Scientific journal
Advances in current natural sciences
ISSN 1681-7494
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,775

Процесс обслуживания корпоративных информационных систем является необходимым условием их надёжности2. В настоящее время существует множество программ, предназначенных для учета и организации обслуживания вычислительной техники, основная задача которых заключается в обеспечении работоспособности оборудования и решении проблем, связанных с выходом техники из строя.

Наиболее известными программными средствами в сфере учета и обслуживания вычислительной техники являются: «Hardware Inspector», «КомпьюЛиб», «Учет оргтехники», «CompExplorer», «eXponent PC Autopilot», «Техника Предприятия», «ИнфоПарк (InfoPark)», «IT Invent», «Аристотель - 1С: Предприятие». Однако, их недостатком является отсутствие возможности прогнозировать выход из строя вычислительной техники.

Функционирование единицы вычислительной техники представляет собой реализацию вероятностных процессов, поэтому наиболее подходящим для описания состояний объекта является марковский процесс1. Математическое описание системы технического обслуживания единицы вычислительной техники можно представить в качестве графа, изображенного на рис. 1. В зависимости от выбранного момента времени система может находиться в одном из нескольких состояний: S1 - работоспособное состояние; S2 - состояние скрытого отказа; S3 - состояние восстановления после отказа; S4 - состояние планового технического обслуживания; S5 - состояние плановых аварийно-восстановительных мероприятий; S6 - состояние неплановых аварийно-восстановительных мероприятий.

pic 

Рис. 1. Граф состояний единицы вычислительной техники

Интенсивность отказов и интенсивность восстановлений определяется путём обработки статистических данных о выявленных неисправностях: времени выхода из строя, времени восстановления, времени планового и внепланового технического обслуживания, а так же времени ремонта в сервисном центре. На рис. 2 представлено изменение вероятности нахождения единицы вычислительной техники в каждом состоянии технического обслуживания с течением времени. Из рис. 2 можно выделить следующие параметры: K - коэффициент готовности, который обозначает установившееся значение вероятности нахождения единицы вычислительной техники в работоспособном состоянии, J - функционал, показывающий эффективность системы технического обслуживания. Продолжительность проверки определяет время, через которое следует проводить обслуживание оборудования.

pic

Рис. 2. Вероятность нахождения единицы вычислительной техники в каждом состоянии технического обслуживания с течением времени

На основании проведенного исследования разработана программа, способная выполнять как функции учета и обслуживания вычислительной техники, так и прогнозировать время выхода из строя компьютера для выполнения операций по ремонту или замене оборудования. Основной задачей программы является накопление сведений о неисправностях компьютерного оборудования и восстановления в рабочее состояние, а так же вывод графических данных, с помощью которых можно охарактеризовать степень надежности используемого оборудования.

Список литературы

  1. Рыбалко В.В. Оценка качества системы технического обслуживания энергетических объектов // Методы. Алгоритмы. Программы. - 2003. - № 3(3). - С. 58-61.
  2. Лапун Д.П., Лускатова О.В. Современные проблемы оценки эффективности ремонтно-технического обслуживания // Бизнес в законе - 2008. - №4 - С. 338.