Scientific journal
Advances in current natural sciences
ISSN 1681-7494
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,775

За последние годы состояние российского финансового рынка улучшилось. В начале октября 2003 года индикатор российского фондового рынка (индекс Интерфакс - РТС) сумел преодолеть свой исторический максимум (570 пунктов), достигнутый в 1997 году и на фоне присвоения Российской Федерации инвестиционного рейтинга агентством Moody´s достиг абсолютного максимума в 650 пунктов.

К позитивным результатам развития российского фондового рынка можно отнести переход к качественно новому этапу развития. Стоимость активов российских паевых фондов по итогам первого полугодия 2003 года превысила 1 млрд. дол. Но важнее даже не абсолютные цифры, а темпы прироста. Прирост активов за год был почти двукратный. Еще более грандиозной перспективы перед рынком открываются в связи с развитием пенсионной реформы и выходом на рынок денег населения, аккумулированных в рамках накопительной системы частными управляющими компаниями.

Говоря об итогах развития финансового рынка, надо отметить и возросшую финансовую устойчивость других финансовых институтов - банков, страховых компаний, появление ипотечных компаний. За годы, прошедшие после дефолта 1998 года, произошла санация и реструктуризация неплатежеспособных банков. Снижение процентных ставок сделало возможным расширение кредитования промышленности со стороны коммерческих банков. Появился новый вид услуг розничного банковского сервиса - потребительское кредитование. Развитие законодательства по ипотеке и принятие закона об ипотечных ценных бумагах открывают новые возможности по расширению новой сферы деятельности для финансовых институтов. Принятие в 2003 году закона об обязательном страховании автогражданской ответственности привело к резкому увеличению клиентской и ресурсной базы страховых компаний. Только в 2003 году эксперты оценили перспективы этого рынка в 1 млрд. дол.

Несмотря на все достижения российского финансового рынка, ему присущи определенные проблемы. По-прежнему существует значительный барьер между финансовым рынком и реальным сектором. Финансовый рынок России не выполняет свои прямые функции - быть способом привлечения, мобилизации и перераспределения инвестиционных ресурсов.

Интересны результаты опроса, проведенного Ассоциацией менеджеров в период с 5 по 17 ноября 2003 года среди 197 топ-менеджеров и руководителей ведущих российских компаний. Согласно этому опросу, 69 % участников не считают, что фондовый рынок каким-то образом влияет на основные экономические тенденции. Это не случайно, поскольку для большинства менеджеров в качестве приоритетных источников получения инвестиций выступают банки и прямые инвестиции (с незначительным отрывом от банков). Фондовый рынок выступает как третий источник, причем, со значительным отставанием от первых двух. Правда, при этом 31 % опрошенных считают, что фондовый рынок адекватно отражает основные тенденции развития экономики.

Результаты опроса подтверждают реальную ситуацию на рынке. По данным Министерства экономического развития и торговли, на 1 июля 2003 года в структуре источников инвестиций в основной капитал преобладали собственные (46,5 %) и бюджетные средства (18,4 %). Кредиты банков составили 4,8 %, а корпоративные обязательства и эмиссия акций вместе - 0,5 %.

Недостатком российского фондового рынка также является отраслевая привязка к предприятиям нефтегазового сектора и недостаток финансовых инструментов. Большая часть эмитентов, на основании которых рассчитывается индекс РТС - Интерфакс, представлена предприятиями нефтяного сектора (до 65 %), где на акции ЮКОСА приходится 25 % индекса. Доля же этих предприятий в ВВП значительно скромнее. Такой перевес сохраняется достаточно давно. Столь узкая отраслевая привязанность индекса приводит к тому, что индекс РТС - Интерфакс сильно зависит от динамики мировых цен на нефть. События вокруг ЮКОСА показали опасность привязки индекса к одному эмитенту. Не говоря уже о том, что малое количество ликвидных бумаг создает большие возможности для манипулирования рынком. Причем, можно отметить, что количество новых ликвидных бумаг на рынке долевых инструментов не только не увеличивается, но и их число постоянно сокращается.

Кроме того, на протяжении последних двух лет происходит сокращение free float, т.е. акций, находящихся в свободном обращении. По данным экспертов Альфабанка, на конец мая 2003 года менеджмент контролировал 31,5 % акций, близкие к менеджменту лица - 14,3 %, у стратегических инвесторов было 11,6 %, у государства - 13,6 %, а в свободном обращении оставалось 27,7 % акций. (1)

Концентрация контрольных пакетов в руках инсайдеров приводит к дальнейшему сужению инструментальной базы российского фондового рынка, к сокращению возможностей для инвесторов, расширению поля для манипулирования ценами. Причем, ни одно из ведомств, по идее отвечающее за вывод новых эмитентов на рынок, ничего не сделало в этом направлении.

Российский фондовый рынок пока не стал рынком, привлекающим инвестиции большого числа частных инвесторов. По данным Министерства экономического развития и торговли, участниками российского фондового рынка в России является 0,1 % населения, в Южной Корее - 8,3 %, в Японии - 26,6 %, Австралии - 36,5 %, в США - 48,2 % домохозяйств. (1)

Надо учитывать, что активными игроками на российском фондовом рынке выступают российские банки. В их структуре доходов на операции с ценными бумагами приходится 13,2 %. Это повлияло на потери российской банковской системы от падения цен на российские акции, которые составили за ноябрь 2003 года 40 млн. дол., примерно столько же банки потеряли от падения цен на российские корпоративные облигации. Это говорит о росте рисков в банковской системе и о том, что необходимо формировать систему предотвращения рисков, связанных с падением цен на финансовые инструменты. Основой такой системы должен выступать устойчивый фондовый рынок.

Проблемой российского финансового рынка является наличие большого числа регуляторов. ЦБ РФ отвечает за развитие банковского сектора, поддержание стабильности на валютном рынке. Министерство финансов регистрирует выпуск государственных, субфедеральных и муниципальных ценных бумаг, курирует развитие страхового сектора. Федеральная комиссия по ценным бумагам курирует нормотворчество в области эмиссии и обращения корпоративных ценных бумаг, отвечает за соблюдение эмитентами и профессиональными участниками фондового рынка определенных стандартов, лицензирование профессиональных участников. Министерство труда и социальной            защиты курирует деятельность негосударственных пенсионных фондов и т.д. Наличие множества регуляторов сложилось исторически, но сегодня возникла потребность в согласовании их действий. Дело в том, что различные регуляторы издавали и издают разные нормативные акты, многие положения которых противоречат сегодня друг другу и являются причинами многих недостатков российского финансового рынка. Поэтому надо стремиться к созданию единого мегарегулятора финансового рынка наподобие в Великобритании FSA.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Финансы // Ежемесячный теоретический и научно-практический журнал. 2004. №2.
  2. Л.А. Дробозина. Финансы. Москва, 2002 г.