Scientific journal
Advances in current natural sciences
ISSN 1681-7494
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,775

Lebedev V.I.

Развитие науки и образования в Республике Тыва отнесено к приоритетному направлению деятельности государственных структур федерального, регионального и муниципального уровней.

В сфере высшего образования ведущую роль играет Тывинский государственный университет (ТывГУ), в котором подготовка специалистов высокой квалификации - бакалавров и магистров по 12 специальностям осуществляется в соответствии с требованиями Болонского соглашения.

В сфере научной деятельности на территории Республики Тыва функционируют три научно-исследовательских организации: Учреждение Российской академии наук Тувинский институт комплексного освоения природных ресурсов Сибирского отделения РАН (ТувИКОПР СО РАН), Тувинский институт гуманитарных исследований Республики Тыва (ТИГИ РТ), Государственное научное учреждение Тувинский НИИ сельского хозяйства СО РАСХН (ГНУ ТНИИСХ СО РАСХН).

В условиях реализации «Стратегии развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 года» одним из возможных путей модернизации научно-образовательной сферы может быть создание Регионального научно-образовательного центра Республики Тыва (РНОЦ РТ), структурно объединяющего научно-исследовательские учреждения столицы с Тывинским государственным университетом и Государственными лицеями естественнонаучного профиля для одарённых детей. Создание такого Центра позволит проводить координированную политику, исключить дублирование и нерациональную трату сил и средств. При этом создание Центра не означает потерю юридической самостоятельности каждого из субъектов научно-исследовательской и научно-образовательной деятельности. Структурное единство позволит оказывать значительно большее влияние на решение научно-инновационных, культурно-образовательных и социально-экономических проблем. Примером успешно функционирующего научно-образовательного центра может служить Новосибирский научный центр СО РАН, включающий Новосибирский Государственный Университет с Физико-математической школой и Колледжем информатики при НГУ, предприятия «пояса внедрения» научных разработок, наукоград «КОЛЬЦОВО».

На начальном этапе модернизации научно-образовательной сферы региона необходимо активизировать работу Совета по науке, технологиям и образованию при Председателе Правительства Республики. В компетенцию Совета, в первую очередь, должны входить рассмотрение и выбор региональных приоритетов в научно-прикладной и образовательной деятельности, а также экспертиза всех научно-исследовательских и опытно-конструкторских производственно-технологических программ и проектов. Интенсификация научно-организационной деятельности Совета может стать базовым началом на пути интеграции науки и высшей школы республики.

Главной задачей высшей школы является подготовка специалистов высокой квалификации для системы школьного образования и предприятий народно- хозяйственного комплекса региона. В настоящее время эта подготовка осуществляется двумя способами: обучение в высших учебных заведениях г. Кызыла и в ведущих специализированных Институтах и Университетах России на целевых местах с государственным обеспечением и на платных условиях.

Основными недостатками обучения в местных вузах, в частности, в ТывГУ являются низкий качественный уровень подготовки профессорско-преподавательского состава и узкая номенклатура специальностей. Показатель замещения должностей профессора и доцента докторами и кандидатами наук в Тывинском госуниверситете не превышает 27%. Сохраняется преобладание гуманитариев над специалистами инженерного и естественно-технического профиля, а в результате - нехватка технологов, горняков, энергетиков, экономистов, менеджеров широкого профиля, геологов, экологов и лесоводов. Приходится констатировать, что даже в идеальном варианте Республика Тыва не в состоянии в обозримом будущем обеспечить подготовку необходимых специалистов, поэтому направление на учебу в престижные вузы России и зарубежных стран, будет по-прежнему играть заметную роль. Ещё в большей степени это относится к подготовке специалистов высшей квалификации через аспирантуру. В связи с этим необходимо подчеркнуть, что уже принятая и реализуемая на современном этапе номенклатура выпускных специальностей, вне всякого сомнения, нуждается в рациональной оптимизации. Открытие новых специальностей с учетом реальной потребности региона в специалистах и возросших возможностей госуниверситета - соответствует насущным требованиям времени. В решении этой проблемы, как никакой другой, необходимо интегрирование Тывинского государственного университета и научных учреждений столицы - создание совместных профилирующих и выпускных кафедр, научно-исследовательских структурных подразделений. Это создаст благоприятные предпосылки для существенного усиления работы по планированию подготовки выпускников той или иной специальности с учетом реалий настоящего времени.

Достаточно сложной для решения проблемой является недостаточная эффективность от использования финансовых средств, направляемых на оплату за обучение студентов из Тувы в высших учебных заведениях России и зарубежных стран. В действительности, оканчивают вузы не более половины студентов от числа поступивших на первый курс. Одним из возможных вариантов решения этой проблемы является совершенствование нормативно-правовой базы заключения прямых договоров с вузами России и конкретными студентами об обучении на первых двух курсах непосредственно в республике, используя образовательный потенциал госуниверситета с последующим, начиная с третьего курса, целевым обучением в престижном специализированном вузе. Можно надеяться на то, что подобный подход (там, где он возможен) приведет к резкому уменьшению отсева студентов и, соответственно, к значительной экономии финансовых ресурсов, а также наращиванию кадрового потенциала специалистов высокой и высшей квалификации.

Содержательная основа научной деятельности традиционно направлена на проведение фундаментальных (для получения новых знаний) и прикладных (ориентированных на конечный результат - внедрение) исследований. Точную грань между ними, а также между прикладной наукой и опытно-промышленным внедрением новейших технологий, провести крайне сложно, практически невозможно. Для успешного развития науки в республике необходима ее постоянная и целенаправленная морально-этическая и материально-финансовая поддержка на региональном уровне. Естественно, что в первую очередь это относится к решению прикладных задач, непосредственно влияющих на укрепление и развитие экономического потенциала республики. Следует отметить, что в последние годы осуществлялось финансирование ряда научных проектов путем формирования Государственного заказа Республики Тыва. Это весьма эффективный, учитывающий реалии сегодняшнего дня, организационно-управленческий подход, который необходимо и впредь всемерно поддерживать и совершенствовать для создания нормативно-правовой основы на законодательном и исполнительном уровнях власти. Нужно подчеркнуть, что если по проблеме выделения целевых ассигнований на проведение прикладных исследований определенное понимание первых руководителей министерств и ведомств республики имеется (к сожалению при отсутствии возможностей), то отношение большинства из них к необходимости финансового обеспечения проектов фундаментальных исследований как правило негативное. Это обусловлено в первую очередь тем, что результаты фундаментальных исследований не приносят сразу и не могут дать в ближайшей перспективе материальные выгоды, измеряемые денежной массой. Поэтому в условиях недостаточного финансирования проектов даже по приоритетным направлениям науки и технологий, в руководящих органах исполнительной и законодательной власти республики, а также у руководителей министерств и ведомств республики, как и у многих чиновников госаппарата России, сложилось мнение о недостаточной эффективности и даже бесполезности в рыночных условиях результатов фундаментальных исследований. Это весьма распространенное, на современном этапе реформирования научной сферы России, заблуждение в оценке роли фундаментальной науки, выполняющей в отличие от прикладной (или отраслевой) совершенно иные функции, многие из которых можно отнести к категории социальных. В их числе: подготовка специалистов-исследователей высшей квалификации; повышение квалификации профессорско-преподавательского состава, предопределяющее современный уровень необходимого качества подготовки специалистов; наличие групп экспертов, способных объективно и квалифицированно оценивать прикладные проекты; создание благоприятного имиджа Республики Тыва в России и за рубежом; и т.д. В связи с этим, наиболее правильным подходом было бы учреждение при Республиканском научно-инновационном центре, созданном под эгидой Правительства Республики Тыва, специального Фонда поддержки фундаментальных и прикладных научных исследований. Денежные средства этого Фонда должны быть зафиксированы в бюджете Тувы отдельной строкой, а их распределение - производиться ежегодно на конкурсной основе по конкурсной системе грандов Председателя Правительства Республики Тыва. В качестве наилучшего образца может быть принята действующая система присуждения грандов Российским Фондом Фундаментальных Исследований (РФФИ) и Российским Гуманитарным Научным Фондом (РГНФ). Подобные Фонды финансовой поддержки научно-инновационной деятельности учёных действуют в ряде регионов Сибири - в Красноярском крае, Новосибирской, Томской, Иркутской и Омской областях, в республиках Саха-Якутия, Бурятия и Алтай.

Еще одно важное направление укрепления кадрового потенциала научной сферы - это поддержка сложившихся научных школ. Критерием существования школы может быть успешная защита нескольких (3-4) кандидатских диссертаций, выполненных молодыми учёными Тувы под руководством одного научного руководителя. Здесь возможным способом поддержки могло бы быть выделение персональных (на имя научного руководителя) Правительственных грандов на подготовку специалистов высшей квалификации.

Правовой базой предлагаемых решений в сфере науки является Закон «О науке и технической политике Республики Тыва», принятый Верховным Хуралом по инициативе Правительства Республики Тыва.

Сохранение и развитие научно-образовательного потенциала в условиях реформирования научной сферы и модернизации системы вузовского образования - необходимый компонент целенаправленного развития приоритетных направлений агропромышленного комплекса региона. Поскольку укрепление межрегиональных и международных научных и научно-образовательных связей должно осуществляться в соответствии «Стратегией развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 года», то задачи, стоящие перед наукой и образованием в Туве, чрезвычайно многообразны и сложны. Для их оптимального решения необходимо:

- реализовать в полном объёме «Соглашение между Республикой Тыва и Сибирским отделением Российской академии наук по вопросам развития академической науки в регионе» от 27 апреля 2003 г.;

- содействовать осуществлению целевой государственной поддержки фундаментальных и прикладных исследований для обеспечения экономически эффективного и экологически безопасного освоения природных ресурсов региона;

- повысить роль конкурсной среды в выборе перспективных и приоритетных направлений исследований;

- содействовать развитию научно-инновационной инфраструктуры региона;

- обеспечить сохранение ведущих научных коллективов республики;

- повысить эффективность использования уникального научно-исследовательского и лабораторно-экспериментального оборудования, установок и стендов научных учреждений;

- содействовать вовлечению в хозяйственный оборот прикладных результатов научной и научно-технической деятельности;

- оптимизировать организационную структуру научно-образовательного комплекса республики;

- обеспечить системную интеграцию науки и высшего образования, содействовать созданию и поддержке деятельности интегрированных научно-образовательных структур (Республиканского научно-образовательного центра, совместных кафедр и научно-исследовательских лабораторий);

- повысить эффективность воспроизводства кадрового потенциала науки и образования через аспирантуру и систему повышения квалификации;

- расширить возможности профессиональной самореализации талантливой молодёжи в научных исследованиях и опытно-конструкторских разработках;

- обеспечить подготовку специалистов высшей квалификации для инновационной сферы;

- совершенствовать нормативно-правовую базу в сфере функционирования государственного университета и научных организаций.