Scientific journal
Advances in current natural sciences
ISSN 1681-7494
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,775

INNOVATIONS IN EDUCATION BY CORRESPONDENCE

Gusarova O.M. 1
1 Financial University under the Government of the Russian Federation
In article the basic directions, forms and methods of innovative changes in the educational process in higher education in accordance with the requirements of the Federal State educational standards and the Act “Оn education in the Russian Federation». Reviewed priority areas for innovative change of the educational process, extramural, and distant educational forms, focusing on the development of students ‘ individual abilities and creative approach to the educational process. Analyses the prospects of the development of information and communication technologies of the correspondence form of training in educational institutions of higher education.
innovations in education
information and communication technologies
competence approach
interactive forms of training.

Введение

Инновационные преобразования экономики современной России связаны с реформированием всех обеспечивающих направлений и структур, в частности, инновационными преобразованиями образовательного процесса высшей школы. Образовательные организации (вузы) рассматриваются как центры инноваций, представляющие ядро инновационной интегрированной системы, позволяющей решать целый комплекс задач. В связи с этим на образовательные организации накладывается особая ответственность в подготовке высококвалифицированных и конкурентноспособных кадров.

Стратегической целью государственной политики в области образования является повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина [2].

Современные высшие учебные заведения функционируют в сложных условиях, обусловленных нестабильностью социально-экономической обстановки, ужесточением конкурентной борьбы между образовательными учреждениями, снижением численности потенциальных абитуриентов [4]. Все это требует от вузов поиска новых форм и методов организации образовательного процесса, внедрения в процесс обучения инновационных технологий [3].

В российской системе образования определилась тенденция системных изменений, направленная на соответствие образовательных услуг требованиям инновационной экономики и запросам общества. В этой связи на повестку дня вышла проблема широкого внедрения в образовательный процесс инновационных преобразований в высшей школе. Эта тема особенно актуальна для заочной формы обучения и, как ее разновидности, для дистанционной формы. В новом законе «Об образовании в Российской Федерации» закрепляется право использования образовательными организациями «электронного обучения» и «дистанционных образовательных технологий». Данным законом закрепляется понятие инновационной деятельности в образовании как «деятельность, направленная на совершенствование кадрового, правового, учебно-методического и иного обеспечения системы образования» [1].

Кадровое обеспечение образовательного процесса должно соответствовать современному уровню требований к подготовке высокопрофессиональных специалистов в различных областях знаний и требованиям федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) по направлениям подготовки. Нормативно-правовое обеспечение образовательного процесса должно соответствовать законодательным актам на федеральном уровне, отраслевым и локальным нормативным документам. Ответственность за совершенствование учебно-методического обеспечения образовательного процесса несут образовательные учреждения и их структурные подразделения: учебно-методические управления, отделы, кафедры и непосредственно научно-педагогические работники. Только их постоянное стремление к совершенствованию содержания, форм, методов и технологий образовательного процесса может обеспечить инновационные преобразования в образовании [9].

Конституция РФ гарантирует всем гражданам России доступность качественного образования, соответствующего современным образовательным стандартам и требованиям инновационной социально-ориентированной экономики. Поэтому инновационные процессы в образовании должны иметь не акционный, а системный циклический характер, направленный на постоянное совершенствование и внедрение в образование инноваций. Содержательная структура инновационного процесса предполагает внедрение новшеств в обучение, организацию учебного процесса, воспитательную работу, учебно-методическое обеспечение, управление образовательной организацией [6].

Планирование деятельности образовательных организаций в свете инновационных преобразований должно опираться на проблемно ориентированный анализ деятельности вуза, потребности в его услугах на региональном рынке труда и требования работодателей-заказчиков [5]. Исходя из этого, должна формироваться концепция развития образовательной организации и стратегия ее реализации, направленная на достижение поставленных целей и задач. Одним из важнейших аспектов образовательных процессов высшей школы является установление оптимальных пропорций в соотношении приобретаемых теоретических знаний и практических навыков, позволяющим выпускникам вузов реализовать себя как профессионалов в выбранной сфере деятельности, конкурентноспособных на региональном рынке труда [8].

В силу ряда причин социально-экономического характера и возможной отдаленности местожительства инновации в образовательном процессе заочной и дистанционной форм обучения имеют особую актуальность. В связи с этим на первое место выходит совершенствование информационно-коммуникационных технологий образовательного процесса, позволяющее решать следующие основные задачи:

- развитие единого информационного пространства образовательного процесса и одновременное присутствие в нем в различное время и независимо друг от друга всех участников образовательного процесса;

- создание, развитие и эффективное использование информационных образовательных ресурсов с возможностью повсеместного доступа и работы с ними;

- обеспечение возможности выхода в сеть Интернет любого участника образовательного процесса в любое время и в любом месте.

Решение этих задач позволит совершенствовать систему образовательного процесса, повысить продуктивность самостоятельной работы обучающихся, активизировать процесс обучения и привлечения студентов к научно-исследовательской деятельности, обеспечить гибкость процесса обучения, индивидуализировать подход преподавателя к каждому обучающемуся и в целом повысить эффективность образовательного процесса.

Реализация компетентностного подхода подготовки бакалавров и магистров в современной высшей школе предусматривает широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения лекционных и практических занятий.

Приоритетными направлениями в учебном процессе являются:

• Инновации в лекционной форме занятий. Для студентов заочной формы обучения необходимо переходить от традиционно принятых лекционных занятий (вводная лекция, лекция-информация, обзорная лекция) к их инновационной форме (проблемная лекция, лекция-визуализация с использованием мультимедийных средств, видео-лекция, бинарная лекция, лекция с заранее запланированными ошибками, лекция-конференция, лекция-консультация и т.д.).

• Инновации в интерактивной форме занятий (компьютерные симуляции, деловые игры, кейсы, тренинги, выездные семинары, беседы, диспуты и т.д.) [10].

Важным моментом при организации интерактивных занятий является мотивация обучающихся, имеющая целью сконцентрировать их внимание на изучаемой теме, показать важность усвоения и практическую значимость данного материала. От правильной мотивации во многом зависит эффективность усвоения студентами данного материала.

• Инновации в организации самостоятельной работы студентов предусматривают широкое использование электронных учебных ресурсов.

• Инновации в системе оценивания знаний студентов. Введение балльно-рейтинговой системы оценки знаний студентов по всем формам контроля (текущей, промежуточной, итоговой) является мощным стимулом, побуждающим студентов к глубокому изучению основ теоретического курса и приобретению практических навыков. Важным моментом является гибкость, справедливость и наглядность системы оценивания. Возможность накопительного принципа балльно-рейтинговой системы оценивания знаний студентов помогает проявить индивидуальные способности студентов и в итоге позволяет ему получить более высокий балл на каждом этапе оценивания.

При реализации дистанционного обучения, как формы заочного обучения, перспективными направлениями инноваций в образовательном процессе являются:

• использование универсальной библиотечной системы (ЭБС);

• электронные обучающие ресурсы (единая база доступа);

• курсы аудио- и видео-лекций, размещенные на сайтах образовательных организаций;

• курсы аудио- и видео-лекций на CD-носителях, распространяемые через библиотечную сеть;

• интернет-сервис Антиплагиат.РУ;

• консультации профильных преподавателей в Скайпе;

• электронные ресурсы (учебно-методические разработки, задания по контрольным работам, темы курсовых работ, домашние творческие задания, темы научных докладов, рефератов), размещенные на страницах кафедр на сайтах образовательных организаций.

Наличие электронных ресурсов в разрезе изучаемых дисциплин будет способствовать лучшей возможности получения студентами знаний, умений и владений в соответствии с компетенциями, регламентируемыми ФГОС по соответствующим направлениям подготовки бакалавров.

Инновации в образовательном процессе побуждают всех участников этого процесса к творческому поиску, активизируют их учебную, учебно-методическую и научно-исследовательскую деятельность, способствуют развитию творческих индивидуальных способностей. Имеет место и изменение роли преподавателя в образовательном процессе: из центральной фигуры, источника учебной информации преподаватель превращается в помощника, организатора процесса обучения, регулятора творческого процесса приобретения студентами знаний и компетенций.

Инновации в образовательном процессе способствуют интеграции образования, науки и бизнеса, что накладывает особую ответственность на образовательные организации высшей школы [7].

Творческий, креативный подход к процессу образования и широкое внедрение инноваций будут способствовать повышению эффективности образовательного процесса и, в конечном счете, формированию высококвалифицированных востребованных профессионалов, уровень компетенций которых отвечает государственным образовательным стандартам.