Scientific journal
Advances in current natural sciences
ISSN 1681-7494
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,775

REALIZATION OF INDIVIDUAL EDUCATIONAL ROUTES STUDENTS PEDIATRIC FACULTY OF THE MEDICAL SCHOOL DURING MANUFACTURING PRACTICE

Kotenko E.N. 1 Getman N.A. 1 Radchenko E.A. 1
1 Omsk State Medical University of the Ministry of Public Health of the Russian Federation
2466 KB
This article presents the main approaches to the organization of work experience with the use of an individual educational route; The relationship of the organization with the level of development of the practice of the professional competencies of the students; determined the structure, the content of individual educational route according to individual needs and abilities of students. The results of the survey at the end of the internship, and identified problems most often encountered by students in the course of practice. A system of internship in various courses. The methods of selecting individual routes, the principles of their formation, on the basis of the difficulties arising in the future professional activity.
individual educational routes
industrial practice of students
evaluation of the results of production practices

Производственная практика на сегодняшний день рассматривается как средство формирования профессиональной адаптации, развития познавательной и творческой активности будущих специалистов, диагностирования уровня профессиональной направленности и подготовки, формирования профессиональных компетенций. Сформированная система практики не позволяет в полной мере развивать у студентов творческую активность и самостоятельность в ходе освоения профессиональной деятельности. Студенты не всегда осознают связь теоретических знаний с конкретными задачами, которые они сами выполняют во время практики, что значительно затрудняет процесс формирования профессиональной компетентности специалиста.

В связи с этим остается актуальной проблема разработки современных подходов (в рамках реализации федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) 3 поколения) к организации и проведению производственной практики с целью формирования у студентов умения осуществлять прогнозирование результатов своей деятельности, разрабатывать стратегию поиска путей и методов решения задач, как учебных, так и практических. Одной из приоритетных задач при этом становится обеспечение методическими разработками по практике, направленными на выявление оптимальных условий для трансформирования учебной деятельности в профессиональную. Актуальность вышеперечисленного определяется не только социальным заказом, но и потребностями обучаемого к самоопределению и самовыражению в условиях глубоких экономических, социально-культурных [1].

Теоретическое обоснование и реализация индивидуальных образовательных маршрутов студентов в процессе проведения производственной практики (как одного из важнейших элементов формирования профессиональной компетентности) является приоритетом данного исследования.

С целью обоснования построения индивидуального образовательного маршрута студента были определены основные принципы организации практики, такие как: непрерывность, преемственность и комплексность методов оценивания компетенций студентов; установлена взаимосвязь системы организации производственной практики и уровня становления профессиональной компетентности будущего врача; определена его структура и содержание в соответствии с индивидуальными потребностями и возможностями обучающихся.

В Омском государственном медицинском университете ежегодно проводится анкетирование студентов по вопросам удовлетворенности качеством проведения практики.

По результатам проведенного исследования показателей удовлетворенности студентов проведенной производственной практикой педиатрического факультета можно констатировать следующее:

1. По критерию «иллюстративный материал по практике» у студентов 2-го курса выявлен низкий показатель удовлетворенности, следовательно, предстоит разработка корректирующих действий – подготовка раздаточного иллюстративного материала для каждого студента.

2. Средние показатели удовлетворенности выявлены по критериям:

– «интерес к деятельности в отделениях лечебно-профилактических учреждений», «доступность выполнения манипуляций сводного отчета по практике» и «иллюстративный материал по практике» у студентов 1 курса;

– «интерес к деятельности в отделениях лечебно-профилактических учреждений», «доступность выполнения манипуляций сводного отчета по практике» и «дисциплина» у студентов 2 курса;

– «иллюстративный материал» у студентов 3-го и 5-го курсов.

3. Высокие показатели у студентов всех опрошенных курсов определены по критериям: «организация самостоятельной работы студентов», «помощь со стороны ответственных сотрудников отделений в прохождении практики», «объективность в оценке учебных достижений», «вклад практики в профессиональную подготовку», «удовлетворенность качеством практики».

Программа освоения необходимых профессиональных навыков, опирающаяся на современные модели формирования профессиональных компетенций у обучающихся, в том числе широкое внедрение современных тренажерных комплексов нового поколения, помогает студенту в подготовке к производственной практике. Современный уровень развития медицинской науки и практики предъявляет повышенные требования к врачам-выпускникам по степени освоения практических навыков и умений, способности быстро ориентироваться в сложных клинических ситуациях.

Для реализации указанных целей в Омском государственном медицинском университете работает симуляционный центр, который показал преимущества обучения на фантомах, муляжах и тренажерах:

во-первых, появилась возможность моделировать клинические ситуации, максимально приближенные к реальным, но безопасные для пациентов;

во-вторых, профессиональное действие может быть неоднократно повторено для выработки умения и ликвидации ошибок;

в-третьих, созданы условия для выработки и поддержания навыков профессиональных действий в нестандартных ситуациях, необходимых каждому врачу (например, сердечно-легочная реанимация).

В практике подготовки медицинских специалистов все чаще приходится сталкиваться с ситуацией, когда взрослые пациенты и тем более родители больных детей отказываются общаться со студентами, ссылаясь на добровольное мотивированное согласие или право отказа от обследования и лечения. Еще сложнее обстоит дело с отработкой навыков по оказанию помощи новорожденных детям в критических состояниях. Освоить такие манипуляции возможно только при использовании различных видов тренажерного оборудования, в частности, таких как манекены-имитаторы пациента.

В ходе образовательного процесса происходит раскрытие творческого потенциала и возможности самореализации каждой личности в интересах всего общества. Реализация ФГОС 3 в системе зачетных единиц предполагает индивидуализацию образовательных маршрутов (ИОМ) студентов, формирование индивидуального образовательного пространства каждого студента, в котором протекает его личностное и профессиональное развитие [4].

Многообразие компетенций, обозначенных в ФГОС, в том числе и профессиональных, подразумевает индивидуализацию обучения. Индивидуализация предполагает в процессе обучения реализацию возможности выбора для каждого, исходя из интересов личности. Только в таком случае он сможет превратиться из управляемого объекта обучения в субъект управления своей собственной деятельностью [3].

ИОМ – образовательная программа достижения образовательного стандарта, когда выбор пути реализации стандарта зависит от индивидуальных особенностей конкретного обучающегося [2]. Учебный модуль позволяет скорректировать индивидуальный образовательный маршрут студента.

Принцип поддержки индивидуализации, который предполагает учет следующих требований: создание у студентов мотивации к изучению и учету своих способностей и осуществлению профессиональной деятельности; осуществление диагностики сфер индивидуальности студента; установление взаимосвязи между этапами развития индивидуальности студента и обеспечения необходимости перехода от одного этапа к другому; развитие у студентов способности к целеполаганию, дидактическому проектированию, рефлексии; обеспечение в учебном процессе перехода от деятельности, организуемой преподавателем, к деятельности, самоорганизуемой студентом, был использован нами при проектировании ИОМ [6].

Выбор индивидуально-образовательного маршрута студента осуществляется на первом курсе его обучения в вузе и в дальнейшем корректируется по необходимости, в зависимости от потребностей и индивидуальных способностей студентов. Составив свой индивидуально-образовательный маршрут, студент может форсировать или удлинять процесс изучения дисциплин в рамках специализации в зависимости от сложности, познавательных потребностей и мотивации в обучении [4]. В процессе обучения студент может получить дополнительную специализацию.

Перед прохождением производственной практики возможно изменение индивидуально-образовательного маршрута, которое предлагается проводить после окончания 2, 4 курсов. Однако могут возникать ситуации, когда индивидуально-образовательный маршрут студента будет нуждаться в изменении непосредственно во время обучения по данной образовательной программе. Основаниями для этого могут быть трудности в реализации данного образовательного маршрута, изменение жизненных планов студентов, низкий уровень трудности маршрута, не соответствующего высокому уровню образованности студента.

Выбор индивидуально-образовательного маршрута перед прохождением практики предполагает следующую процедуру: прием заявлений с указанием желаемого маршрута; собеседование со студентами, с целью определения их мотивации для обучения по тому или иному индивидуально-образовательному маршруту, изучения их индивидуальных особенностей и уровня готовности к обучению по выбранному маршруту; обсуждение преподавателями и психологами обоснованности выбора студентом определенного образовательного маршрута; окончательное определение выбора образовательного маршрута студента и утверждение маршрута на заседании кафедры.

При условии положительного решения кафедры или совета факультета осуществляется перевод студента на ИОМ прохождения производственной практики повышенного уровня и организуется поддержка студента для преодоления возникающих трудностей.

В случае отрицательного решения, проводится собеседование со студентом и объясняются мотивы данного решения. При повторном выборе студентом ИОМ формируются основания по его изменению и процедура повторяется.

Основаниями для выбора индивидуально-образовательного маршрута производственной практики являются: профессиональные и жизненные планы студента; достижение студентом уровня образованности, необходимого для успешного продвижения студента по данному образовательному маршруту; успехи в учебной, творческой и социальной деятельности; состояние здоровья и другие, не зависящие от учебного процесса причины.

При этом студенту предоставляются определенные «степени свободы»: право на участие в формировании своего собственного индивидуального образовательного маршрута; право выбора формы прохождения практики (групповая, индивидуальная, дневная, вечерняя); право сокращать или удлинять (в пределах допустимого) процесс прохождения практики и т.п.

Каждый студент должен быть подготовлен к тому, чтобы правильно воспользоваться данными «степенями свободы» с целью личностной и профессиональной самореализации. Все это возможно при самостоятельности и целеустремленности студента, квалифицированно организованной гибкой структуре прохождения производственной практики, консультирующей помощи преподавателей [5].

Реализация технологии проектирования индивидуально-образовательного маршрута студента предусматривает совместную деятельность в форме сотрудничества преподавателя со студентом, студентов между собой.

По итогам практики проводится тестирование, собеседование, защита дневника, оценка уровня практических навыков с выставлением итоговой отметки по пятибалльной шкале. Уровень освоения производственной практики оценивается по следующим критериям: положительная оценка на тестовый контроль; полный ответ на вопросы при собеседовании; защита «Дневника производственной практики»; правильное использование студентом медицинской терминологии; перечень выполненных работ и приобретенных практических навыков и манипуляций; положительная характеристика с места прохождения практики.

Основные проблемы прохождения практики для 1-го курса заключались в заполнении дневника (15 %), составлении конспектов (12 %) и написании отчётов (23 %), так как это для студентов являлось новым видом деятельности. 11 % студентов отмечают недостаточность знаний перед началом практики. У 39 % студентов практика не вызвала затруднений. Эффективность и успешность, заключались в качественной организации и квалифицированном сопровождении каждого студента своим руководителем.

К концу практики большинству студентов удается решить текущие проблемы, и, по данным опроса, практика в медицинских учреждениях закрепляет у подавляющего большинства студентов интерес к профессии.

Постоянный мониторинг уровня подготовки будущих врачей свидетельствует о том, что активное внедрение новых инновационных форм и технологий, наряду с совершенствованием существующих методов обучения, является в настоящее время объективной потребностью в процессе подготовки высококвалифицированных специалистов.

Наше исследование подтверждает, что использование ИОМ в период прохождения производственной практики обеспечивает развитие профессиональных компетенций и повышение соответствия личностных особенностей профилю выбранной специальности, а также усиление базового мотива, направленного на развитие профессиональных умений и навыков и стремление осуществить карьеру в выбранной сфере деятельности (по специальности).