Scientific journal
Advances in current natural sciences
ISSN 1681-7494
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,775

Основополагающие принципы аксиологической ориентации профессионального образования могут быть определены на основе анализа интересов прямых «потребителей» образования [2]. При этом следует учесть, что в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» под образованием «понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства» [5]. Можно определить три группы принципов аксиологической ориентации высшего образования, соответствующие интересам перечисленных выше «потребителей».

Выполненный анализ показал, что интересы отдельного человека в образовании воплощают, прежде всего, следующие принципы: а) субъектность участников образовательного процесса; б) равенство участников образовательного процесса; в) справедливость оценивания хода и результатов образовательного процесса [2]. Представленные принципы обеспечивают такие социальные ценности личности, как свобода, равенство, справедливость. Следовательно, реализация указанных принципов означает подтверждение в деятельности вуза этих ценностей применительно к участникам образовательного процесса.

Каждый из этих принципов может рассматриваться как теоретический базис, на основе которого можно конкретизировать адекватные критерии характера образовательного процесса и его результатов. При формировании системы таких критериев следует: а) определить основополагающие принципы аксиологической ориентации профессионального образования; б) осмыслить указанные признаки и сформировать максимально широкое поле частных следствий из них, проявляющихся в деятельности и ее результатах; в) преобразовать совокупность таких проявлений в критерии образовательного процесса и его результатов.

В работах [3] и [4] представлены полученные таким образом критерии реализации принципа субъектности и принципа равенства. Рассмотрим теперь принцип справедливости, регулирующий взаимоотношения между людьми в части распределения (перераспределения) социальных ценностей, которые понимаются в самом широком смысле: свобода, образование, благоприятные возможности, знаки престижа и уважения и т.д. [1].

Далее рассматривается и распределительная справедливость, и уравнивающая справедливость. В первом случае речь идет о распределении социальных ценностей между членами какого-либо сообщества пропорционально их заслугам. А уравнивающая справедливость связана с обменом и призвана уравнять стороны, участвующие в обмене, без учета заслуг и достоинства участников.

Справедливость предполагает определенное согласие между членами сообщества относительно принципов, по которым они живут и взаимодействуют. Эти принципы могут меняться (стихийно или произвольно - по решению людей), но конкретное понимание справедливости зависит от того, какие правила и привычки установились в данном сообществе. Как нравственная идея справедливость устанавливает предел индивидуальному произволу, она противодействует эгоистическим мотивам поведения и удерживает человека от причинения другому вреда и страдания (причем как физического, так и морального) [1].

В образовательной деятельности принцип справедливости означает использование одних и тех же критериев для всех участников деятельности. Это могут быть критерии: 1) полученных результатов (если оцениваются достижения участников); 2) динамики умений (если оценивается развитие умений участников); 3) уровня инициативности, креативности, готовности рисковать и т.д. (если оценивается состояние развития личности участников); 4) сформированности компетенций участников (если оценивается их развитие) и др.

Потенциальное разнообразие критериев оценивания результатов образовательной деятельности предопределяет необходимость заранее указать, какие критерии будут использоваться в каждом конкретном случае, и ознакомить с ними всех участников этой деятельности. Только в этом случае результаты оценивания могут быть восприняты как справедливые.

Что касается результатов оценивания, то они не должны зависеть от личного отношения к участнику, чья деятельность или ее результаты оцениваются. Они не должны зависеть от его пола, расовой (национальной) принадлежности, веры, происхождения и т.п.

Принцип справедливости означает равенство подходов к оценке деятельности каждого участника образовательного процесса и полученных в этой деятельности результатов при наличии некоторого уровня согласия между участниками. Здесь принципиально важна согласованность между принципами, по которым живут и действуют участники образовательного процесса, и принципами, которые определяют требования к ним со стороны общества и государства. Отсутствие такой согласованности ‑ источник серьезных деформаций в восприятии участниками принципа справедливости.

Освоение принципа справедливости происходит под влиянием различных сфер жизнедеятельности человека. Отсюда следует, что профессиональное образование может лишь частично повлиять на реальное принятие человеком принципа справедливости, причем такое влияние проистекает, прежде всего, из того, насколько справедливо организуется образовательная деятельность и как оцениваются ее результаты.

Представленное выше поле смыслов принципа справедливости и следствий из него позволяет сформулировать совокупность соответствующих критериев. Эта совокупность неоднородна, она содержит следующие пять групп критериев.

1. Критерии качества условий образовательной деятельности.

  • Условия образовательной деятельности, формирующие одинаковые возможности для всех участников образовательной деятельности.
  • Условия образовательной деятельности, обеспечивающие одинаково уважительные взаимоотношения всех участников.
  • Условия образовательной деятельности, направленные на сохранение личного достоинства всех участников.

2. Критерии качества совместной деятельности участников.

  • Согласованность принципов, которыми руководствуются участники образовательного процесса, с принципами, определяющими требования к ним со стороны общества и государства.

3. Критерии оценивания хода и результатов деятельности.

  • Равенство подходов к оценке деятельности и достижений каждого участника образовательного процесса.
  • Стабильность принципов оценивания хода и результатов образовательной деятельности.
  • Открытость системы критериев, используемых для оценивания хода и результатов образовательной деятельности.
  • Независимость оценки деятельности и достижений каждого участника образовательного процесса от его пола, расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, происхождения и т.п.
  • Независимость оценки деятельности и достижений каждого участника образовательного процесса от личного отношения к участнику и от его личных качеств.

4. Критерии безопасности участников.

  • Защищенность всех участников образовательного процесса от публичных унижений, оскорблений, угроз и недоброжелательного отношения.

5. Критерии качества участников.

  • Способность признать заслуги другого как объективное основание для оценивания деятельности и достижений.
  • Готовность в равной мере уважать собственные оценки и оценки других участников образовательного процесса.
  • Способность уважать права и достоинства других участников образовательного процесса.
  • Владение умениями оценить качество собственной деятельности и достижений.
  • Владение умениями соотнести качество собственной деятельности и достижений с качеством деятельности и достижений других участников образовательного процесса.

Из пяти групп критериев, представленных выше, только одна (последняя) ориентирована на контроль качества результатов, а остальные - обеспечивают реализацию процессного подхода к менеджменту качества образовательной деятельности вуза. Таким образом, представленные критерии совместно с критериями реализации принципа субъектности (см. в [3]) и принципа равенства (см. в [4]) могут быть положены в основу нормативной модели качества образовательного процесса. Поскольку неясно, как системно выявить запросы целевых групп потребителей вуза, то роль такой модели в настоящее время трудно переоценить.

Заметим, что состав полученных групп критериев нужно рассматривать как предварительный, так что предъявлять к этому составу требование полноты пока нецелесообразно.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Апресян Р.Г. Справедливость / Новая педагогическая компетенция: опыт проекта «Переподготовка учителей-гуманитариев». - М. ‑ Биробиджан: «Объединение ОС ЭММ», 2000. - С. 91-98.
  2. Гринкруг Л.С., Фишман Б.Е. Основополагающие принципы аксиологически ориентированного образования//Высшее образование в России. - 2006. ‑ №12, с. 26-32.
  3. Гринкруг Л.С., Фишман Б.Е. О критериях реализации принципа субъектности в профессиональном образовании / Актуальные проблемы образования в условиях его модернизации: Материалы Международной научно-практической конференции, 15-16 марта 2007г., Москва, МПГУ: В 2-хч. - Ч. I. - М.: МАНПО, 2007. - С. 64-69.
  4. Гринкруг Л.С., Фишман Б.Е. Принцип равенства в профессиональном образовании и критерии качества образовательной деятельности вуза / Актуальные проблемы образования в условиях его модернизации: Материалы Международной научно-практической конференции, 15-16 марта 2007г., Москва, МПГУ: В 2-хч. - Ч. I. - М.: МАНПО, 2007. - С. 335-340.
  5. Закон Российской Федерации «Об образовании». - М.: Книга сервис, 2005. - 48 с.

Работа представлена на международную научную конференцию «Фундаментальные и прикладные исследования. Образование, экономика и право.», 9-16 сентября 2007 г., Римини (Италия). Поступила в редакцию 7.08.2007 г.