в крупных.

Привлекательными для туристов являются также тематические мероприятия и мастер-классы, проводимые на винодельнях. Мероприятия могут быть как «камерные» с эксклюзивным предложением, так и могут носить масштабный характер праздников и фестивалей. В настоящее время на винодельнях проводятся события разного формата: свадьбы, корпоративные и MICE-мероприятия, выставки художественного искусства, показы фильмов, показы мод, фотосессии, пикники на виноградниках, йога и другие активные виды отдыха, квесты, музыкальные концерты, театральные перформансы, более тематические мероприятия, такие как винное казино, нос сомелье, винные ванны, мастер-классы по рисованию вином, фестивали сбора урожая и др. Тематика зависит в первую очередь от степени консервативности виноделен и от масштаба, с которым они хотят и способны работать. На текущий момент лишь 31 из 60 изучаемых объектов может предложить туристу посещение разнообразного формата и характера мероприятия сверх «классических туров». Примерами мероприятий могут послужить пикники на виноградниках, мастер-классы по гастрономии или рисованию вином в Шато де Талю, веломаршруты, пикники на озере, рыбалка или полеты на воздушном шаре в Долине Лефкадия, проведение велопробегов на винодельне Гунько, йога и прогулка на лошадях или квест «Сокровища Боспора» в Марьиной Усадьбе и др. Из крупных мероприятий, например, можно выделить парусные регаты в Абрау-Дюрсо, ежегодный Фестиваль молодого вина в Шато Пино или Фанагорию, которая уже несколько лет подряд устраивает «Сочные забеги» по виноградникам Тамани, а в «Винной деревне» ежегодно проводятся такие праздники и мероприятия, как «Фестиваль сыра», «Фестиваль музыки», «Праздник сбора винограда» и др.

Также одним из критериев оценки виноделен в данном анализе был критерий возможности интерактивного вовлечения туристов в сельскохозяйственные работы. Данный пункт включает в себя, например, привлечение туристов к сбору урожая или предоставление возможности приготовления вина. Из 60 исследуемых объектов только 18 дают туристам подобным образом приобщиться к культуре виноделия. Чаще всего подобная услуга представляет собой возможность для туристов принять участие в сборе урожая в осенний период. Помимо этого в данную программу может входить помощь в приготовлении вина, давка винограда ногами и др. Например, ежегодно осенью «Винный дом Каракезиди» устраивает праздник, во время которого мужчины в огромном чане традиционно ногами давят виноград, из которого закладывается так называемое «вино дружбы». Сюда же можно отнести уроки гаражного виноделия с частичным или полным погружением с виноделами «Усадьбы Семигорья». Также интересное предложение имеется у винодельни «Шато Пино»: в их перечне турпродуктов есть экскурсионная программа «Прогулка в облаках». Она включает в себя мастер-класс «Как правильно собирать виноград», пикники, дегустации и фотосессия для социальных сетей. Особенность данной программы в том, что через год туристам отправят уникальную именную бутылку вина, сделанную из винограда, который они собирали.

Также были рассмотрены отличительные особенности объектов – то, что выделяет данный объект среди остальных. Такие туристские достопримечательности могут принимать разные формы, начиная от уникальных интерьеров или локаций для фото, особенных зон отдыха, выдающихся коллекций или эксклюзивных услуг. Так, например, в Поместье Голубицком такими особенностями выступают современные дизайнерские интерьеры наравне со старинным маяком со смотровой площадкой на крыше, в Фанагории – это единственный в России собственный бондарный цех, а также гончарная мастерская, где для эксклюзивной продукции делают древнегреческие амфоры, килики и бочонки. На винзаводе Саук-Дере – это легендарные подвалы и система винных галерей, на винодельне Нестеров – уникальный кулинарный театр под открытым небом, а в Долине Лефкадия такой особенностью является, например, полет на воздушном шаре и др.

Для общей оценки уровня развития туризма на объектах винного туризма Краснодарского края были отобраны 13 критериев, а за каждый критерий относительно качественных показателей максимально может быть начислен 1 балл, минимально – 0 баллов (табл. 2).

Всего было проанализировано 60 объектов. Объекты, набравшие от 0 до 4 баллов, были отнесены к объектам с низким уровнем развития туризма или тем, где развитие отсутствует, объекты, набравшие от 5 до 9 баллов, – к объектам со средним уровнем развития, от 10 баллов и выше – к объектам с высоким уровнем развития. Результаты оценки уровня развития представлены на рис. 2 и 3.

Таблица 2

Критерии оценки уровня развития винного туризма (составлено авторами)

Критерий оценки

Оценка

Качественные показатели

Балл

1

Проведение дегустаций

Оценка наличия дегустационных залов и проведения дегустаций

проводятся

1

не проводятся

0

2

Фирменный магазин

(винотека)

Оценка наличия фирменного магазина (винотеки) на территории комплекса

есть

1

нет

0

3

Экскурсии

Оценка экскурсионной деятельности

проводятся

1

не проводятся

0

4

Официальный сайт

Оценка наличия собственного официального сайта

есть

1

нет

0

5

Возможность забронировать экскурсию на сайте

Оценка возможности забронировать посещение на сайте

есть

1

нет

0

6

Посещение с детьми

Оценка возможности посещения объекта с детьми

возможно

1

невозможно

0

7

Возможность размещения туристов

Оценка возможности размещения туристов на территории объекта

есть

1

нет

0

8

Организация питания

Оценка возможности организации питания на территории объекта

есть

1

нет

0

9

Наличие объектов аграрного туризма

Оценка наличия объектов аграрного туризма на территории

есть

1

нет

0

10

Наличие музея

Оценка наличия музея на территории объекта

есть

1

нет

0

11

Проведение событийных мероприятий, мастер-классов

Оценка проводимых на территории объекта событийных мероприятий, мастер-классов

проводятся

1

не проводятся

0

12

Возможность интерактивного вовлечения в сельскохозяйственные работы

Оценка возможности интерактивного вовлечения туристов в сельскохозяйственные работы

возможно

1

невозможно

0

13

Отличительные особенности

Оценка наличия отличительных особенностей у объекта

есть

1

нет

0

Примечание: составлено авторами.

missing image file

Рис. 2. Оценка уровня развития туризма на винодельнях Краснодарского края Источник: составлено авторами

Таблица 3

Уровень развития винного туризма в Краснодарском крае в разрезе МО

Муниципальное образование

Средний балл по группе объектов МО по развитию туризма

Уровень развития туризма

1

ГО Сочи

9

средний

2

ГО Новороссийск

8,4

средний

3

МО Темрюкский район

8,1

средний

4

МО Северский район

7,5

средний

5

ГО Анапа

6,4

средний

6

МО Крымский район

6,1

средний

7

ГО Геленджик

4,3

низкий

8

ГО Краснодар

2,5

низкий

Примечание: составлено авторами.

Винодельнями – лидерами по развитию туризма в данном перечне стали Центр винного туризма Абрау-Дюрсо, Шато Пино, Шато Андре – они набрали максимальное из возможных количество баллов. Винодельческий дом Каракезиди, винодельня Нестеров и Долина Лефкадия набрали 12 баллов – из-за отсутствия музея (винодельня Нестеров) или возможности забронировать посещение онлайн. В группу объектов с высоким уровнем развития туризма вошло всего 15 объектов (25 % от всех объектов).

Группа со средним уровнем развития туризма является самой многочисленной – в нее входит 31 объект (51,6 % от всех объектов). Как правило, объекты данной группы могут предложить туристам классические турпакеты, включающие в себя посещение дегустации, экскурсии, винотеки. Услуги по организации питания и размещения в данных объектах чаще всего не предполагаются.

В группу с низким уровнем развития вошли 14 объектов (23,4 % от всех: винодельческий дом Бюрнье, Fervino, Усадьба Дивноморское, Криница и др.). Туристская деятельность во многих объектах из данного перечня отсутствует, но есть также объекты, закрытые для массового посещения – если экскурсионно-дегустационные посещения и проводятся, то только для партнеров, специалистов отрасли и частных посетителей с винным гидом.

Для оценки развития винного туризма в крае в разрезе муниципальных образований проведем расчеты среднего балла по каждой группе объектов. Исходя из полученных результатов, представленных в табл. 3, видно, что показатели развития винного туризма в Краснодарском крае находятся на среднем уровне (5–9 баллов) во всех муниципальных образованиях, за исключением ГО Геленджик и Краснодар, где наблюдается низкий уровень развития.

Данный анализ позволил рассмотреть возможности и потенциал каждого исследуемого винодельческого хозяйства Краснодарского края для развития винного туризма.

missing image file

Рис. 3. Рейтинг винодельческих объектов Краснодарского края по уровню развития винного туризма Источник: составлено авторами

Около четверти всех объектов в настоящий момент не готовы принимать у себя туристов, а более половины объектов находятся на среднем уровне развития винного туризма. Основными факторами, которые тормозят развитие винного туризма, являются отсутствие туристской инфраструктуры (средств размещения, объектов организации питания и др.) и необходимость больших затрат на ее формирование. Таким образом, из проведенного анализа можно сделать вывод, что Краснодарский край обладает довольно существенным потенциалом для организации и развития винного туризма – некоторые объекты отличаются крайне высоким уровнем развития винного туризма (Абрау-Дюрсо, Шато Пино, Шато Андре и др.), но в настоящий момент в крае во всех муниципальных образованиях он развит на среднем уровне. Лидирующее место по суммарному туристскому потенциалу занимают объекты ГО Новороссийска и МО Темрюкского района. Следует уточнить, что, несмотря на показатель в табл. 2, необъективно присваивать ГО Сочи лидирующую позицию по развитию винного туризма, так как в МО расположен всего один объект винного туризма.

Заключение

В настоящее время существует множество видов туризма, но, так как наука о туризме достаточно молода, а туристская отрасль очень динамична, она как меняется под спрос, так и формирует новые виды в связи с научно-техническим развитием и развитием общества, не все дефиниции прописаны в нормативно-правовой базе и не все из них одинаково рассматриваются учеными, в частности слабо рассмотрен «винный туризм». Весь комплекс туристских ресурсов отечественными исследователями традиционно рассматривается с позиции деления на три укрупненные группы: природные, культурно-исторические и социально-экономические ресурсы. Именно туристские ресурсы имеют первостепенное значение при организации туризма – они составляют основу успешного развития туризма, определяют специфику его развития в каждом конкретном регионе и служат мощным фундаментом для производства туристского продукта любого вида туризма.

В данном исследовании винный туризм рассмотрен как специализированный вид туризма, основанный на сельском, промышленном, культурно-историческом, гастрономическом и событийном видах туризма, который предусматривает посещение виноградарских и винодельческих хозяйств в целях отдыха, ознакомления с их деятельностью и спецификой технологических процессов, а также с историко-культурными особенностями региона и для участия в сельскохозяйственных работах без извлечения материальной выгоды с возможностью предоставления услуг по временному размещению, организации досуга, экскурсионных и иных услуг.

Краснодарский край, как регион с богатыми наследием и традициями виноделия и потребления вина, имеет также большую базу культурно-исторических ресурсов, которые активно транслируются винодельческими хозяйствами, включающими в экскурсии по своим комплексам историко-культурные аспекты и имеющими на своей территории исторические здания, сооружения и памятники культуры; культурными центрами («Марьина Усадьба» и др.), краеведческими и археологическими музеями («Античная Горгиппия» и др.), тематическими музеями истории виноделия (Музей античного виноделия в «Абрау-Дюрсо» и др.), которые проводят интерактивные выставки и имеют инсталляции с большими коллекциями артефактов виноделия. Край также богат на социально-экономические ресурсы, необходимые для развития данного направления, и включает в себя большую базу информационных ресурсов (официальные сайты и социальные сети виноделен, сайты официальных федеральных и региональных структур, туристические порталы, специализированные издания и блоги и пр.), разработанных винных маршрутов для самодеятельных и организованных групп туристов («Винные дороги Краснодарского края» и др.), трудовых (туроператоры, менеджеры по туризму, гиды-экскурсоводы, винные гиды и пр.) и образовательных ресурсов (университетов с профильными направлениями образования, курсов сомелье и школ вина и пр.), всех управленческих и финансовых (доходы от туризма, инвестиции, гранты, собственные средства и пр.) ресурсов данной сферы. Помимо этого огромную роль играет материально-техническая база (винодельческие предприятия, виноградники и пр.) и туристская инфраструктура региона (средства размещения, объекты питания и др.). Соответственно, Краснодарский край в силу своего природного богатства и уникальных физико-географических условий, культурно-исторического наследия, развитых социально-экономических ресурсов имеет всю совокупность туристских ресурсов, необходимых для развития винного туризма на своей территории.

В рамках анализа винного туризма Краснодарского края в целом было рассмотрено его современное состояние и проблемы развития, а также созданные на территории региона винные маршруты. Углубленно были исследованы сведения по 60 винодельням Краснодарского края и по развитию туризма на них. На основе этих данных также была проведена пофакторно-интегральная оценка уровня развития винного туризма Краснодарского края в разрезе муниципальных образований, что позволило рассмотреть возможности и потенциал каждого исследуемого винодельческого хозяйства региона для развития винного туризма. Около четверти всех объектов в настоящий момент не готовы принимать у себя туристов, а более половины объектов находятся на среднем уровне развития винного туризма. Основными факторами, которые тормозят развитие винного туризма, являются отсутствие туристской инфраструктуры (средств размещения, объектов организации питания и др.) и необходимость больших затрат на ее формирование. Из проведенного анализа видно, что Краснодарский край обладает довольно существенным потенциалом для организации и развития винного туризма – некоторые объекты отличаются крайне высоким уровнем развития винного туризма (Абрау-Дюрсо, Шато Пино, Шато Андре и др.), но в настоящий момент в крае во всех МО он развит на среднем уровне. Лидирующее место по суммарному туристскому потенциалу занимают объекты ГО Новороссийска и МО Темрюкского района.

Современное состояние туристской отрасли на территории Краснодарского края, в частности развитие винного туризма, позволяет говорить о том, что существующие винодельни, от малых форм хозяйствования до крупных агротуристических комплексов, расположенные в различных МО края, являются полноценными ресурсами развития туристской деятельности как винного туризма, так и туризма в целом.