Scientific journal
Advances in current natural sciences
ISSN 1681-7494
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,775

SOCIAL TOURISM IN THE RUSSIAN FEDERATION

Karpova Yu.I. 1 Volkova T.A. 1 Komarov D.A. 1 Maksimov D.V. 1
1 Kuban State University
A significant role in supporting the development of social tourism is played by the state, which ensures the formation of the national budget, creates a regulatory framework in order to support the social sector of public relations. The structure of the contingent that falls under social protection, to which social tourism is directed, includes children from large families, the poor, pensioners of all categories, people with disabilities of all age groups. For the effective operation of an accessible environment in which the implementation of social tourism is possible, the formation of a social policy of the state is required, which will also affect the tourism sector and the hospitality industry as a whole. The functioning of such a social policy should be based on a strong legislative base and a constantly improving system of legal documents that cover all areas of economic and legal relations in the framework of the implementation of social policy. In the current conditions of the socio-economic agenda, the development and improvement of legislation in the social tourism industry should be given a special role. The aim of the study is to analyze the current state and determine the prospects for the development of social tourism in Russia. Of great importance in the development of social tourism at the level of subjects, along with natural and climatic resources and the state of tourism infrastructure, is the social policy implemented in each individual subject, the degree of depreciation of the fund of social facilities, the level of development of the system for implementing social programs, the level and quality of life of the population of the country and others. The article presents the results of statistical and expert analysis of the current state of social tourism in the Russian Federation, analyzes the main problems and prospects for the development of this type of tourism. Solving the problems that currently arise in the field of social tourism requires the development of specialized legislation. First of all, it is necessary to adopt a law on social tourism, thanks to which this area of the tourism industry will develop.
tourism
social tourism
accessibility
social policy
specialized accommodation facilities
social support
spa treatment
Krasnodar Region

Развитие туристской индустрии имеет большое значение в решении общественных и социальных вопросов. В ряде государств посредством туризма формируются новые рабочие места, создаются новые рабочие зоны, разрабатывается и вводится в эксплуатацию новейшая и современная инфраструктура, поддерживается и улучшается уровень качества жизни граждан. Потребность общества в отдыхе и путешествиях влияет на культурное просвещение населения, а также способствует совершенствованию систем медицинского облуживания, развитию страхового дела, содействует внедрению новых интеллектуальных систем и т.д. На данный момент в Российской Федерации стремительно формируется система социального страхования, участвующая в организации внутреннего туризма. Туристские путевки для незащищенных групп населения оплачиваются из средств государственного бюджета. Также государственные субсидии получают определенные госслужащие, для обслуживания нужд которых имеется в распоряжении собственная материально-техническая база. Осуществление разделения социального туризма выражается в установлении дотационных тарифов на воздушные и другие суда, предназначенные для перевозки молодежи, льготные тарифы также распространяются на объекты размещения туристов.

Главная отличительная черта социального туризма – путь финансирования. Для социального туризма такими путями субсидирования деятельности являются средства, выделенные из национального бюджета или средств субъектов Российской Федерации, а также средства работодателей и благотворительных фондов. Роль государства часто сведена к бюджетному финансированию отдельных направлений социального туризма и социальных услуг (молодежный туризм, детский оздоровительный туризм, включая отдых для школьников и инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации; оплата отдельным категориям граждан социальных услуг санаторно-курортного лечения, а также проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно), что является недостаточным [1].

Индустрия социального туризма в Российской Федерации считается обязательной составляющей туризма – государственной туристской сферы, правомочным соучастником социально-экономического формирования государства. Социальный туризм затрагивает круг интересов миллионов людей, подпадающих под программу социальной защиты населения, которые не обладают доступом к удобствам туризма. Таким образом, социальный туризм считается результативным орудием социальной защиты малоимущих граждан.

Социальный туризм полностью или частично осуществляется за счет бюджетных средств, средств государственных внебюджетных фондов (в том числе средств, выделяемых в рамках государственной социальной помощи), а также средств работодателей [2, 3].

Социальный туризм является одним из важнейших видов в системе туриндустрии, и нужен серьезный импульс для его развития и обращения к нему внимания со стороны государства и бизнеса [4]. В этой сфере приоритетным направлением, особенно ввиду современной геополитической обстановки, является лечебно-оздоровительный отдых. При этом социальный туризм уменьшает некоторые недостатки рыночной экономики туризма. Он позволит снизить «сезонную концентрацию» спроса на определенной территории, таким образом, воздействие высокого сезона будет выражено в меньшей степени, что предотвратит возникновение «овертуризма» [5].

В настоящее время все большую значимость обретают вопросы предоставления отдыха и укрепления здоровья граждан страны. В связи с этим в Российской Федерации в различных отраслях активировалась деятельность в области улучшения правового регулирования туристской сферы. В современных условиях социально-экономической повестки разработке и совершенствованию законодательства в отрасли социального туризма должна быть отведена особая роль.

Целями исследования являются анализ современного состояния и определение перспектив развития социального туризма в России.

Материал и методы исследования

Информационная база исследования – материалы аналитических центров, государственной статистики, законодательные акты, исследовательские отчеты. Методы исследования: анализ научно-методических источников, внутренней документации экономики РФ, обобщение теоретического материала, анализ статистических данных.

Результаты исследования и их обсуждение

Исследователи выделяют виды социального туризма в соответствии с группами целевого потребления: малоимущие слои населения, дети из многодетных семей, учащаяся молодежь, пенсионеры всех категорий, инвалиды всех возрастных групп. В некоторых странах этот список пополняется государственными служащими, военными, священнослужителями, работниками предприятий повышенного риска, а также работниками с вредными или опасными условиями труда. Отличительной чертой социального туризма являются предоставление государственного субсидирования и (или) иная форма поддержки населения страны на время туристских путешествий.

Социальный туризм представляет собой вид туризма, полностью или частично осуществляемый за счет бюджетных средств, средств государственных внебюджетных фондов (в том числе средств, выделяемых в рамках государственной социальной помощи), а также средств работодателей, при этом отдельным категориям российских туристов государство в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, предоставляет льготы социального характера. Исходя из определения, можно понять, что с целью результативного формирования и развития этого типа туризма правительство не только задействует средства, выделяемые из государственного бюджета, но и привлекает частные предприятия для создания партнерских отношений. При этом следует помнить, что основной целью процесса является не столько развитие указанного вида туризма, сколько повышение доступности граждан к реализации своего права на отдых.

Развитие отрасли социального туризма содействует:

− уменьшению уровня напряженности, существующей в обществе;

− реализации права населения государства на отдых;

− созданию новых рабочих мест и т.д.

Значительную роль в поддержании развития социального туризма играет государство, обеспечивающее формирование национального бюджета, создающее нормативно-правовую основу с целью поддержки социальной отрасли общественных отношений. Реализация правительственной координации в сфере социального туризма ведется вместе с поддержкой развития социальной политики, на основании функционирования и деятельности которой формируются принципы, цели, правила и программы развития, которые устанавливают реальную степень доступности жителей к реализации своего права на отдых, в том числе на туристские путешествия, удовлетворение потребностей в просвещении, санаторно-курортное оздоровление организма в психологическом и физическом плане, а также оздоровление в границах определенной местности.

В структуру контингента, подпадающего под социальную защиту, на который направлена деятельность социального туризма, входят дети из многодетных семей, малоимущие слои населения, пенсионеры всех категорий, инвалиды всех возрастных групп. Общая численность в группах основных потребителей услуг социального туризма, имеющих право на получение мер социальной поддержки, за 2019–2021 гг. приведена по результатам анализа материалов Федеральной службы государственной статистики (Росстат) и подробно изложена в таблице 1.

Статистические данные свидетельствуют о том, что количество пенсионеров всех категорий в Российской Федерации уменьшилось на 1798 тыс. человек; инвалидов всех групп сократилось на 31,6 тыс. человек; количество детей в возрасте до 18 лет из отдельных категорий семей увеличилось на 3270 тыс. человек; количество населения с денежными доходами ниже границы бедности уменьшилось на 3700 тыс. человек.

При этом не каждый человек из представленных категорий получил возможность реализовать свое законное право на отдых. В таблице 2 приведены данные о численности лиц пожилого возраста, воспользовавшихся правом на получение набора социальных услуг в виде предоставления санаторно-курортного лечения в РФ, за 2018–2020 гг.

Таблица 1

Численность потребителей, имеющих право на получение мер социальной поддержки, за 2019–2021 гг.

Категория потребителей

Общая численность, тыс. человек

2019 г.

2020 г.

2021 г.

Пенсионеры всех категорий

46480

46198

44682

Инвалиды всех групп

1194,7

1187,5

1163,1

Дети в возрасте до 18 лет из отдельных категорий семей, имеющих право на получение мер социальной поддержки за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации

5132,5

7786,9

8402,5

Численность населения с денежными доходами ниже границы бедности

19800

17800

16100

Примечание: составлено авторами.

Таблица 2

Численность лиц пожилого возраста, воспользовавшихся правом на получение набора социальных услуг в виде предоставления санаторно-курортного лечения в Российской Федерации, за 2018–2020 гг.

Категории населения, отнесенные к компетенции Российской Федерации

Численность лиц пожилого возраста, человек

2018 г.

2019 г.

2020 г.

Всего

250242

268445

173172

Из них:

     

Инвалиды войны

3288

2244

1203

Участники Великой Отечественной войны

681

696

379

Ветераны боевых действий

2848

3512

2575

Военнослужащие, проходившие военную службу в воинских частях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года, военнослужащие, награжденные орденами и медалями СССР

22

33

6

Лица, награжденные знаком «Жителю блокадного Ленинграда»

918

1007

787

Примечание: составлено авторами.

Статистические данные демонстрируют тенденцию к снижению пользования социальными услугами в виде предоставления санаторно-курортного лечения в Российской Федерации. Это напрямую связано с уменьшением численности населения, подпадающего под категории социальной защиты. Также на представленную динамику косвенно повлияли показатели ситуации распространения коронавирусной инфекции (COVID-19) 2020 г., экономические факторы, повышение пенсионного возраста и т.д.

Другим не менее значимым фактором снижения уровня пользования услугами санаторно-курортного лечения является малая степень информированности населения. Многие пенсионеры не знают о том, что имеют право на отдых. Часть людей пенсионного возраста и пенсионных категорий предпочитают вместо путевок, реализуемых в целях санаторно-курортного лечения граждан, брать денежный эквивалент стоимости туристского путешествия. При этом среди старших поколений сохраняется недоверие к социальным программам государства.

Федеральной службой государственной статистики (Росстат) при помощи выборочного мониторинга качества и доступности услуг в сферах образования, здравоохранения и социального обслуживания, содействия занятости населения был проведен анализ наличия и реализации права на получение бесплатного санаторно-курортного лечения среди инвалидов всех возрастных групп. Выборка проводилась среди жителей городских и сельских населенных пунктов. Однако не многие из тех, кто имеет возможность реализовать свое право на санаторно-курортное лечение, действительно отправляются по льготным путевкам. Это также связано с низким уровнем распространения информации. В городах инвалиды всех возрастных групп имеют большую возможность получить информацию, а в сельской местности этот процесс затруднен.

На основании анализа статистических данных о наличии и реализации права на получение бесплатного (или льготного) санаторно-курортного лечения в 2020–2021 гг. можно сделать вывод о том, что имели право на получение бесплатной путевки на санаторно-курортное лечение инвалиды всех возрастных групп, преимущественно проживающие в городских населенных пунктах. Большая часть инвалидов, проживающих в сельских населенных пунктах, не пользуются своим правом на получение бесплатной путевки на санаторно-курортное лечение. Такой разрыв в полученных данных свидетельствует о том, что проживающие на территории сельских населенных пунктах инвалиды не получали информацию о своих правах и возможностях в необходимом объеме.

Таблица 3

Санаторно-курортные организации для детей, функционирующие на территории федеральных округов Российской Федерации, за 2018–2021 гг.

Федеральный округ

Количество объектов

2018 г.

2019 г.

2020 г.

2022 г.

Центральный

88

95

97

99

Северо-Западный

41

44

40

47

Южный

105

112

104

106

Северо-Кавказский

29

28

30

34

Приволжский

98

94

97

105

Уральский

37

40

42

40

Сибирский

46

48

52

52

Дальневосточный

26

29

29

34

Всего

470

490

491

517

Примечание: составлено авторами.

Также большую роль играет количество социальных организаций на одного жителя в сельских населенных пунктах. В сравнении с городскими населенными пунктами, где на одного жителя таких организаций приходится в разы больше, в сельских образованиях наблюдается дефицит учреждений социального характера.

Особое значение имеет организация лечения и отдыха детей. Предоставление услуг социального туризма для детей не имело было смысла, если бы на территории страны не имелись санаторно-курортные организации, специализирующиеся в том числе и на отдыхе и оздоровлении детей. В таблице 3 отражены данные по федеральным округам Российской Федерации о наличии функционирующих предприятий санаторно-курортного лечения для детей в 2018–2021 гг.

С 2018 по 2021 г. общее число организаций санаторно-курортного лечения для детей возросло на 47 объектов. Больший прирост организаций отмечается в Центральном федеральном округе – общее число относительно 2018 г. возросло на 11 объектов. На втором месте – Дальневосточный федеральный округ – прирост относительно 2018 г. составил 8 объектов. На третьем месте – Приволжский федеральный округ с приростом в 7 объектов относительно 2018 г. Общая динамика в перечисленных регионах положительно возрастает в пределах статистики в связи с тем, что Центральный и Приволжский федеральные округа пользуются популярностью среди населения, а санаторно-курортная база Дальневосточного федерального округа в последние годы получает все больше возможностей для роста за счет федеральных дотаций, направленных на развитие региона и поднятие уровня жизни населения. Наименьший прирост организаций санаторно-курортного лечения для детей отмечается в Южном федеральном округе и в Уральском федеральном округе. В ЮФО общий прирост относительно 2018 г. составил 1 объект, а в УФО – 3 объекта.

Проанализировав социальные, нормативно-правовые, общественно-экономические нюансы формирования сферы социального турима, следует выделить ее значение на уровне субъектов Российской Федерации. Большое значение в развитии социального туризма на уровне субъектов наряду с природно-климатическими ресурсами и состоянием инфраструктуры туризма имеют социальная политика, осуществляемая в каждом отдельном субъекте, степень изношенности фонда объектов социального назначения, уровень развитости системы реализации социальных программ, уровень и качество жизни населения страны и др.

На сегодняшний день социальный туризм активно развивается в 30–40 субъектах страны [3]. Максимальное развитие и наибольшее количество положительных откликов получила деятельность социальных проектов в следующих субъектах:

− Краснодарском крае;

− Санкт-Петербурге;

− Алтайском крае;

− Красноярском крае;

− Ставропольском крае;

− Астраханской области [3].

Специалисты в области туризма и гостеприимства положительно отнеслись к идее развития социального туризма в рамках программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации». Однако в данный момент из-за недостаточной систематизированности в законодательной сфере социального туризма большинство субъектов Российской Федерации реализовывают собственные проекты по предоставлению лечебно-оздоровительных услуг и возможности реализации права граждан на отдых.

Краснодарский край традиционно является одним из лидеров в сфере туризма в целом и в сфере социального туризма в частности. Развитием социального туризма и поддержанием его эффективной деятельности в Краснодарском крае занимается Министерство курортов, туризма и олимпийского наследия. В Краснодарском крае туристские поездки пенсионеров всех категорий, инвалидов всех возрастных групп и детей до 18 лет были введены в социальную программу и реализуются с 2011 г. на постоянной основе. Каждый год, согласно статистическим данным, в социальных турах принимают участие от 1,5 до 2,5 тыс. человек из городских образований и муниципалитетов региона. Инициативным органами, организующими мероприятия и выступающими координаторами, являются центры общественно-социального сервиса жителей в муниципальных, а также областных городских образованиях. Их деятельность заключается в формировании социальных программ на уровне субъектов, заключении партнерских отношений с организациями, занимающимися формированием, реализацией и продвижением туристского продукта, информировании населения городских и сельских образований об их правах и возможностях.

Основная доля инфраструктуры в социальном туризме относится к числу специализированных средств размещения. Большая часть специализированных средств размещения находится на территории г. Анапа, где расположено 136 объектов. Также выделяются г. Сочи (120 объектов) и г. Геленджик (99 объектов). Наименьшее число специализированных средств размещения находится в г. Армавире – всего 2 объекта. Такое неравномерное распределение числа объектов объясняется природно-климатическими факторами, экономической и социальной развитостью сферы туризма в пределах городского образования, степенью транспортной доступности. Немаловажным фактором является популярность городов-курортов Сочи, Анапа, Геленджик среди населения Российской Федерации.

Большую часть специализированных средств размещения в г. Анапе составляют предприятия детского отдыха, среди которых можно выделить санатории, базы отдыха, лагеря труда и отдыха. Город Анапа как на местном, так и на национальном уровне известен как город-курорт, благоприятствующий детскому летнему отдыху. Многие учебные и бюджетные учреждения отправляют детей в г. Анапу в сезон пляжного отдыха в лечебно-оздоровительных и культурно-познавательных целях.

Среди специализированных средств размещения также существует категоризация. На рисунке представлено распределение специализированных средств размещения по категориям в 2020 г. по числу организаций.

missing image file

Распределение специализированных средств размещения по категориям в 2020 г. по числу организаций (составлено автором)

Основную долю по программам социального туризма в Краснодарском крае занимает ниша детского отдыха. За 2020 г. в Краснодарском крае отдохнули 23,5 тыс. детей, среди которых 4 тыс. детей, отдохнувших за лето в организациях отдыха детей и их оздоровления, прибыли из других субъектов Российской Федерации. В основной состав отдыхающих вошли дети из Тюменской области, Республики Коми, Москвы и Московской области, Ростовской области.

Таблица 4

Число организации отдыха детей и их оздоровления в 2020 г.

Тип функционирования

Число организаций отдыха детей и их оздоровления

В том числе:

Численность отдохнувших детей, человек

стационарного типа

палаточного типа

Всего

28

28

23507

В том числе:

Круглогодичного функционирования

12

12

9633

Сезонного функционирования

16

16

13874

Примечание: составлено авторами.

На территории Краснодарского края активно развивается система организации отдыха и оздоровления детей. Детский отдых – одно из популярных направлений социального туризма на территории Краснодарского края. Дети отправляются на летний отдых в лагеря, санатории, дома отдыха по путевкам, предоставляемым школами, другими учебными учреждениями, а также Управлением по делам молодежи по программам творческого и интеллектуального развития, летнего отдыха и оздоровления подростков и молодежи, программам гражданско-патриотического воспитания и профилактике девиантного поведения. В таблице 4 приведено число организаций отдыха детей и их оздоровления в 2020 г.

По результатам анализа числа организаций отдыха детей и численности отдохнувших детей можно сделать вывод о том, что представленная в Краснодарском крае инфраструктура носит стационарный характер. Также большая часть приезжающих на отдых и оздоровление детей отмечается в организациях сезонного функционирования. Это связано с тем, что в рамках социальных программ городов и субъектов страны дети на время летних каникул получают путевки от школ или администрации муниципальных образований.

В Краснодарском крае активно развивается социальный туризм для пенсионеров всех категорий и инвалидов всех возрастных групп. Индустрия социального туризма в настоящий период имеет вид общественно-социальной активности, направленной на формирование и поддержание общества. В нынешних обстоятельствах модель социального туризма, существовавшая в СССР, невозможна в силу исчезновения централизованной системы организации социального отдыха. Поэтому в целях формирования новых подходов для развития социального туризма стоит применять инновационные подходы, модификации, использовать накопившийся опыт, а также следовать мировым тенденциям.

Главной задачей социального туризма считается реализация конституционных прав всех категорий населения на отдых, а его значимость заключается в степени влияния на взаимоотношения в обществе, снижении уровня психологической напряженности, уменьшении разрыва между слоями общества, повышении уровня образованности населения, приобщении к истории и культурам, обычаям и традициям жителей других наций, снижении уровня социально-экономического неравенства и т.д.

В Российской Федерации социальный туризм выходит на качественно новый уровень развития. Этому способствуют функционирующие в стране принципы рыночной экономики. Социальный туризм, основы которого были заложены еще в Советском Союзе, претерпевает значительные изменения.

В нынешних обстоятельствах доля социального туризма как общественного явления и проявления советского этапа значительно уменьшилась. Постоянно растущие цены на автомобильный транспорт, продукты потребления, услуги, высокий процент изношенности инфраструктуры социального туризма, снижение субсидирования из средств со стороны государства влияют на снижение числа потенциальных туристов.

На сегодняшний день ресурсы национального, а также областных бюджетов, выделяемые на санаторно-курортное лечение основных потребителей социального туризма, постепенно сокращаются. На это влияют недостаток инициативы и отсутствие существенной выгоды, которую могли бы получить работодатели, финансируя из собственных средств отдых своих работников. Разрешение трудностей формирования данной области допустимо посредством комплексного подхода, в структуру которого обязательно должна входить повестка об изменениях в законодательных и нормативно-правовых основах отрасли социального туризма.

Члены депутатских слушаний в Государственной Думе Российской Федерации постановили, что Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» не включает в себя нормативно-правовые основы, на которых базируются восстановление, реконструкция и развитие социального туризма. В 1998 г. была создана рабочая группа по законопроекту «О общественном туризме» под руководством Комитета Государственной Думы по туризму и спорту. По результатам деятельности Комитета был разработан и вынесен на рассмотрение нормативно-правовой документ, согласно которому предпринимательство в сфере туризма, действующее в интересах социальной поддержки населения, должно было бы законодательно стимулироваться. Сущность законопроекта заключалась в отказе от перегрузки государственного бюджета, а также бюджетов субъектов, расширении понятия о социальных льготах и представлении социального туризма как экономической единицы, нуждающейся в бюджетном возмещении. Тем не менее, законопроект не получил поддержки в Государственной Думе и был отклонен. Основным аргументом послужило утверждение, что социальные льготы, не обладающие государственной поддержкой, мало реалистичны, как и жизнеспособность независимости социального туристского рынка.

Для того чтобы восстановить в Российской Федерации доступный всем льготным слоям населения туризм, имеющий социальную направленность, следует для начала принять проект закона «О социальном туризме». Такие изменения в нормативно-правовой базе социального туризма позволят заинтересовать туроператоров и турагентов в работе на внутреннем рынке при помощи субсидирования и льгот в налогообложении, популяризируют реализацию недорогих туристских поездок по программам социального туризма по территории Российской Федерации, а также дадут возможность задействовать туристский комплекс дружественных стран. Массовый характер, который приобретет социальный туризм вследствие реализации дешевых туров, реверсивности средств и увеличения туристских потоков, окажет прямое влияние на благосостояние государства. Помимо этого, развитие социального туризма позволит создавать новые рабочие места и туристские зоны, увеличить базу основных потребителей, а также достойно и прочно удерживать конкурентоспособную мощь на рынке туристских услуг.

Также в проекте закона «О социальном туризме» следует учесть систему самосубсидирования туристских организаций, осуществляющих деятельность в сфере социального туризма, организацию активов для поддержания эффективной деятельности, увеличение кадров и повышение уровня качества образования специалистов по туризму, гостиничному делу и сервису. Отношения партнерства между государственными органами и коммерческими предприятиями в отрасли социального туризма крайне важны, в том числе они оказывают воздействие на формирование образа государства.

В целях поддержания жизнедеятельности социального туризма в Российской Федерации и его развития на рынке туристских услуг, увеличения массовости потребления и широкого доступа к преимуществам льготных путешествий для основного сегмента потребителей стоит на законодательном уровне предусмотреть для организаций, компаний и представителей граждан страны, активно способствующих развитию отрасли, определенные преференции, в том числе:

− ввести льготные режимы для лицензирования деятельности в сфере социального туризма;

− разработать налоговые льготы для организаций, занимающихся формированием, реализацией и продвижением услуг социального туризма;

− налог на добавленную стоимость, взимаемый при реализации услуг социального характера, преобразовать в туристскую ренту, освобожденную от уплаты налогов, и направить ее на поддержку инфраструктуры социального туризма;

− реализовывать безвозмездную целевую сертификацию;

− избавить образовательные учреждения и предприятия, подготавливающие профессионалов в области индустрии гостеприимства, от имущественного налога, налогов на содержание объектов жилищного фонда;

− определить льготный проезд для организованных детских и учебных туристских групп в течение времени обучения.

Туризм на сегодняшний день отличается социальной ориентацией на развитие и сохранение человеческого общества. В целях формирования новых подходов для развития социального туризма стоит использовать инновационные подходы, модификации, привлекать опыт предшественников, а также следовать мировым тенденциям. Таким образом, создание целостной системы социального туризма и ее развитие на сегодняшний день выходят в Российской Федерации на новый уровень.

Заключение

Индустрия туризма на сегодняшний день отличается быстрым темпом развития, высоким уровнем адаптивности к непредсказуемым ситуациям, а также обладает рядом перспектив для государства, его экономического сектора и населения страны. Посредством туризма формируются новые рабочие места, создаются новые рабочие зоны, разрабатывается и вводится в эксплуатацию новейшая и современная инфраструктура, поддерживается и улучшается уровень качества жизни граждан. Потребность общества в отдыхе и путешествиях влияет на культурное просвещение населения, а также оказывает влияние на совершенствование систем медицинского облуживания, развитие страхового дела, содействует внедрению новых интеллектуальных систем и т.д.

Тем не менее, социальный туризм находится в настоящее время в кризисном состоянии, однако в обстоятельствах контролируемой рыночной экономики в Российской Федерации возможно не только достижение прежнего масштаба результативности показателей социального туризма, но и его существенное превышение. Для достижения этих целей следует, в первую очередь, стимулировать рынок туристских услуг на законодательном уровне так, чтобы заинтересовать в эффективности данного направления.

Предложенный Председателем подкомитета Государственной Думы по туризму К.С. Савельевым проект закона «О социальном туризме» отклонен еще в 1999 году. Сегодня в российском законодательстве нет нормативно-правового документа, который бы координировал деятельность социального туризма, определял бы первостепенность получения льгот по программам и выделял бы тех или иных туроператоров и турагентов, которые могли бы получать субсидирование на реализацию социальных программ.

Разобщенность нормативно-правовой системы в отрасли социального туризма способствовала тому, что сфера приобрела коммерческий характер. Появление на рынке социального туризма конкурентоспособных и сильных игроков может привести к тому, что в туристском коммерциале возникнет общество, не имеющее общественных, а также моральных ценностей.

Еще одной существенной проблемой социального туризма является недостаточность информирования населения о его правах и льготах. Многие представители групп основных потребителей услуг социального туризма даже не подозревают о том, что имеют возможность воспользоваться льготами на туристские поездки. Эта проблема осложняется тем, что доступную информацию о проводимых в субъектах социальных программах найти возможно лишь самостоятельно.

Но, несмотря на это, у социального туризма как отдельной отрасли туризма есть и свои конкурентоспособные достоинства. Таким достоинством, в первую очередь, выступает такое явление, как реверсивность средств. Например, в Краснодарском крае все средства, выделенные из бюджета на осуществление и реализацию социальных программ, вернулись обратно в бюджет посредством сбора налогов, курортных сборов и т.п.

Другим преимуществом можно считать большое количество оригинальных методов санаторно-курортного лечения, практикующихся в Российской Федерации. Их численность и уникальность не идут в сравнение с европейским опытом, потому как в отличие от отечественной практики, в зарубежных странах слабо развита санаторная система. Поднятие ее до уровня российского опыта потребует огромных затрат, что приведет к удорожанию общей стоимости туристского продукта и выбыванию из конкурентной борьбы. В Российской Федерации доля медицинских сотрудников от общего количества персонала санаториев и лечебных комплексов составляет в среднем от 30 до 50%, за рубежом это число опускается до одного или нескольких сотрудников на целый комплекс. Таким образом, подъем темпов развития социального туризма важен и обоснован социально-экономическими факторами.

Решение проблем, возникающих в сфере социального туризма в настоящее время, требует разработки специализированного законодательства. В первую очередь, следует принять закон о социальном туризме, благодаря которому данная сфера индустрии туризма получит свое развитие. Социальный туризм с принятием подобного нормативно-правового акта сможет получить свою независимость как отдельный вид туризма, в том числе приобретет статус самоуправляемого формирования, поскольку другое пришло бы в разногласие с рыночными основами социально-общественного туристского движения. Иными словами, полномочия, которыми законодатель наделяет сферу социального туризма, вытекают из его значимых для государства и его населения обязательств.

Следует предусматривать деятельность коллективного, координационного социального органа (совета, бюро и т.д.) с целью управления сферой. Закон «Об общественных объединениях» дает возможность применять такого рода варианты, если отсутствует потребность в создании системы управления с учредителями, например региональными ячейками на территории субъектов Российской Федерации и др. В структуру такого коллективного органа координации деятельности в области управления общественным туризмом на федеральном, региональном, муниципальном уровнях имеют возможность вступить репрезентанты общероссийских социальных организаций туризма, профсоюзов, ветеранских, молодежных и других аналогичных организаций. Помимо этого, в состав такой структуры могут войти органы государственной власти и управления туризмом на федеральном уровне или на уровне субъектов Федерации.

Следует осуществить всероссийский съезд приверженцев идей социального туризма, для того чтобы собрать обширный диапазон заключений, суждений, пожеланий населения, на который можно было бы опираться при принятии решений. Коллективный координационный социальный орган в сфере управления социальным туризмом обязан приобрести право предлагать собственные технологические процессы, внедрять личные конкурентоспособные эталоны сервиса и подготовки кадров в сфере туризма, гостиничного дела и сервиса и т.д.

Превыше всего необходимо поставить задачу предоставления возможности туристским организациям без помощи извне достигать поставленных целей, саморегулировать их, адаптируя к изменяющейся обстановке. Необходимо формирование таких отношений с государством, при которых органы власти не вмешивались бы в работу компаний, вместе с тем сохраняя партнерские отношения и не мешая рыночной активности предприятий.