Scientific journal
Advances in current natural sciences
ISSN 1681-7494
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,775

1
1
2681 KB

Химическое образование в средней школе является важным компонентом подготовки учащихся к дальнейшей творческой деятельности. Как составная часть среднего (полного) образования, химическое образование вносит весомый вклад в достижение общей педагогической цели школы, обеспечивая развитие научного мировоззрения школьников, их мыслительных и творческих способностей.

К сожалению, современное химическое образование в Чеченской республике, как и в России, в целом переживает далеко не лучшие времена: Анализ современного состояния знаний учащихся выпускных классов показывает, что уровень базовых знаний по химии выпускников школ Чеченской республики с каждым годом снижается. Мы попытались сделать анализ такого состояния дел. Причин этого негативного явления, на наш взгляд, несколько, основные из которых:

– посттравматические стрессовые расстройства;

– затруднение привлечения чеченских молодых специалистов в школу;

– плохое материально-техническое обеспечение химических кабинетов и в связи с этим,

– слабо решаемая проблема экспериментального сопровождения преподавания химии;

– отмена обязательного выпускного экзамена в школах по химии;

– уменьшение количества часов, выделяемых на изучение предмета ;

– снижение профессиональной компетентности современных учителей и т. д.

Отметим, прежде всего, что для школьников Чеченской Республики поствоенного времени в отличие от учащихся других регионов России характерна высокая агрессия, неуровновешанность, вспыльчивость, частая смена настроения, быстрая утомляемость, плохая память, уменьшение умственной и физической работоспособности и отсутствие мотивации к изучению предмета химии. Одной из главных причин отсутствия у школьников мотивации к обучению учебных дисциплин, и химии, в частности, на наш взгляд, это – посттравматические стрессовые расстройства (ПТСР). Посттравматические стрессовые расстройства оказывают влияние не только на все сферы жизнедеятельности человека, его окружение, но и могут перейти на второе и третье поколения через модели поведенческих реакций (как показали исследования многих специалистов), воспитания и т.д. Поэтому очевидна необходимость срочного психотерапевтического воздействия на людей, переживших военные действия. В особом внимании нуждаются дети, так как травмы, перенесенные в детстве, оставляют глубокий след в психике детей, влияя на их дальнейшую судьбу. Посттравматические стрессовые расстройства у детей и подростков являются проблемой наименее изученной, несмотря на то, что в войне больше всего страдают дети.

Студенты, поступившие на 1 курс в ЧГПИ – это дети, которые родились в 1995, 1996 годах в ЧР. В связи с этим проблема психической травмы у них стоит наиболее остро. Известно, что травматические события оставляют неизгладимый след в психике ребенка. На глубинном уровне происходит трансформация личности. Изменяется вся ее структура: способности, убеждения, ценности, идентичность – меняется все. Метафорически можно сказать, что личность «разбивается на осколки». Специфика ПТСР (посттравматического стрессового расстройства) состоит в том, что на естественное восстановление после травматического события взрослому, а тем более ребенку, нужны годы и даже десятилетия. Все зависит от условий и, конечно же, от состояния и индивидуальных особенностей ребенка. Нужно совершенно определенно понять, что помимо педагогических и социальных отставаний, сформировавшихся у детей Чеченской республики за время ведения военных действий, здесь наличествует и психологическая составляющая их будущего неуспеха в жизни и неконкурентоспособности на рынке труда. Поэтому помимо социально-педагогической коррекции по отношению к детям Чечни, должны разрабатываться и осуществляться специальные психолого-социальные реабилитационные программы, направленные на конкретные целевые группы детей, получивших психологические травмы в результате ведения военных действий. Такие программы значительно ускорили бы адаптацию и социализацию детей. Все это, безусловно, указывает на необходимость долговременной психологической и психотерапевтической помощи детям Чеченской Республики, пережившим травматический опыт в связи с военными действиями. Возрастные особенности трансформации травматического опыта должны быть приняты во внимание при фор-мировании конкретных реабилитационных программ для разных групп детей.

Послевоенный психотравматизм влияет не только на психику ребенка, но и на развитие его познавательной сферы и на весь процесс обучения. Посттравматизм у детей усугубляет школьные проблемы, которые проявляются в снижении интеллектуальной активности, падении интереса к учебе, углублении чувства неполноценности, неуверенности в своих силах, снижении возможности реализации своих способностей. Поэтому, важным условием совершенствования работы школы является использование достижений педагогической науки. Каждому учителю необходимо повысить свою психологическую грамотность. Сейчас невозможно работать, не владея знаниями общей, возрастной и педагогической психологии. Внимание к личности ученика всегда было отличительной чертой зарубежных и отечественных педагогов. Более 100 лет назад К.Д. Ушинский писал: «Мы не говорим педагогам – поступайте так или иначе, но говорим им: изучайте те законы тех психических явлений, которыми вы хотите управлять. Мы советуем педагогам изучать сколь возможно тщательней физическую и душевную природу человека вообще, изучать своих воспитан-ников и окружающие их обстоятельства». Добиться высоких результатов в обучении и воспитании можно только хорошо зная индивидуальные и психологические особенности учащихся. Поэтому учителям-предметникам нужно быть еще и немного психологами и больше внедрять индивидуальную фор-му работы с учащимися.

Сегодня в Чеченской республике, где ребенок за короткий детско-юношеский период пережил не одну, а две тяжелейшие войны, решать проблему послевоенного психотравматизма должны не только психологи и педагогические работники учебных заведений, но и все официальные лица государственных учреждений республики, все, кому небезразлична судьба многострадального Чеченского народа, стремящегося поскорее забыть ужасы военных действий и преодолеть их тяжелое наследие.

Не менее важным видятся нам и социально-экономические проблемы современной семьи, которые прямым образом влияют на психосоматическое состояние ребенка. В постконфликтном периоде развития региона наблюдаются большие материальные трудности, которые не позволяют реализовать семье основные профильные функции, из которых традиционной и важнейшей является функция воспитательная. В настоящее время можно утверждать, что институт семьи утратил ключевую роль в процессе воспитания и образования ребенка в целом. Несомненно, для того чтобы быть максимально эффективной, любая программа повышения качества и уровня развития, как правило, должна опираться на стабильный институт семьи как важнейшего социокультурного и стратегического ресурса любого человеческого общества. «Семейное воспитание, – говорится в проекте Концепции модернизации и развития системы образования Чеченской республики, – не должно быть в противоречии с целью, задачами, содержанием и направленностью воспитания в национальной школе, оно должно способствовать их адаптации к школьным требованиям и последующей интеграции в общественную систему. Семья способствует установлению гуманных отношений между людьми, стимулирует в детях лучшие человеческие качества, навыки и умения» [1].

Основная ценность химического образования – это учитель химии. Школьный учитель, работая творчески, внедряя все самое прогрессивное, формирует развитую личность с учетом потребностей общества и государства. Оставаясь равнодушным к судьбе учащихся , учитель химии может загубить химическое образование подрастающего поколения.

Хочется особо подчеркнуть, что учителя химии ЧР сумели достойно выстоять и плодотворно трудятся несмотря на прошедшие две военные компании и сегодня являются опорой в становлении и развитии образования Чечни.