Scientific journal
Advances in current natural sciences
ISSN 1681-7494
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,775

THE SPECIFICS OF THE USE OF CREATIVE TECHNOLOGIES IN EGYPTIAN TOURISM

Gerges Bola Reda Banub 1
1 Southern Federal University
The article explores the concept of creative technologies in tourism, their development, as well as the direction of trends in the future. The basic concepts of creative technologies of tourist activity are described; creative tourism, innovations in tourism, experience economy. The main segment of consumers of creative tourism and consumer preferences are analyzed. Creative innovative tourism products in Egypt, which are currently represented in the regional service market, are considered, and their evaluation is carried out. The author of the article suggests potential creative ideas that can be used to attract new segment groups of tourists based on the developed tourism products. The proposed tourism programs are based on consumer demand for positive, unique experiences, the most creative and popular tourism technologies and thematic tourism programs that allow increasing the number of arriving guests in the country who want to plunge into the aesthetics of a particular era or culture. The result of the study showed that the most popular creative technologies of tourism are presented in the tourism niche of Egypt, but a number of basic tourism programs still remain the main focus; beach holidays and visits to historical and cultural attractions in the form of regular excursions.
creative technologies in tourism
Egypt
innovations
animation programs
quest technologies
eco-oriented innovations
typology

В современном мире организаторы туристских маршрутов, преследуя цель удовлетворения запросов потребителей, стараются следовать современным изменениям и внедрять в процесс различные креативные идеи. Одновременно рынок туристских услуг все более нацеливается на индивидуализацию потребителей, а маркетинг индустрии ориентируется на частное общение с туристом для его привлечения [1], что также расширяет возможный спектр предлагаемых услуг. Подобный индивидуальный подход к туристским услугам подразумевает включение в их содержание технологий, соответствующих современным достижениям научных и научно-практических исследований, как в технических, так и в гуманитарных областях.

Особенно важно отметить, что использование креативных технологий зачастую приводит к формированию качественно новых туристских продуктов и освоению новых направлений. В связи с чем происходит развитие внутреннего и международного туризма на национальном и межрегиональном уровнях. Можно отметить, что креативные технологии в туризме – это не только создание новых туристских маршрутов, но и внедрение инновационных отдельных продуктов, создание уникальных систем маркетинга и менеджмента [2]. Последнее определяется тем, что только в рамках качественно новых подходов к управлению туристскими предприятиями и продвижению турпродукта возможно удержание лидирующих позиций среди «нишевых» конкурентов.

Значимость креативных технологий в туризме влияет на различные сферы жизни и социальные группы. В частности, внедрение технологий имеет следующий положительный эффект:

− повышается экономический уровень страны или региона;

− улучшается жизнь местного населения;

− увеличивается турпоток в страну;

− оптимизируется конкурентоспособность туристских дестинаций [3].

Креативные технологии не подразумевают под собой отвержение способов и услуг, но допускают создание новых (инновационных) продуктов [4]. Они нацелены на устойчивое развитие туристской деятельности посредством их внедрения в туристский процесс.

Вопрос применения креативных технологий в туризме особо актуален для государств и регионов, в которых традиционно туристская отрасль занимает ключевые позиции в формировании валового внутреннего продукта. К подобным странам, в частности, относится Египет, в котором исторически развиваются культурно-познавательный, лечебно-оздоровительный, экологический, этнографический и другие виды туризма. Данное разнообразие реализуемых туристских продуктов дает возможности полноценного внедрения различных креативных технологий.

За основу исследования были взяты выводы и положения профильных исследований ряда российских и зарубежных ученых. Важным вопросом является изучение использования инновационных технологий в туризме как составляющего элемента креативных технологий. В частности, особенно интенсивно инновационная составляющая креативных технологий проявляется в таких туристских услугах, как бронирование, транспортные перевозки, а также маркетинговые стратегии. Существующие исследования в данной области [5], а также изучение опыта применения инновационных технологий в туристской индустрии Египта [6] послужили базой для формирования перспективных направлений внедрения креативных технологий в сферу туризма и гостеприимства исследуемой страны. Также фундаментом для исследования региональных особенностей развития креативных технологий в Египте являются труды, посвященные основным факторам и закономерностям их территориальной дифференциации. Подобное исследование должно проводиться с позиций выявления пространственных особенностей природного, социально-экономического и культурно-исторического характера. Также представляется важным при исследовании креативных технологий изучить составляющие связанных с данным явлением понятий, встречающихся в современной научной литературе, таких как «смарт-туризм» [7].

Практическая реализация креативных технологий происходит в рамках туристских продуктов и услуг. Вследствие этого представляется рациональным исследование особенностей развития турпродуктов креативной направленности. Выявление внутреннего содержания подобных продуктов и их отличия от традиционных опиралось на ряд профильных исследований [8, 9]. В то же время подобные туристские продукты требуют специфического подхода к продвижению, в частности использования таких современных технологий, как проведение вебинаров и таргетинговой рекламы в социальных сетях. В связи с этим важен учет опыта исследования основных сфер реализации продуктов креативного туризма [10].

Следует отметить, что традиционно в научно-исследовательской практике креативные технологии рассматриваются как составляющее экономики впечатлений. Последняя представляет собой «подход к производству и продвижению товара или услуги, основанный не на удовлетворении конкретной потребности, а на создании положительного впечатления как от производства и продвижения, так и от получения товара или услуги, а также от последующих за этим ощущений, получаемых потребителем товара или услуги» [11]. В частности, экономика впечатлений как составляющая туристской отрасли включает в себя ряд компонентов, которые влияют на формирование креативных технологий. Подобными компонентами являются уровень экономического развития, научных исследований, кадровый потенциал, традиции гостеприимства и инфраструктурная обеспеченность, что уже было исследовано на примере Египта [12].

В целом анализ публикаций по проблематике исследования показал наличие профильных научных трудов как на глобальном, так и на региональном уровнях, однако при этом тематика использования креативных технологий в туризме Египта изучена недостаточно. Исходя из проведенного анализа, можно подчеркнуть актуальность исследования использования креативных технологий в Египте, как феномена, непосредственно определяющего вектор дальнейшего развития международного туризма в стране. Поэтому представляется значимым изучение специфики применения современных креативных технологий в туризме и разработка перспективных направлений и территорий реализации подобных технологий в Египте. С этой целью был проведен анализ видов и содержания креативных технологий в туриндустрии Египта, их типизация и региональная локализация, на основе которого были предложены перспективные направления использования креативных технологий.

Материалы и методы исследования

Туризм в настоящее время является одним из самых развитых секторов экономики в Египте. Общая тенденция спада прибытия международных туристов, связанная с ограничениями в результате распространения COVID-19, в настоящее время переходит в новую стадию подъема. Дальнейшее восстановление туристской отрасли оптимально проводить по пути развития традиционных дестинаций совместно с формированием новых турпродуктов, в том числе индивидуального характера.

В 2022 г. Египет посетило более 11,7 млн туристов, что на 46,2 % больше, чем в 2021 г., что в первую очередь обусловлено открытием границ после пандемии COVID-19. Следует отметить, что на сферу услуг Египта, к которой относится и туризм, в 2021 г. приходилось около половины (48 %) ВВП и 47 % рабочего населения [13].

Ресурсная база Египта для развития туризма представлена как природными, так и культурно-историческими ресурсами. Сочетание естественных ресурсов отражает многообразие физико-географических составляющих, относящихся к рельефу, климату, гидрографии и другим. Природные территории страны благоприятны для активного развития курортного, лечебно-оздоровительного, спортивного, экологического и других видов туризма. Наличие заповедных территорий также благоприятствует развитию природно-ориентированных видов туризма через уникальность ландшафтов и сочетание природных зон.

Культурно-исторические ресурсы относятся в основном к временам Древнего Египта и притягательны именно своей исторической уникальностью. К данной категории туристских ресурсов относятся комплекс пирамид с расположенным рядом Сфинксом, гробницы Абу-Симбела, Долина царей и др.

Высокая конкуренция на рынке туристских продуктов требует применения инновационных подходов в туристской деятельности для привлечения туристов и управления спросом. В данном контексте особую роль играет реализация креативных технологий в различных аспектах туристской деятельности.

При этом изучение существующих и перспективных креативных технологий опирается на территориальную дифференциацию туристских ресурсов и реализуемых турпродуктов. В частности, выделяются технологии для культурно-познавательного туризма, курортного, этнографического и природно-ориентированного. Вследствие этого в исследовании применялся метод территориально обоснованного подхода к анализу креативных технологий в туризме, послуживший основой для их типизации.

В процессе исследования и анализа креативных технологий в туризме Египта использовались такие научные методы, как:

− системный подход, в рамках которого понятие креативных технологий в туризме изучалось с концептуальных позиций взаимодействия составляющих элементов (видов туризма);

− описательный метод, примененный при характеристике современных креативных технологий в туриндустрии Египта;

− сравнительный метод, позволивший выявить региональные различия территории Египта с позиций использования креативных технологий.

Помимо этого был применен типологический подход, на основе которого была проведена классификация существующих и перспективных креативных технологий в туризме Египта. Основные научные понятия и положения, выводы и рекомендации, приведенные в работе, используют основы логического анализа.

Результаты исследования и их обсуждение

Египет традиционно является одним из центров международного туризма благодаря наличию природных, культурно-исторических и других видов туристских ресурсов. Тем не менее, даже несмотря на высокий уровень развития туризма в стране, перспективы отрасли должны быть связаны именно с развитием креативных технологий. Подобные технологии при рациональном подходе приводят к следующим экономически выигрышным позициям:

− индивидуализация формируемого турпродукта, ведущая к расширению потенциальных клиентских сегментов;

− инновационность предлагаемых услуг, выводящая отрасль на качественно новый уровень развития;

− задействованность в туристской отрасли представителей смежных направлений (путем реализации мастер-классов, анимационных программ, событийных мероприятий и т.д.), позволяющая укрепить межотраслевые экономические связи;

− социальная ориентированность разрабатываемых турпродуктов благодаря предоставлению новых рабочих мест;

− эколого-ориентированная направленность туризма, способствующая формированию комплексных мест экоотдыха с использованием глэмпингов и других подобных туристских инфраструктурных объектов.

Следует отметить, что креативные технологии в туризме Египта должны ориентироваться на имеющийся туристский спрос, поэтому их реализацию представляется рациональным основывать на результатах маркетинговых исследований рынка основных потребителей турпродукта региона.

Анализ современных креативных технологий в туриндустрии Египта позволил провести их классификацию и регионализацию (табл. 1).

В Египте одним из самых популярных видов креативных технологий является глэмпинг [3]. Данный вид размещения туристов распространен практически по всей территории Египта. Спрос на глэмпинги определяется желанием туристов в реалиях глобализации и урбанизации осуществить эколого-ориентированный отдых. Особенно глэмпинг распространен в пустынных регионах страны: Сахара (Desert Paradise Lodge, Al Nyhaya, Ghazala в Сиве), Вади-Эль Райан-роуд (Remal el Rayan) и др.

Кроме того, к эколого-ориентированным развлечениям в туризме Египта можно отнести такой вид развлечений, как скейтбординг в песках. Данная услуга предлагается в пустынных территориях.

Туры, сформированные по технологии slow travels, реализуются в Египте с 2010-х гг. Они длятся от одного месяца до трех и в основной своей части реализуются посредством круизного путешествия с остановками в определенных достопримечательностях.

Таблица 1

Виды и содержание креативных технологий в туриндустрии Египта

Вид креативной технологии в туризме

Содержание креативной технологии

Регион применения

Использование эколого-ориентированных средств размещения и отдыха

Глэмпинг

Скейтбординг на песке

Пустыня Сахара, Хургада, Аравийская пустыня

Slow travel

Походы с целью погружения в окружающую среду, культуру и традиции

Долгосрочные туры (от месяца)

Луксор, Асван, Нил

VR-технологии

Музеи дополненной реальности

Виртуальные экскурсии с использованием VR-очков

Возможность развития безбарьерных путешествий для лиц с ограниченными возможностями здоровья

Каир

Динамическое

пакетирование

Инструмент продаж, который помогает создать индивидуальные туры для любого туриста, в зависимости от его выбора, подбор туристской услуги в соответствии с пожеланиями потребителя

По всей стране

Расширение возможностей городского туризма

Посещение событийных мероприятий, интересных городских мест

Каир, Асван, Шарм-эш-Шейх, Луксор, Хургада.

Нетрадиционные

концепции отелей

Отель «Caves Beach Resort» стилизованный под пещеру

Хургада

В Каире находится студия виртуальной реальности – Egypt VR, в которой предлагается полный список иммерсивных и эмпирических услуг, включая виртуальную реальность, объемные изображения, дополненную реальность, разработку приложений, CG/VFX контент и рефрейминги. Также на рынке VR-технологий в туризме представлен онлайн-портал Megalodon, на котором проводятся путешествия по достопримечательностям Египта.

Создание индивидуальных туров в рамках динамического пакетирования ориентировано на конкретных клиентов. В данном случае формируются и реализуются туры либо по кардинально новым программам, либо с применением инновационно-креативных элементов в рамках существующих программ. Они могут реализовываться в любых регионах страны.

Расширение возможностей городского туризма реализуется по нескольким направлениям. Одно из них – торговое. В Египте значительное количество магазинов с качественной, но недорогой одеждой располагается на рынках и открытых ярмарках, хотя из-за того, что продавцы сами устанавливают цены, стоимость может быть как слишком высокой, так и низкой. Зачастую турист ориентирован не только на одежду, но и на предметы быта, декоративные ковры, сувениры. В Египте существует множество рынков, наиболее популярные из них находятся в Каире (Khan Al Khalili, Sharia Khayamiya), Асване (Aswan Souk), Шарм-эш-Шейхе (Old Market). Как следствие, в настоящее время в Египте предлагают услуги гиды, ориентирующие туристов на места, где продаются наиболее качественные товары.

Набирают популярность отели, стилизованные под разные эпохи, культуры и даже фильмы. В Египте также присутствует похожая тенденция. В Хургаде существует отель, оформленный в стиле пещер. Кроме этого, ряд отелей предлагает туристам погрузиться в атмосферу популярных сериалов.

Дальнейшее применение креативных технологий в туристской индустрии Египта будет определяться наиболее развитыми видами туризма в стране и спецификой обслуживания конкретных сегментов туристов. В частности, согласно Статистическому ежегоднику Египта за 2021 г., большинство туристов совершает поездки с целью пляжного отдыха и экскурсионно-познавательного туризма (рисунок). Поэтому представляется перспективной реализация креативных элементов, связанных с анимационной составляющей туристских программ.

Для привлечения туристов, нацеленных на активный отдых, рационально внедрить такие креативные технологии туризма, как квесты, помогающие погрузиться в культуру и ценности Египта, анимационные экскурсии с привлечением актеров, увеличение тематических отелей и расширение их уникальности. В последнее время квест-технологии активно применяются в туристско-экскурсионных программах и ставят задачей разнообразить их за счет добавления развлекательной, познавательной и образовательной составляющих.

В таком распространенном направлении, как slow travel, представляется перспективной разработка долгосрочных туристских маршрутов. Также возможно создание этнодеревень бедуинов и формирование в них комплексных туристских программ.

missing image file

Цели поездок туристов в Египет в 2021 г. (cоставлено автором по [14])

Таблица 2

Перспективные креативные туристские технологии в Египте

Вид креативной технологии в туризме

Содержание креативной технологии

Регион применения

Анимационная

программа

Экскурсионные маршруты на тему «Правители Египта» с использованием актеров-любителей, по местам древней египетской цивилизации

По всей стране

Квест «Исследование глубин»

Дайвинг-погружение в море к «Затонувшим кораблям» с целью поиска «сокровищ» в морских глубинах

Красное море

Этнодеревни бедуинов

Проживание в племенах бедуинов, непосредственное знакомство с их культурой, традициями и обычаями

Южный Синай

Походы по пустыне

Туристские походы в пустынной местности с целью самопознания и ухода человека в свой внутренний мир (тематический поход по книге «Алхимик», Пауло Коэльо)

Аравийская пустыня, Синай

Тематические отели

Стилизованные отели в тематике древнего Египта, с внедрением культуры и традиций того времени

Гиза

Квест «Расхитители гробниц»

Квест-экскурсия по территории Долины царей, с целью исследования туристами культуры древних египтян, а также изучения истории Древнего Египта

Долина царей, Луксор

В сфере экологического туризма можно рассматривать разработку экологических троп в пустынных ландшафтах. Здесь также возможно создание маршрутов по следам героев художественных произведений (например, романа «Алхимик» Пауло Коэльо, в котором, в частности, описывается путешествие по пустыне).

Предложенные и представляющиеся перспективными для Египта креативные туристские технологии представлены в табл. 2.

Таким образом, предлагаемые для возможного внедрения креативные технологии можно классифицировать на несколько направлений. В частности, предлагается разработать маршруты с внедрением анимационно-актерского состава, который будет играть сценки, привязанные к тематике древней культуры Египта, знакомством с правителями того времени, такими как Тутанхамон, царица Нефертити и Клеопатра. Также предлагается разработать анимационный маршрут, посвященный древнеегипетской мифологии. В нем предполагается задействовать актеров, которые будут художественно рассказывать о мифах, традициях, обычаях языческой культуры Египта.

Квест «Исследование глубин» предполагает погружение в Красное море, где туристы смогут поближе рассмотреть затонувшие корабли. Креативной идеей является «поиск сокровищ», а найденные объекты туристы смогут забрать с собой как сувениры.

Бедуины в Египте имеют свой уникальный уклад жизни, культуру, этику и т.п. Создание турмаршрутов в этнодеревнях, как креативная технология, нацелено на знакомство туристов с культурой, традициями и обычаями бедуинов Египте, которые проживают в пустынях.

Походы по пустыне являются тематическим продолжением создания этнодеревень бедуинов. Походные маршруты в пустынях на несколько дней или недель ставят собой цель погружения в таинственную атмосферу единения с самим собой и понимания образа жизни бедуинов. Как уже упоминалось ранее, данный маршрут может быть посвящен, в частности, такому известному произведению, как «Алхимик» Пауло Коэльо, в котором главный герой переходил через пустыню, чтобы найти сокровища.

В мире особенно продвигаются тематические отели. Поэтому предлагается организовать стилизованный отель в тематике Древнего Египта с внедрением архитектурных особенностей и культурой того времени. Данные отели предполагается строить вблизи египетских пирамид для максимально полного погружения в историческую эпоху.

Квест «Расхитители гробниц» подразумевает игровое взаимодействие с культурными достопримечательностями Долины Царей. Туристы могут разгадать тайны египетских гробниц, проходя квест.

Предложенные креативные технологии не исчерпывают собой перечень потенциальных направлений в туристской индустрии Египта. Возможно также применение подобных элементов в круизной сфере, пляжном отдыхе и др. В целом внедрение креативных элементов в туризм способно вывести данную сферу Египта на боле высокий качественный уровень и стать «катализатором» восстановления отрасли в постпандемийный период.

Заключение

Египет традиционно имеет специализированную туристскую направленность. В то же время использование креативных технологий в туризме позволяет привлекать дополнительные туристские потоки путем реализации нетрадиционных турпродуктов.

В стране представлено несколько видов туристских продуктов, которые включают в себя использование креативных технологий или вовсе основаны на новых технологиях (например, Egypt VR). Результат исследования показал, что на территории Египта такие креативные технологии, как использование эколого-ориентированных средств размещения и отдыха, slow travel, VR-технологии, динамическое пакетирование, расширение возможностей городского туризма и нетрадиционные концепции отелей.

Анализ потенциала для применения креативных технологий в туристской отрасли Египта позволил выделить ряд перспективных направлений. В частности, к подобным направлениям отнесены интенсификация анимационных программ, внедрение квест-маршрутов, создание тематических эколого-ориентированных программ, строительство этнодеревнь и тематических отелей.

Диверсификация используемых креативных технологий в туриндустрии Египта позволит расширить сегмент въездных туристов за счет разнообразия предлагаемых программ и тем самым вывести международный туризм в стране на более высокий качественный уровень развития.