Scientific journal
Advances in current natural sciences
ISSN 1681-7494
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,775

USE OF REMOTE TECHNOLOGIES IN THE TRAINING OF FULL-TIME STUDENTS

Mullina E.R. 1
1 Federal state budget educational institution of higher education «Magnitogorsk state technical university named after G.I. Nosov»
Аrticle is devoted to a problem of use of technologies of distance learning in system of higher education. It is shown that the main advantage of this form of education is granting to removed users the interface which gives the chance optimum to use all functionalities of the DO information and education environment with the maximum convenience to all participants of educational process. Differences of the content of pedagogical activity of the teacher and the educational activity of the student working in the mode of realization of technologies of distance learning are given and also features of the organization of educational process are considered.
distance learning
technologies of distance learning
remote courses
interactive multimedia courses
educational process

Введение. Современные требования, предъявляемые рынком к квалифицированной подготовке специалистов как к основному капиталу общества, довольно высоки. Перед системой образования стоит задача подготовить творчески мыслящего человека, владеющего исследовательскими умениями и навыками, способного ориентироваться в потоке научной информации и современных информационных технологиях, готового к постоянному повышению общей и профессиональной компетентности, к возможной переквалификации и переподготовке. И этого не могут не учитывать все типы учебных заведений, готовящие специалистов для различных отраслей. Поэтому обучение в течение всей жизни становится необходимым и всё более значимым элементом современных образовательных систем [6].

Одним из высокоэффективных направлений совершенствования методологии высшего образования является использование в учебном процессе технологий дистанционного обучения.

Изложение основного материала. Дистанционное обучение (ДО) в России утвердило себя как прогрессивная образовательная технология XXI века, которая наиболее гибко и адекватно отвечает потребностям общества в обеспечении доступного, качественного образования и предоставляет возможность достаточно быстрой профессиональной переориентации, повышения квалификации, саморазвития на любом уровне профессиональной компетенции человека, обучения его без отрыва от основной деятельности и места жительства.

Основным достоинством этой формы обучения является предоставление удаленным пользователям интерфейса, который дает возможность оптимально использовать все функционалы информационно-образовательной среды ДО с максимальным удобством для всех участников образовательного процесса. Модульность, динамичность, адаптивность, непрерывность, креативность, открытость являются основные принципами системы ДО.

Дистанционное обучение базируется на преимущественно самостоятельном получении необходимого объёма и требуемого качества знаний и одновременно предусматривает использование широкого спектра как традиционных, так и новых информационных технологий [1].

Использование технологий ДО позволяет обучающимся приобрести не только новые информационные компетенции, необходимые каждому профессионалу для успешного функционирования в любой деятельности, но и пополнить перечень навыков и компетенций, относящихся к социально значимым, определяющим дальнейшую успешность человека во всех сферах его жизнедеятельности, а также стать активным субъектом образовательного процесса [5]. Наиболее существенными в этом списке являются следующие:

– умение принимать решения, делать осознанный выбор и нести за него ответственность;

– умение самостоятельно планировать деятельность;

– умение эффективно организовывать деятельность, ориентируя ее на конечный результат;

– умение работать в информационном пространстве: отбирать информацию в соответствии с темой, структурировать и использовать адекватно поставленной задаче;

– навык презентации результатов деятельности с использованием различных информационных технологий;

– навык рефлексии, способствующий успешному функционированию субъекта в любой деятельности;

– навык самообразования.

Успешность дистанционного обучения зависит от эффективной организации обучения и качества используемых материалов, а также руководства процессом и мастерства участвующих в нем педагогов. В этих условиях происходят существенные изменения в преподавательской деятельности. В качестве первостепенных можно отметить следующие изменения:

– усложнение деятельности по разработке курсов;

– необходимость специальных навыков и приемов разработки учебных курсов;

– усиление требований к качеству учебных материалов;

– возрастание роли обучаемого в учебном процессе;

– возможность обратной связи преподавателя с каждым обучающимся [2, 9].

В настоящее время, пока, преобладает примитивный подход к созданию курсов дистанционного обучения.  Например, предлагаемые дистанционные курсы за редким исключением имеют следующую схему проведения: студенту пересылают материал, он его изучает, выполняет предлагаемые контрольные задания и отсылает их обратно. Дистанционные преподаватели или разработчики дистанционных курсов обычно предлагают для обучения свои учебники или лекции, переведённые в электронную форму без принципиальных структурных, содержательных и целевых изменений, а вся технология обучения состоит в том, что ученики должны изучить этот материал, воспользовавшись при этом телекоммуникационными сетями. В результате формируется репродуктивная методика дистанционного обучения, имеющая те же негативные последствия, что и соответствующая методика очного обучения.

Наряду с традиционными учебными материалами эффективнее будет осуществляться дистанционное обучение при наличии электронной версии курса. Если курс предназначен действительно для обучения, т.е. для взаимодействия преподавателя и обучаемого, то соответственно и требования к организации такого курса, принципы отбора и организации, структурирования материала определяется особенностями этого взаимодействия. Если курс предназначен для самообразования (а таких курсов  на серверах Internet подавляющее большинство), то отбор материала и его структурирование и организация будут существенно иные [4]. При этом необходимо учитывать, с одной стороны, общедидактические принципы создания обучающих курсов, требования, диктуемые психологическими особенностями восприятия информации с экрана и на печатной основе (поскольку любой текст может быть выведен с помощью принтера на бумагу), эргономические требования. А с другой, максимально использовать возможности, которые предоставляют программные средства телекоммуникационной сети и современных информационных технологий.

Увеличение доли самостоятельной работы обучающихся требует создания специфичного учебно-методического обеспечения, а также современных учебно-методических комплексов, позволяющих каждому студенту построить свою траекторию обучения [7]. Обычные учебники сложно использовать при дистанционном обучении, так как они не эффективны для самостоятельного изучения дисциплины. Учебные материалы, представляемые с помощью компьютера, должны иметь иную организацию и структуру. Среди множества электронных форм представления учебных материалов, основанных на компьютерных средствах, наиболее важными являются интерактивные мультимедиа курсы и интерактивные измерительные материалы [4, 8].

Мультимедиа курсы рассматриваются как комплексные средства, сочетающие в себе теоретическую, практическую и контролирующую части, позволяющие осуществлять непрерывный дидактический цикл, а также как целостные средства обучения, интегрирующие дидактические, методические, эргономические, психолого-педагогические особенности обучения.

Создание мультимедиа курсов позволяет решить ряд проблем, возникающих при преподавании естественнонаучных дисциплин с применением технологий дистанционного обучения. Так, преподавание естественнонаучных дисциплин невозможно без использования наглядного материала. Средства наглядности являются обязательными элементами в учебном процессе. Дополняя теоретическую информацию и раскрывая ее содержание, они помогают обеспечить углубленное, расширенное понимание и усвоение информации [4].

Реализация технологий ДО в условиях рейтингового оценивания позволяет студентам очной и заочной формы обучения управлять образовательным процессом, корректирую самостоятельное прохождение курсов и модулей [3].

Вывод. Таким образом, анализ основных педагогических методов современного образования, основанного на компьютерных и телекоммуникационных технологиях и используемых в ДО, показывает, что содержание педагогической деятельности в новой образовательной системе существенно отличается от традиционной.

Во-первых, значительно усложняется деятельность по разработке курсов, поскольку быстро развивается ее технологическая основа. Она требует от преподавателя развития специальных навыков, приемов педагогической работы. Кроме того, современные информационные технологии выдвигают дополнительные требования к качеству разрабатываемых учебных материалов в основном из-за открытости доступа к ним как большого числа обучаемых, так и преподавателей и экспертов, что в сущности усиливает контроль за качеством этих материалов.

Во-вторых, особенность современного педагогического процесса состоит в том, что в отличие от традиционного образования, где центральной фигурой является преподаватель, центр тяжести при использовании новых информационных технологий постепенно переносится на студента, который активно строит свой учебный процесс, выбирая определенную траекторию в развитой образовательной среде.