Scientific journal
Advances in current natural sciences
ISSN 1681-7494
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,775

Mingazetdinova L.N. Mutalova E.G.
Метаболические нарушения чаще развиваются при повышении индекса массы тела (ИМТ), увеличивают риск развития ишемической болезни сердца при сочетании с артериальной гипертонией (АГ) в 2-3 раза, мозгового инсульта - в 7 раз (М. Resnick, 1993).

Целью исследования явилось изучение состояния углеводного обмена женщин с артериальной гипертонией.

В работе представлены результаты обследования 105 женщин с артериальной гипертонией и ожирением. В исследование не включены лица с признаками ишемической болезни сердца, сахарного диабета, сердечной и почечной недостаточностью, гинекологическими и гематологическими заболеваниями. Средний возраст обследованных - 55,7+2,5 лет, контролем послужили 30 практически здоровых женщин. У всех больных имелась избыточная масса тела, индекс массы тела составил в среднем 32,7+0,7, из них от 25 до 30 - у 3,8% лиц, от 30 до 40 - у 71,4% и свыше 40 - у 24,3%. Инсулинорезистентность оценивалась по отношению концентрации глюкозы крови (мг/дл) к уровню иммунореактивного инсулина (мкЕд/мл) равной или ниже 6 (F. Caro). Первую группу составили 48 человек с АГ и соотношениемглюкоза/инсулин больше 6, вторую - 37 человек с АГ, где соотношение глюкоза/инсулин < 6, т.е. с наличием инсулинорезистентности. Группой сравнения стали 20 больных сахарным диабетом (СД) 2 типа.

Уровень глюкозы натощак и на фоне углеводной нагрузки с помощью приема внутрь 75 г глюкозы определялся глюкозооксидазным методом, инсулиновый обмен (концентрация инсулина в мкЕд/мл), С-пептид (в нг/мл) определяли радиологическим методом с помощью стандартных наборов, липидный обмен (холестерин, холестерин липопротеидов высокой плотности и триглицериды) - с помощью стандартных наборов «ROCNE» и «CORMAY», а уровень холестерина липопротеидов низкой плотности - турбометрическим методом.

Результаты исследования. Проведение глюкозотолерантного теста выявило увеличение постпрандиального уровня глюкозы у больных второй группы, где соотношение глюкоза/инсулин < 6 (ИР), как натощак, так и через 1 и 2 часа после нагрузки глюкозой, однако различий между больными с разным уровнем артериальной гипертонии не отмечено. Корреляционный анализ выявил прямую зависимость между уровнем глюкозы через 1 час после нагрузки и длительностью заболевания АГ у больных с тяжелой степенью артериальной гипертонии (r = 0,71, р<0,05). Гиперинсулинемия натощак и через 2 часа после нагрузки глюкозой отмечалась у больных с ИР, более выражена при СД, содержание инсулина достоверно возрастало с увеличением тяжести АГ. У больных АГ с ожирением первой группы гиперинсулинемия не выявлена.

Определение С-пептида обеспечивает возможность контроля за функционированием островков Лангерганса и продукцией ими инсулина. В нашем исследовании отмечается достоверное увеличение Спептида у больных АГ с ИР и СД (1,70+0,11 нг/мл и 2,07+0,14 нг/мл соответственно), но показатели недостоверны у больных первой группы (0,90+0,13 и 0,67+0,06 нг/мл в контроле, р>0,05). Корреляционный анализ выявил обратную зависимость С-пептида и возраста (r=0,65, р<0,05) в первой группе больных АГ, т.е. возраст влияет на уровень С-пептида. В целом, можно отметить, что С-пептид может быть диагностическим тестом для выявления метаболических нарушений, сопровождающихся инсулинорезистентностью, т.е. наличием метаболического синдрома.

Изучение липидного спектра больных АГ с ожирением в зависимости от инсулинорезистентности показало, что у больных с ИР и СД достоверно повышены уровни холестерина, триглициридов и липопротеидов низкой плотности, но значительно и высоко достоверны у больных АГ с ИР и тяжелой степенью АГ (3,08+0,21 ммоль/л, р<0,001). Также нарастала величина холестерина липопротеинов низкой плотности и достоверно снижался уровень липопротеидов высокой плотности (0,90+0,13, р<0,01), т.е. нами отмечена дислипидемия во всех группах обследованных больных с АГ, где нарушения липидного обмена больше связаны с инсулинорезистентностью.

Корреляционный анализ выявил связи холестерина у больных АГ с ИР с уровнями триглицеридов, липопротеидов низкой плотности и наследственностью по СД (r=0,83; 0,65; 0,96 при р<0,05).

Таким образом, результаты наших исследований женщин с АГ и ожирением выявили метаболические нарушения углеводного обмена, которые проявились в увеличении постпрандиального уровня глюкозы, повышении уровня инсулина натощак и через 2 часа после нагрузки, С-пептида, которые прогрессируют с инсулинорезистентностью. Тяжесть артериальной гипертонии увеличивается в связи с инсулинорезистентностью и гиперлипидемией. Гиперлипидемия проявляется преимущественно гипертриглицеридемией.

Выявленные метаболические нарушения позволяют утверждать о возможности развития у женщин с ожирением и АГ метаболического синдрома, а нарастание инсулинорезистентности при ожирении с АГ у женщин позволяет считать повышение ИМТ, как высокий фактор риска сахарного диабета.