Scientific journal
Advances in current natural sciences
ISSN 1681-7494
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,775

THE NEED FOR REFRESHER COURSES FOR HEADS OF ORGANIZATIONS OF TECHNICAL AND VOCATIONAL EDUCATION IN THE NEW FORMAT

Shukanova F.K. 1
1 FAO NTSPK «Orleu» RIPKSO
2457 KB
The author reveals the problem of organizing and conducting the professional development courses for heads of Technical and Vocational Education organizations in the new format. In the article conduction of traditional courses are revised. Social partnership plays an important role in this work. The basis of the new policy of social modernization of Kazakhstan President N.A. Nazarbayev set decent work, productive employment of each person as a pledge of his being and prosperous life.
social partners
newformat of conducting the course
innovation processes
the basic profile colleges

Инновационная и актуальная идея «Общества Всеобщего Труда» рассматривается государственными органами: министерствами, акиматами, организациями технического и профессионального образования и всеми заинтересованными социальными партнерами. Необходимость тесного взаимодействия социальных партнеров: предпринимателей, работодателей и организаций технического и профессионального образования в подготовке качественных кадров для развития экономики страны отметил президент Назарбаев Н.А. в апреле 2013 г. на Форуме предпринимателей Республики Казахстан [1].

Работодатели уже сегодня признают высокое качество знаний и навыков выпускников колледжей, усложняют свои требования к подтверждению их квалификации. Многие отраслевые производственные ассоциации присваивают квалификации специалистов в сферах образования и науки, нефти и газа, сельского хозяйства.

В условиях настоятельной потребности внедрения инноваций в области профессионального образования роль руководящих и инженерно-педагогических кадров имеет исключительно важное значение.

Обучение и повышение квалификации инженерно-педагогического и административно-управленческого персонала колледжей сопряжено со стратегическими целями, конкретными проблемными вопросами предприятий. От руководящих и инженерно-педагогических кадров требуются наличие необходимых управленческих знаний и профессиональных навыков, умение определить для себя актуальные научные идеи и опыт работы, использовать новые образовательные технологии, готовность непрерывно повышать свой профессиональный уровень, заниматься саморазвитием.

Имея соответствующую базу и инфраструктуру для качественной подготовки и обучения руководителей, Республиканский институт повышения квалификации руководящих и научно-педагогических работников системы образования оказывает реальную помощь в реформировании системы ТиПО.

Учитывая реальную потребность руководителей колледжей, работодателей, постоянно изменяющиеся требования к их профессиональной компетентности, обучая в течение всей жизни, РИПКСО успешно решает вопрос о необходимости гибкой системы повышения квалификации руководителей.

Реализуя задачи Стратегии «Казахстан-2050», Государственной программы развития образования на 2011–2020 годы, институт направляет максимальные усилия на тесное взаимодействие с социальными партнерами. Участие института в развитии курсов повышения квалификации в новом формате выражено в заключении меморандумов с лучшими базовыми профильными колледжами, совместного обучения руководителей колледжей через практические занятия [2].

Практика показывает, что наиболее эффективный способ помочь руководителям колледжей в развитии их учебных заведений, внедрении новых образовательных технологий (дуальной системы обучения) – это продуктивное сотрудничество с социальными партнерами в повышении квалификации.

Активная работа с социальными партнерами по усовершенствованию системы повышения квалификации руководителей колледжей влияет накачество учебно-воспитательного процесса в колледжах и качество профессиональной подготовки будущих специалистов.

Повышение квалификации становится двигателем содействия развитию ТиПО, имеет ключевое значение в решении широкого спектра политических, социальных и экономических задач. Это касается не только базовых колледжей – наших партнеров, но и их партнеров – работодателей, которых объединяет общая цель – повышение качества подготовки кадров, соответствующих требованиям современного рынка труда, а также подготовка квалифицированных кадров в десяти ведущих колледжах для шести ключевых отраслей экономики с последующим распространением опыта в других учебных заведениях страны [3].

Совместная работа с партнерами дает возможность для предоставления им полезных знаний и навыков, необходимых для профессионального роста, расширения возможностей в сфере обучения кадров, внедрения инноваций. Одним словом, институт помогает партнерам максимально эффективно использовать самую большую ценность – человеческий капитал.

Социальное партнерство в повышении квалификации руководителей организаций технического и профессионального образования развивается по следующим направлениям:

– внедрение инновационных процессов на курсах повышения квалификации;

– ориентация системы повышения квалификации на изменение уровня квалификации руководителей;

– учет в программах повышения квалификации интересов руководителей, их профессиональных потребностей, требований социальных партнеров;

– мотивация руководителей в совершенствовании дальнейшего сотрудничества с работодателями;

– создание и развитие портфолио руководителей как средства индивидуальной программы профессионального развития;

– организация мониторинга развития социального партнерства;

– необходимость в комплектовании групп руководителей по отраслям (гуманитарные, экономические, технические колледжи);

– увеличение практического блока в программах повышения квалификации;

– развитие тьютерской системы повышения квалификации.

Содержание образовательных программ по повышению квалификации руководителей организаций технического и профессионального образования учитывает опыт работы колледжа с социальными партнерами, работу по индивидуальным планам по отраслям, кадровый потенциал руководителей лучших базовых колледжей, развитую систему стажировки, переподготовки руководителей.

На качество курсов повышения квалификации влияет также привлечение преподавателей из числа руководителей базовых колледжей, социальных партнеров, использование кадров, предложенных ассоциациями работодателей, социальных партнеров для обучения по проблеме менеджмента. Диалоговые формы общения ППС, руководителей базовых колледжей, социальных партнеров и слушателей между собой, развитие проектной деятельности на занятиях позволяет приобрести глубокие и прикладные знания, прочные практические навыки в управленческой деятельности, качества современного менеджера, правильно ориентирующегося в развитии колледжа.

Сегодня благодаря сотрудничеству РИПКСО с организациями технического и профессионального образования, работодателями и органами управления образованием, активно внедряется новый формат повышения квалификации. Так, например, с сентября 2012 года по сентябрь 2015 года в РИПКСО прошли повышение квалификации более 720 руководителей организаций технического и профессионального образования.

Тематика курсов определялась на основе социологических опросов руководителей, результатов мониторинговых исследований, рекомендаций и пожеланий слушателей, а также международных опытов по внедрению дуальной технологии обучения в организацияхТиПО. Например,

в 2014–2015 гг. проведены следующие курсы: «Кадровые стратегии и управление изменениями в организациях образования», «Жаңа технологияларды еңгізу жағдайында білім беру сапасын басқару», «Инновациялық үдерістерді басқару мониторингісі және педагогикалық эксперимент», «Роль современного менеджера в эффективном управлении учебным заведением ТиПО», «Инновацияларды басқару: дуальдық оқыту жүйесі бойынша базалық колледждердің тәжірибесі», «Критериальное оценивание учебного процесса в организациях ТиПО», «Методы развития критического мышления в планировании управления деятельностьюТиПО», «Дуальдық оқыту жүйесін енгізудің тәсілдері» [4].

Организовывая курсы в новом формате, институт пересматривает традиционные формы проведения курсовых мероприятий, совершенствует структуру учебных планов, использует проблемно-модульную технологию обучения, содействует активному участию слушателей в творческой, дополнительной самостоятельной работе по модулю.

Инновационность курсам придают интерактивные технологии обучения: тренинги, деловые игры, кейс-анализы, дискуссии, мастер-классы, встречи с работодателями.

Заключенные меморандумы с лучшими базовыми профильными колледжами г. Алматы и Алматинской области способствуют изучить лучший опыт работы инженерно-педагогических коллективов, определить стратегию совершенствования в управлении своих организаций.

Сотрудничество института в плане развития социального партнерства, сетевого взаимодействия и системы непрерывного повышения квалификации предполагает:

– распространение опыта колледжей-лидеров, определившихся в ходе реализации приоритетного проекта – дуального обучения;

– выработку новых форм и методов организации образовательного процесса по дуальной системе обучения с участием работодателей;

– разработку и апробацию методики прогнозирования потребностей повышения квалификации работников колледжей с учетом предложений работодателей [5].

Таким образом, в повышении квалификации руководителей технического и профессионального образования в РИПКСО есть серьезные достижения, а его обновление постоянно продолжается.