Scientific journal
Advances in current natural sciences
ISSN 1681-7494
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,775

В настоящее время человеческая цивилизация находится в состоянии перехода к новой эпохе на основе радикального изменения целей, направлений и содержания различных сфер человеческой деятельности. Поэтому сохранение культурного наследия приобретает актуальное значение.

Сегодняшнее понимание культурного наследия включает не только уникальные историко-ландшафтные территории, инженерные сооружения, окружающую их природную и территориальную среду, но и нравственные и эстетические идеалы, нормы и образцы поведения, национальные традиции и обычаи, включая, таким образом, как материальные (физические), так и нематериальные (духовные) компоненты. Именно нематериальные компоненты требуют тщательного сохранения, т.к. потеря духовных исторических ценностей происходит значительно быстрее, и уже через одно поколение может быть невосполнима.

Ансамбль старинной музыки «Конкордия» с момента своего создания (1981 г.) по настоящее время остается единственным коллективом в России, который нацелен на возрождение и сохранение духовных традиций российского просвещенного общества, интеллигенции и мещанства.

Творческий коллектив ансамбля «Конкордия» под руководством заслуженного деятеля искусств России М.Н. Рубцова осуществляет свою работу в двух взаимосвязанных направлениях: концертная деятельность и научно-исследовательская работа.

Концертная деятельность связана, в первую очередь, с выбором репертуара. Умение подобрать музыкальные произведения, в полной мере отражающие атмосферу жизни и быта, традиции российского дворянства и просвещенного мещанства и купечества позволило создать такие хоровые программы как «Русский музыкальный салон Пушкинской поры», «Журфикс у «Конкордии», «Последние песни Российской Империи», «Дворянское гнездо», «Душа эмигранта», «Воспоминание о Смольном», а также концерты-монографии, вернувшие российскому слушателю музыку «запрещенных» в Советском Союзе композиторов XIX-XX веков Д. Бортнянского, А. Львова, П. Чеснокова, Вертинского.

Следует отметить, что теоретико-методический анализ основ подготовки певчих в Петербургской Придворной Певческой Капелле и Московском Синодальном училище, позволил М.Н. Рубцову возродить в ансамбле старинной музыки «Конкордия» традиция исконно русского академического пения, которая характеризуется особой и неповторимой исполнительской манерой, совершенно утраченной в советский период.

Кроме того, научно-творческий коллектив «Конкордия» ведет активную научно-исследовательскую работу, которая реализуется через поиск утраченного нотного наследия, теоретическое осмысление основ русского певческого искусства, музыкального воспитания и образования в дореволюционной России.

Результатами данной работы являются сохраненные в архивах музыкальные учебные пособия, фотографии, нотные альбомы дореволюционной России, сборники для домашнего музицирования, учебные пособия Смольного института благородных девиц, дневники гимназистов, граммофонные пластинки с записями эмигрантских хоров русского зарубежья и т.д. Благодаря этим находкам впервые прозвучали в исполнении ансамбля старинной музыки «Конкордия», казалось бы утраченные произведения «Трехголосная литургия» Д. Бортнянского, «Детская литургия» П. Чеснокова, «Молитва о Руси» П. Чайковского.

Таким образом, деятельность ансамбля старинной музыки «Конкордия» по сохранению культурного наследия российского дворянства, основанная на поиске и сборе редкого ценного музыкального материала, позволяет, с одной стороны, устранить деформацию культурного сознания, которая осуществлялась последнее столетие, а с другой, сохранить преемственность духовных ценностей и культурного наследия ушедших поколений Российской Империи.