Scientific journal
Advances in current natural sciences
ISSN 1681-7494
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,775

Работа по формированию и актуализации учебной мотивации приобретает особую специфику в процессе изучения математике в силу присущих ей содержательных особенностей: абстрактности материала, ведущей роли задач, наличия большого количества «математических языков» представления фактов и закономерностей, сильной выраженности внутрипредметных связей, приоритета логических умозаключений над правдоподобными рассуждениями, разнохарактерности представленных в составе математической деятельности компонентов (логические умозаключения, аналитические преобразования, геометрические построения, арифметические вычисления). Все указанные характеристики привносят свои особенности в реализацию мотивационных механизмов учебной деятельности. Исследование этих механизмов мы осуществляли с двух позиций - опираясь на содержательные особенности самой математической деятельности, проявившиеся в ходе совершенствования и развития научного знания, и, исходя из анализа структуры функционирования мотивационной сферы самого субъекта познания при овладении им предметным содержанием, то есть - со стороны содержания и со стороны учащегося.

Реализация первого подхода позволила выделить ряд потребностно-мотивационных факторов, служащих источниками и движущими силами математического творчества: практическая потребность, потребность в творчестве, потребность в емких и точных языковых средствах, потребность в обосновании и самая совершенная - эстетическая потребность. Все названные факторы находятся в иерархической зависимости и в полном составе проявляются уже на высших ступенях познания математических истин. Данная иерархия потребностей имеет место и в математическом образовании, отражая его глубинные ценностные ориентиры.

С другой стороны, рассматривая структуру мотивационной сферы учащегося и особенности ее становления при усвоении предметного содержания, можно выделить три основных компонента этой сферы: особенности индивидуального опыта, структура познавательных процессов и механизм целеобразования, связанные между собой системой информационных, управляющих и координирующих связей.

Совершенствование предметной мотивации в рассматриваемом ключе предполагает не простое изменение отношения учащихся к предмету, а глубокую перестройку ее структуры, заключающуюся в заполнении новых уровней своей организации после исчерпания возможностей предыдущих. В ходе такого заполнения устанавливаются ассоциативные связи между элементами формирующихся когнитивных подструктур мышления (топологических, метрических, порядковых, алгебраических и проективных), а усваиваемые элементы индивидуального опыта вместе со своими мотивационными значениями сравниваются, обобщаются, входят во взаимодействие друг с другом, чтобы на дальнейших этапах выступать уже в качестве средств активизации учебной деятельности.

Разработанные предметно-содержательный и предметно-субъектный подходы к формированию учебной мотивации синтезируются в нашем исследовании в виде трехуровневой системы совершенствования математической деятельности, рассматриваемой в рамках семиотического, формальнологического, эвристического и эстетического компонентов математического образования.

Литература

  1. Адамар Ж. Исследование психологии процесса изобретения в области математики. -М., 1970.
  2. Биркгоф Г. Математика и психология. -М.,1977.
  3. Вилюнас В. К. Психологические механизмы мотивации человека. -М., 1990
  4. Курант Р., Робинс Г. Что такое математика? -М., 1967.
  5. Пуанкаре А. О науке. -М., 1990.
  6. Родионов М. А. Формирование поисковой мотивации в  процессе  обучения  математике.-Пенза, 2001.
  7. Хекхаузен Г. Мотивация и деятельность. Т.1. -М., 1986.
  8. Эсаулов А. Ф. Психология решения задач. -М.,1972.