Scientific journal
Advances in current natural sciences
ISSN 1681-7494
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,775

1 1
1

Развитие сферы образовательных услуг в России за последние годы стремительно растет, обуславливая особое отношение к студенту как основному потребителю. Сфера образования рассматривается как наиболее важный фактор в экономическом и социальном развитии. Сфера образовательных услуг способна стать своего рода рычагом, способным подтолкнуть экономику к качественно новому витку развития.

В условиях модернизации российской экономики, в сфере образовательных услуг также возникает потребность в определении инновационных направлений, обеспечивающих ее дальнейшее эффективное функционирование и развитие. Поэтому учреждениям сферы образования необходимо определить условия, удовлетворяющие потребителей образовательных услуг, осуществлять маркетинговые мероприятия, сформировать конкурентную стратегию, повышать качество предоставляемых образовательных услуг, что требует организации постоянного мониторинга внешней и внутренней среды. Эта работа может быть реализована на базе использования механизмов частно-государственного партнерства вузов и бизнес-структур, которые способны оперативно и функционально обеспечить в перспективе конкурентоспособность и качество образовательной системы. В условиях борьбы за студента конкурентные отношения все в большей степени начинают охватывать всю сферу образовательных услуг, соответственно, вузы пытаются занять прочное место в образовательном бизнесе.

Образовательное пространство Российской Федерации активно подвергается процессам модернизации, преобразования затрагивают и структуру, и функции системы образования, а также содержательные характеристики и технологии обучения. Современная система образования России представляет собой сложную организационную структуру, ее постоянное обновление обусловлено сдвигами в социальной структуре страны и меняющимися интересами различных слоев и групп населения нашего общества, а также общими тенденциями развития модернизационных процессов во всем мире, их глобальным общецивилизационным масштабом.

Преодоление кризиса в области образования – задача, в решение которой должны быть вовлечены все заинтересованные стороны на всех уровнях системы образования. Проведем классификация стран мира в зависимости от степени развития систем высшего образования с использованием метода кластерного анализа по следующим показателям:

1) расходы на 1 учащегося в единицах ВВП по ППС на душу населения (высшее образование) долл. США;

2) общая численность выпускников вузов чел.;

3) студенты данной страны, обучающиеся за рубежом (выездные мобильные студенты) чел.;

4) показатель выездной мобильности %;

5) въездные мобильные студенты чел.;

6) распределение выпускников по областям обучения (% от всех областей), наука и техника %;

7) количество студентов на 1 преподавателя чел.

В результате проведенного кластерного анализа были получены 4 группы стран: страны с развитой системой высшего образования, страны с развивающейся системой высшего образования, страны с системой образования догоняющего типа, страны со слаборазвитой системой высшего образования (табл. 1). Страны, вошедшие в каждую из четырех групп, характеризуются определенным уровнем развития систем высшего образования в зависимости от значений выбранных показателей. Анализ показал, что уровень экономического развития той или иной страны в целом соответствует степени развитости системы высшего образования.

Таблица 1

Классификация стран мира в зависимости от степени развития систем высшего образования

Наименование группы

Страны

Страны с развитой системой высшего образования

Кипр, Мальта, Великобритания, Нидерланды, США, Франция, Дания, Норвегия, Швеция, Финляндия, Австрия, Швейцария, Гонконг (Китай)

Страны с развивающейся системой высшего образования

Чешская Республика, Словения, Австралия, Малайзия, Новая Зеландия, Япония, Андорра, Греция, Испания, Италия, Лихтенштейн, Португалия, Гвинея, Конго Маврикий, Намибия, Южная Африка

Страны с системой образования догоняющего типа

Польша, Турция, Латвия, Российская Федерация, Украина, Хорватия, Эстония, Камбоджа, Республика Корея, Фиджи, Бразилия, Венесуэла, Коста-Рика, Куба, Индия, Буркина-Фасо, Камерун, Лесото, Нигер, Объединенная Республика Танзания

Страны со слаборазвитой системой высшего образования

Албания, Мавритания, Республика Молдова, Румыния, Азербайджан, Армения, Грузия, Казахстан, Кыргызстан, Монголия, Таджикистан, Бруней, Вьетнам, Индонезия, Лаосская НДР, Макао (Китай), Филиппины, Аруба, Гайана, Гондурас, Сальвадор, Тринидад и Тобаго, Чили, Бангладеш Иран, Пакистан, Ботсвана, Мадагаскар

Первая группа определяется высокими показателями расходов на 1 учащегося, высокими показателями общего числа выпускников вузов и показателями въездной и выездной мобильности, а также превышением числа студентов технических и инженерных вузов над аналогичными показателями в других группах стран. Страны, вошедшие в данную группу, обладают наиболее конкурентоспособными системами высшего образования, применяют новые технологии в организации процесса обучения, используют инновационные методики преподавания и выпускают высококвалифицированных специалистов, востребованных на рынке труда, что способствует формированию конкурентных преимуществ экономик данных стран.

Вторя группа включает как развитые, так и развивающиеся страны. В работе показано, что в этих странах достаточно высокий уровень мобильности, что объясняет присутствие в данной группе стран Африки. Наличие в группе Австралии и Японии объясняется, с одной стороны, большим количеством населения и отдаленностью от Западной Европы, а с другой стороны, менее эффективным использованием инноваций в системах высшего образования.

В третью группу стран с системой образования догоняющего типа включены развитые, развивающиеся и слаборазвитые страны, чьи правительства ведут такую образовательную политику в системе высшего образования, которая позволяет, с одной стороны, студентам относительно свободно перемещаться в мире для получения высшего образования. С другой стороны, особенности и ограничения не позволяют полностью использовать новые технологии в системе высшего образования, в связи с этим степень развития систем высшего образования в этой группе ниже, чем в группах стран с развитой развивающейся системами высшего образования.

К странам со слаборазвитой системой высшего образования относятся в основном слаборазвитые страны и страны с переходной экономикой, чьи системы высшего образования требуют серьезного реформирования.

На начало 2010/11 учебного года помимо 53102 общеобразовательных учреждений, где обучается 13690 тыс. учащихся (табл. 2), в Российской Федерации функционировало 1417 гимназий (982,7 тыс. обучающихся) и 1045 лицеев (667,3 тыс. обучающихся).

Динамика основных показателей, характеризующих сферу образовательных услуг Российской Федерации за период 2009-2010 гг., представлена в табл. 3.

Статистическими данными (табл. 3) подтверждается общеизвестная тенденция к сокращению численности студентов. За анализируемый период (2009-2010 гг.) число учреждений системы профессионального образования в целом остается неизменным при определенном варьировании, наблюдается сокращение темпов падения числа учреждений и численности учащихся учреждений начального профессионального образования, незначительный рост числа государственных и негосударственных учреждений среднего профессионального образования при сокращении численности студентов, а также увеличение числа государственных вузов (при ежегодном увеличении за 2009-2010 гг. на 2 единицы), сокращение числа негосударственных высших учебных заведений (–22 в 2009 году в сравнении с 2009 годом) при общем уменьшении численности обучающихся в государственных и негосударственных вузах студентов (за тот же период соответственно на 79,4 и 15,0 тыс. студентов).

Таблица 2

Динамика числа общеобразовательных учреждений и числа учащихся в Российской Федерации (на начало учебного года)

Показатели

1995/96

2000/01

2005/06

2006/07

2007/08

2008/09

2009/10

2010/11

Число общеобразовательных учреждений – всего

70355

70782

68804

63174

61028

57993

55786

53102

Численность обучающихся в общеобразовательных учреждениях – всего

21081

22039

20554

15631

14787

14174

13826

13690

Численность педагогических работников в общеобразовательных учреждениях – всего

1649

1717

1767

1594

1536

1485

1425

1308

Таблица 3

Основные показатели образовательной системы профессионального образования в Российской Федерации в 2009-2010 гг.

Показатели

2009

2010

 

в % к 2008

 

в % к 2009

Государственные и муниципальные учреждения начального профессионального образования

2860

89,6

2854

99,8

Численность учащихся, тыс. человек

1115

88,8

1100

98,7

Государственные и муниципальные учреждения среднего профессионального образования

2535

98,8

2564

101,1

Численность студентов, тыс. человек

2136

93,4

2052

96,1

Негосударственные и муниципальные учреждения среднего профессионального образования

249

106,9

251

100,8

Численность студентов, тыс. человек

108

90,2

106

98,1

Государственные и муниципальные учреждения высшего профессионального образования

660

100,3

662

100,3

Численность студентов, тыс. человек

6215

100,1

6135,6

98,7

Прием, тыс. человек

1363

98,5

1312

96,3

Выпуск, тыс. человек

1125

101,4

1111

98,8

Негосударственные учреждения высшего профессионального образования

474

105,3

452

95,4

Численность студентов, тыс. человек

1298

103,6

1283

98,8

Прием, тыс. человек

279

93,8

269

96,4

Выпуск, тыс. человек

233,2

102,9

228

97,8

Современное состояние системы высшего образования в России, наряду с достаточно высоким уровнем развития научно-технического потенциала, характеризуется снижением ее конкурентоспособности на мировом рынке. Согласно классификации стран мира в зависимости от степени развития систем высшего образования, Россия находится в группе стран с системой образования догоняющего типа. Сравнительный анализ систем высшего образования стран мира показал, что такое положение нашей страны обусловлено низкими показателями развития систем высшего образования относительно стран с развитой и развивающейся системой высшего образования.

Наиболее низким, по сравнению со странами с развитой и развивающейся системой высшего образования, является показатель расходов на 1 студента. В России его значение равно 889 долл. США[1]. Доля расходов на образование к ВВП в нашей стране – 3,5 %, а в развитых странах – более 4 %. Кроме низкого уровня государственного финансирования системы высшего образования, выделяемые бюджетные средства расходуются неэффективно, а система внебюджетного финансирования находится на стадии формирования. Количество въездных мобильных студентов по отношению к общему числу студентов в стране составляет всего 1 %, по сравнению с Великобританией (13,92 %), Францией (10,81 %), Швейцарией (18,42 %), Австралией (20,42 %), что говорит о недостаточной привлекательности российского образования.

Устойчивое социально-экономическое развитие и формирование международной конкурентоспособности страны обеспечивается за счет умения использовать знания в качестве экономического преимущества посредством обмена опытом, трансферта технологий и информации, а также академической мобильности в рамках взаимодействия всех хозяйственных организаций включая государство. Инновационность развития систем высшего образования является основополагающим фактором международной конкуренто- способности страны и способно обеспечиваться только при комплексном взаимодействии всех субъектов хозяйствования в рамках организации образовательного кластера как механизма взаимодействия вузов с бизнес-структурами в рамках частно-государственного партнерства.

В условиях глобализационных процессов возникает необходимость совершенствования системы высшего образования России посредством формирования стратегии инновационного развития системы высшего основными факторами формирования конкурентной стратегии образовательного пространства: наличие в структуре экономики России комплекса макро- и микроэкономических изменений, связанных с особенностями национальной системы высшего образования; организация инновационных форм управления в рамках корпоративно-кластерного подхода; поиск новых форм финансового регулирования образовательной деятельности, проявляющихся в развитии иностранного участия, формировании целевых фондов (эндаумент-фонд), обеспечении эффективного использования бюджетных средств, привлечение бизнес-структур в рамках частно-государственного партнерства.

Для повышения конкурентоспособности российской системы высшего образования сформулированы следующие рекомендации:

1. Повышение конкурентоспособности системы высшего образования России за счет создания национальных научно-образовательных инновационных кластеров. Под кластерами автор понимает совокупность взаимодействующих образовательных, научных учреждений различных уровней, объединенных по отраслевому признаку с предприятиями отрасли и имеющих с ними партнерские отношения. Инновационность кластера заключается в структуре его элементов, которая включает: образовательные учреждения, научно-исследовательские институты, центры трансферта технологий, научные лаборатории, технопарки, центры переподготовки специалистов, предприятия.

В работе обосновывается, что особенностями создания научно-образовательных инновационных кластеров является формирование благоприятных условий (материальных, финансовых, организационных, кадровых, педагогических, социально-психологических) для подготовки и переподготовки конкурентоспособных специалистов различного уровня, интеграция образования с наукой и производством, а также повышение престижа высококвалифицированных рабочих профессий.

Процесс интеграции научной, образовательной и производственной деятельности институтов, университетов и промышленных комплексов позволяет решить задачу выполнения российской наукой ключевой роли в обеспечении устойчивого развития инновационной экономики.

Создание национальных научно-образовательных инновационных кластеров, должно строиться на основе модели и алгоритма научно-инновационного процесса, коммерциализации научных разработок, с учетом оценки результатов, как интеллектуальной собственности, так и четкой системы управления научно-инновационным процессом.

2. Создание конкурентных преимуществ экономики России за счет организации системы международного сотрудничества в сфере высшего образования, сопровождающейся развитием сотрудничества с субъектами международной образовательной системы, расширением международных научных связей, участием в международных проектах и программах, налаживанием связей с бизнесом в рамках совместных международных научно-образовательных кластеров с зарубежными высшими учебными заведениями и исследовательскими организациями.

Международные образовательные кластеры представляют собой совокупность отечественных и зарубежных предприятий, научно-исследовательских организаций и вузов в рамках определенной отрасли, цель создания которых заключается в расширении международной деятельности в научно-образовательном пространстве для подготовки высококвалифицированных специалистов, конкурентоспособных на национальном и международном рынках труда, повышении конкурентоспособности системы высшего образования и, соответственно, росте международной конкурентоспособности страны в целом.

3. Обеспечение роста международной конкурентоспособности страны с помощью создания инновационной программы финансирования системы высшего образования, функционирующей за счет совместного финансирования учреждений образования со стороны государства, донорских, благотворительных, частных организаций, частных лиц. Инновационность данной программы обеспечивается включением в систему финансового обеспечения высшего образования целевых благотворительных фондов – эндаументов (фондов, наполняемых за счет благотворительных пожертвований, нацеленных на получение дохода за счет инвестирования средств, используемых для финансирования некоммерческих организаций, в том числе высших учебных заведений).