Scientific journal
Advances in current natural sciences
ISSN 1681-7494
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,775

Одно из основных направлений национального проекта «Образование» и национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» - совершенствование учительского корпуса и развитие учительского потенциала.

Для современной школы требуется такой учитель, который способен осуществить выбор программы, УМК, а значит - новой технологии обучения и воспитания, свободно отстоять свой выбор на любом уровне и в соответствии с этим - изменить учебно-воспитательный процесс. Это даст возможность выстроить его под собственную профессиональную стилистику и учебную деятельность детей и, таким образом, повысить его эффективность. Педагогическая деятельность требует от человека постоянной, целенаправленной и систематической работы над собой, над повышением уровня общей культуры и научно-теоретических знаний.

Анализ деятельности учителей начальных классов показывает, что в большей или меньшей степени в их профессиональной деятельности можно наблюдать воплощение таких психолого-педагогических идей, как:

  • идея поэтапного формирования умственных действий (П.Я. Гальперин, Н.А. Талызина и др.);
  • идея управления учебной деятельностью, формирования теоретического мышления учащихся (Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов и др.);
  • идея развивающего обучения (Л.В. Занков, Н.А. Менчинская и др.);
  • идея гуманно-личностного подхода к обучению младшего школьника (Ш.А. Амонашвили и др.).

Закон «Об образовании» предоставил педагогическим коллективам возможность выбора дидактической системы, образовательного проекта, УМК, методов и средств. В условиях модернизации российского образования разработаны различные варианты традиционной системы начального обучения, связанные с обновлением содержания образования, повышением его развивающей эффективности; внедрены новые образовательные программы и проекты: «Школа 2100», «Начальная школа XXI века», «Гармония», «Перспективная начальная школа», «Планета знаний».

Современная начальная школа рассчитана на учителя нового типа, мобильного и высокочувствительного к растущим потребностям ребенка. Это подразумевает:

  •  открытость учителя для общения и сотрудничества с детьми;
  •  умение создавать и корректировать образовательную среду ребенка;
  •  обладание способностью к рефлексии в ходе реализации той или иной педагогической технологии и ее корректировке в рамках заложенных в ней принципов и концептуаль- ных идей;
  •  потребность в инновационной деятельности.

В свете компетентностного подхода под технологией обучения мы понимаем комплексную интегративную систему обучения, включающую упорядоченное множество операций и действий, обеспечивающих педагогический процесс, направленный на усвоение знаний, приобретение профессиональных умений и формирование личностных качеств, заданных целями обучения, таких как:

  •  современные общенаучные, многосторонние знания о развитии природы, общества и человеческого мышления;
  •  специальные математические знания;
  •  знания из других областей - физики, природоведения, географии, информатики и др., составляющие совместно с математическими знаниями область межпредметных связей;
  •  специальные методические знания;
  •  педагогические знания (умение рефлексировать профессиональные знания и навыки в практической деятельности).

Перед учителями начальных классов стоят задачи быть готовыми ориентировать каждый учебный предмет на поиск своего места в развитии личности младшего школьника, в формировании у него ведущей, учебной деятельности, умения и желания учиться, чтобы он смог без труда продолжить свое образование в основной школе и адаптироваться в жизни.

Для полноценной и успешной реализации психолого-педагогического потенциала учителя, обеспечения его максимального влияния на психологическое развитие детей необходимо соблюдение ряда условий:

  1. Осознание учителем собственного психолого-педагогического потенциала.
  2. Адекватное представление учителя о том, как практически воспользоваться имеющимся у него психолого-педагогическим потенциалом и реализовать его в практике обучения и воспитания детей.
  3. Соответствие качеств, входящих в состав психолого-педагогического потенциала учителя, тем психологическим свойствам, которые ему приходится формировать и развивать у детей в процессе их обучения и воспитания.
  4. Знание о том, как формируются и развиваются у детей именно те психические свойства, которые соответствуют имеющемуся психолого-педагогическому потенциалу учителя.
  5. Осознание учителем того, каким образом можно организовать передачу или практическое использование своего психолого-педагогического потенциала для психологического развития детей в процессе их обучения и воспитания.
  6. Наличие средств контроля описанного выше процесса и его результатов.

Список литературы

  1. Деркач А.А. Акмеологические резервы развития творческого потенциала личности. - М.: РАГС, 2001. - 538 с.
  2. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», утверждена приказом Президента РФ Д.А. Медведевым от 04.02.2010 г. Пр.-271 http:www. educom.ru/ru/nasha_novaya_shkola/school.php.
  3. Рензулли Дж.С., Рис С.М. Модель обогащающего школьного обучения: практическая программа стимулирования одаренности детей // Основные современные концепции творчества и одаренности / под ред. Д.Б. Богоявленской. - М.: Молодая гвардия, 1997. - 402 с.
  4. Романова М.А. Психолого-педагогический потенциал учителя начальных классов. - М.: МПГУ, 2010. - 226 с.
  5. Савенков А.И. Потенциал личности. // Антропологический, деятельностный и культурологический подходы // Тезаурус. - 2005. - Вып. 5 (24). - 182 с.