Scientific journal
Advances in current natural sciences
ISSN 1681-7494
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,823

На современном этапе развития образования исключительно важной является проблема развития творческого мышления младшего школьника, т.к. именно развитие творческого мышления будет способствовать формированию умения наблюдать и анализировать явления, проводить сравнения, обобщать факты, делать выводы.

В основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования лежит системно-деятельностный подход, который должен обеспечивать рост творческого потенциала, познавательных мотивов школьников.

Проблема формирования творческого мышления и организации творческой деятельности детей актуальна во все времена. Исследованием этого вопроса занимались многие педагоги и психологи, такие как Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, В.Н. Дружинин, Р.С. Немов, Я.А. Пономарев, а так же зарубежные психологи Дж. Гилфорд, Е.П. Торренс и другие.

Но, в данных работах недостаточно уделено внимание методам и приемам, направленным на развитие творческого мышления первоклассников на кружковых занятиях. Поэтому нами была составлена программа кружка «Живое слово» для учащихся 1 класса, целью которой является формирование творческой личности обучающегося.

Данная программа решает следующие задачи:

1) развивает творческие способности первоклассников;

2) расширяет, углубляет и закрепляет программный материал;

3) пробуждает потребность у учащихся к самостоятельной творческой работе над познанием слова;

4) прививает познавательный интерес к чтению, к русскому языку.

Экспериментальная работа проводилась нами в три этапа.

На первом этапе экспериментального исследования (сентябрь, 2010 г.) нами была проведена диагностика по методике Торренса, адаптированного Е.Е. Туник, тест «Эскизы», результаты которой показали уровень сформированности беглости, гибкости и оригинальности мышления первоклассников. Данное исследование позволило сделать вывод, что беглость и гибкость у тестируемых детей находится на среднем уровне, оригинальность - на очень низком уровне.

На втором этапе нами была проведена апробация программы кружка «Живое слово». Занятия по развитию творческих способностей принципиально отличались от обычных уроков. На данных занятиях каждый ученик работал в меру своих сил, не обязательно все задания должны были быть выполнены каждым учеником. Главное, чтобы все ученики думали, творили, мыслили, искали нужные пути решения. Такие занятия отличались от уроков тем, что у ребенка было больше возможностей подумать, поразмышлять, попробовать разные пути решения. Они не ограничивались временными рамками и требованиями программы. На каждом занятии давались упражнения для развития мышления, воображения, памяти, внимания, волевых качеств. Они побуждали детей к активности, самостоятельности, воспитывали взаимовыручку, коллективизм, уважительное отношение друг к другу.

Данный курс имел два направления - теоретическое и практическое. По степени значимости они равнозначны. При изучении каждого раздела учащиеся получали блок теоретических знаний, затем применяли их на практике. Например, при изучении темы «Фольклор» дети знакомились с общеизвестными пословицами, поговорками, докучными сказками, узнавали об их особенностях, отличиях от других жанров, а потом придумывали свои варианты.

Программа кружка «Живое слово» включала в себя следующие разделы: «Ребенок и слово», «Фольклор», «Такие разные слова...», «Грамматические навыки», «Словотворчество».

Для успешного проведения занятий использовались разнообразные виды работ: игровые элементы, игры, дидактический и раздаточный материал, пословицы и поговорки, физкультминутки, рифмовки, считалки, ребусы, кроссворды, головоломки, грамматические сказки. Дидактический материал в большинстве своем давался в стихотворной форме, что способствовало его более легкому усвоению и запоминанию.

Итак, при изучении раздела 1 «Ребенок и слово» в практических занятиях нами использовались игры с буквами, игры на преобразование слов. Было сформулировано важное правило: каждая буква имеет свое место. При замене одной буквы изменится смысл всего слова.

При изучении раздела 2 «Фольклор» ученики познакомились с различными жанрами устного народного творчества. Основной прием, использованный в данном разделе - сочинительство. Дети сочиняли считалки, докучные сказки, сказки - загадки; придумывали иллюстрации к пословицам, поговоркам; придумывали поучительный рассказ, названием которого была бы пословица; соотносили заданную ситуацию с крылатым выражением; пытались изменить окончание сказки, описывали поведение любимого сказочного героя в необычной жизненной ситуации.

На практических занятиях в разделе 3 «Такие разные слова» при работе со словами-предметами, словами - действиями, словами - признаками дети придумывали шифр, чтобы зашифровать слова; вспоминали словосочетания, в которых действие выступает не в своей обычной роли (часы стоят); с помощью признаков описывали предмет (загадка), заменяли один признак другим, очень близким по значению; придумывали «говорящие» клички для животных, расшифровывали клички, названия деревень и городов.

В разделе 4 «Грамматические навыки» использовались приемы разгадывания и составления ребусов и кроссвордов, дидактическая игра, проблемная ситуация.

В разделе 5 «Словотворчество» развивали речь, обогащали словарный запас в процессе придумывания слов, которых нет в русском языке; создавали коллективную сказку (поочередно каждый добавлял свое предложение, созвучное по смыслу с предыдущими); сочиняли стихотворения и загадки.

На третьем этапе мы провели итоговую диагностику (март, 2011 г.) по тем же методикам, что и в начале года, с целью определения динамики развития творческого мышления первоклассников и эффективности проводимых занятий. Результаты выполнения теста оценивались по тем же критериям. Сравнив полученные результаты, мы выяснили, что беглость и гибкость мышления повысились в среднем на 5 %, оригинальность мышления нам удалось повысить на 7 %, что подтвердило эффективность описанных нами в программе кружка «Живое слово» методов, приемов и форм.

Таким образом, можно отметить, что данная программа способствовала развитию творческого мышления, содействовала интеллектуальному, нравственно-эстетическому развитию первоклассников через совершенствование их языкового мышления, речевой культуры, детского речевого творчества.