Scientific journal
Advances in current natural sciences
ISSN 1681-7494
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,775

Современные исследователи определяют религиозную ситуацию как разновидность социальной ситуации, понимая под этим такое положение дел в обществе, регионе, которое характеризуется наличием, типом и интенсивностью религиозных проявлений, динамикой и направленностью их изменений, характером и степенью их воздействия на общество и регион. В структуре религиозной ситуации можно выделить две основных составляющих: общее состояние религиозности (религиозных проявлений) и факторы, влияющие на  религиозную ситуацию [3].

Из  показателей, характеризующих религиозную ситуацию, рассмотрим динамику и факторы  развития конфессиональной  структуры населения г. Сочи.

По количеству зарегистрированных религиозных организаций Краснодарский край занимает 4-е место в РФ, по количеству конфессий - первое [2]. В Краснодарском крае 691 религиозная организация и 32 конфессии. В  Сочи, по данным отдела по взаимодействию с общественными и религиозными организациями при Администрации  города, зарегистрированы и функционируют 72 религиозные организации по 14 конфессиям.

В таблице 1 отражена динамика развития конфессиональных структур в районах города (Центральном, Адлерском, Хостинском и Лазаревском) за двадцать лет.

Таблица 1 Динамика развития конфессиональных структур в городе Сочи

Название религиозной организации

1985

1991

1999

2006

1.РПЦ

Ц1, Л1

А2,Ц1,Х1,Л1

А4,Ц4,Х2,

Л6

А6,Ц10,Х2,

Л8

2.Армянская Апостольская Церковь

 

А1,Ц1

А1,Ц1,Л1

А1,Ц1,Л1

3.Римская Католическая Церковь

 

 

Ц1,Л1,А1

Ц1,Л1,А1

4.Евангельские Христиане

Ц1

Ц1

Ц1

А2,Ц2,Х2,Л2

5.Евангельские Христиане Баптисты

 

 

Л2

Ц1Л2

6.Христиане веры Евангельской(Пятидесятники)

 

 

А1,Ц4,Х1,

Л2

А1,Ц6,Х2,Л2

7.Христианская Новоапостольская Церковь

 

 

Ц1

Ц1

8.Церковь Иисуса Христа Святых последних дней (мормоны)

 

 

Ц1

Ц1

9.Христиане Адвентисты Седьмого Дня

Х1

Х1

А1,Ц1,Х2,

Л1

А1,Ц1,Х2,Л1

10.Свидетели Иеговы

 

 

А3,Ц1,Л1

А3,Ц1,Л1

11.Исламские организации

 

 

Ц1, А1

Ц1, А1

12.Ортодоксальный иудаизм

 

 

Ц1

Ц1

13.Вайшнавизм (Сознание Кришны)

 

Ц1

Ц1

Ц1

14.Центр Шри Чинмоя

 

 

Ц1

Ц1

Примечание: Ц, А, Х, Л - Центральный, Адлерский, Хостинский, Лазаревский районы города Сочи

Приведенные данные позволяют выделить в промежутке с 1985 по 2006 год три этапа формирования и развития деятельности конфессиональных организаций на территории города Сочи. Первый период (с 1985 года) является логическим следствием атеистического характера советской государственности, когда религиозные организации находились под тотальным контролем государственных органов. В Сочи действовало всего 4 зарегистрированных организации, принадлежащие  трем конфессиям. Православные приходы были в Центральном районе  в Михайло-Архангельский соборе и в Лазаревском - в храме Рождества Богородицы. На территории Центрального района была зарегистрирована организация Евангельских Христиан Баптистов, в Хосте - община Адвентистов Седьмого Дня.       Незарегистрированных организаций, по официальным источникам, в этот период не было [7].

Лидирующей по количеству прихожан и  религиозных обрядов была, безусловно, Православная Церковь.

Таблица 2 Динамика обрядности в религиозных организациях города Сочи в 1985 году

Название религиозной организации

Крещение

Венчание

Отпевание

очное

заочное

1.

Православная Церковь

646

35

61

1162

2.

Евангельские Христиане Баптисты

18

3

-

-

3.

Адвентисты Седьмого Дня

5

1

-

-

Количество прихожан в православных приходах не фиксировалось, отмечалось, что в Центральном районе в обычные дни посещало церковь 70 человек, а в Лазаревском районе - 25-30. Сведения по другим конфессиям более точные:  в организации  ЕХБ в 1985 - 250, в общине АСД  - 103, но летом на молитвенных собраниях присутствовало по 150-160 человек [7].

Второй период развития государственно-конфессиональных отношений начался с принятия в 1990 году Закона РСФСР «О свободе вероисповеданий». В 1991 году  зарегистрировано пять приходов РПЦ (в том числе и ранее существовавшие), одна организация Евангельских Христиан, одна организаций АСД. Также появляются  приходы Армянской Апостольской Церкви Сурб Саргис в Адлере и Сурб Хач в Центральном районе на ул. Пластунской.  В последующие годы, включая 1999 год,  количество зарегистрированных религиозных организаций и конфессий существенно выросло: кроме православных храмов зарегистрированы приходы Римской католической церкви, организации Христиан Веры Евангельской (ХВЕ, пятидесятники), Евангельских Христиан, Свидетелей Иеговы, две исламские организации и т.д.

Следующий, третий период связан, очевидно, со вступившем в силу с 1 октября  1997 году Федеральным  Законом  «О свободе совести и о религиозных объединениях» (Федеральный Закон «О свободе совести и о религиозных объединений» от 26 сентября 1997 г. №125-ФЗ).

В отличие от ранее действовавшего закона, данный федеральный закон закрепил ряд новых положений. Право учреждать местную религиозную организацию было предоставлено только российским гражданам, иностранные граждане и лица без гражданства могут быть отныне только членами религиозной организации, и то только при условии их постоянного проживания на территории РФ.   Появилось новое понятие - религиозная группа, ее преобразование в религиозную организацию обусловлено пятнадцатилетним сроком деятельности на соответствующей территории либо подтверждением о вхождении в структуру действующей централизованной организации. Таким образом, Закон существенно ограничил права религиозных организаций,  возникших до его вступления в силу, но не имеющих подтверждающего документа.

Сложности с регистрацией были преодолены с появлением в городе Сочи  Союза Общественных Организаций. Это позволило некоторым  религиозным группам (которые имеют право не уведомлять государственные органы о своей деятельности и не регистрироваться, но одновременно ограничены в своих действиях в связи с тем, что не являются юридическим лицом), а также ряду   пограничных организаций, в учениях которых преобладают религиозные компоненты, но  по тактическим соображениям (чтобы избежать 15 летнего срока и пристального внимания со стороны органов юстиции)  регистрирующихся в качестве не религиозных, а  общественных,   войдя в Союз Общественных Организаций на правах коллективных членов, получить юридический адрес, счет, просветительский центр и другие реквизиты юридического лица.

К концу 90-х годов в Союз Общественных Организаций вошло 37 общественных организаций, в их числе Сочинское городское Рериховское общество «Живая Этика», Фонд Духовного Возрождения, Центр исследований причинно-следственных связей «Дао», то есть,  было создано большинство действующих сегодня религиозных групп. Данные таблицы 3 показывают дальнейший рост религиозных групп и некоторых общественных организаций  на территории Большого Сочи с 2001 по 2006 год.

За исследуемый период появилось шесть  новых групп, две перестали существовать. 

Новые религиозные движения в Сочи, как и везде, инновационны, легко адаптируются к новым условиям, способны удовлетворить разнообразные запросы аудитории, причем не только людей пенсионного возраста, но и молодежи. Возрастающие экономические возможности края и повышающийся уровень жизни населения является притягательным для развития бизнеса от религии. Кроме НРД, официально зарегистрированных

(Общество Сознания Кришны, Свидетели Иеговы, мормоны), существуют и незарегистрированные новейшие религиозные объединения, действующие не более 10 лет (речь идет об объединениях «Нью Эйдж».

Таблица 3 Динамика развития религиозных групп на территории города Сочи

№ пп

Название религиозной группы

Конфессиональная принадлежность, или основы вероучения

2001

2006

1.

Независимая церковь Донская православная казачья Епархия Церковь Духа Света г. Сочи

Автономная Христианская Церковь

 

Ц1

2

Церковь ЕХБ

ЕХБ

Л2

Л2

3

Церковь ХБЕ СГОО «Исход»

ХБЕ

Ц1

Ц1

4

Церковь ЕХ «Дом Евангелия на курорте Адлер» «Благая весть»

ЕХ

А1

А1

5

«Славянское наследие»

Язычество

 

Л1

6

 Центр «Возрождения Земли», «Анастасия»

Неоязычество

Ц2

Ц2

7

Центр исследования причинно-следственных связей «Дао»

Восточно-мистическое учение

Ц1

Ц1

8

СФ Международной организации «Брахма Кумарис»

Восточно-мистическое учение

Ц1

Ц1

9

Школа «Психология человеческих отношений»

Восточно-западный синтез

Ц1

Ц1

10

Фонд духовного возрождения

Восточно-западный синтез

Ц1

Ц1

11

Ассоциация Чжун Юань Цигун и рейки

Восточная мистика и практика

Ц1

Ц1

12

Ассоциация Кришна Мурти»

Восточная мистика и практика

Ц1

Ц1

13

Центр «Сахаджа Йога» (Шри Ауробинда Гхош)

Восточная мистика и практика

Ц1

Ц1

14

Филиал ККОО «Йога-путь всестороннего развития человека».

Восточная мистика и практика

 

Ц1

15

Эзотерическая группа «Свет»

Оккультно-теософское учение

Ц1

Ц1

16

 Сочинское городское Рериховское общество «Живая Этика»

Теософия, учение Е.Блаватской - Н.Рериха

Ц1

Ц1

17

Союз «Хранители пламени

Теософия, учение Алис Бейли

Ц1

Ц1

18

Центр нового мышления «Наука разума»

Синтетическое учение

Ц1

Ц1

19

Сочинская городская общественная организация «Духовная Академия наук»

Синтетическое учение

 

Ц1

20

Религиозная группа «Власть над временем»

Синтетическое учение

 

Ц1

21

Центр ДЭИР - Дальнейшее энергоинформационное развитие

психотехнология

 

Ц1

22

Церковь Гробового ДРУГГ

синтетическое учение

 

Ц1

23

Русское общество «Собор»

православие

Ц1

 

24

Православное общество «Святая Русь»

православие

Ц1

 

25

Сочинское  отделение  Общества «Стержневая истина»

 

Ц1

Ц1

26

Межконфессиональная благотворительная  Миссия «Наследники Иисуса Христа»

 

Ц1

Ц1

27

Открытый университет «Махариши»

Восточное учение

Ц1

Ц1

28

Центр духовной традиции «Троеперстие»

язычество

Ц1

Ц1

29

Клуб экзотерических мероприятий

мистика

Ц1

Ц1

30

Восточное Рериховское общество «Урусвати»

теософия

Ц1

Ц1

31

Клуб нейролингвистического программирования

Синтетическое учение

Ц1

Ц1

Примечание: использованы данные отдела по взаимодействию с общественными и религиозными организациями при Администрации города Сочи

Вышеназванные религиозные объединения не связаны между собой теологически, но основаны на «околорелигиозной философии» и,  несмотря на различные названия и эклектичность, имеют общие черты, импонирующие молодежной  аудитории:

-уменьшение роли или вовсе отсутствие роли Церкви, профессиональных служителей, следовательно, обрядов, что привлекает молодежь, избегающую всякого консерватизма и оппозиционную ему;

-провозглашение принципа ненасилия и миролюбия к другим конфессиям;

-усиление в религиях функции успокоения, снятия стрессов, корректировки энергетических полей, курс на гармонизацию психологических взаимоотношений;

-акцентирование на личностном начале в религии, т.е. на самореализации, самосовершенствовании, самопознании;

-постулировании идеи всемогущества каждого человека, своего рода антропоцентризм, что очень важно в современных условиях, когда зачастую кажется, что общество вот-вот раздавит тебя, когда теряется смысл жизни [8].

Новые религиозные объединения в Сочи можно классифицировать по следующим видам или формам существования [1].

Первая форма существования - религиозные группы. Объективная сложность учета таких организаций в том, что  они могут не  уведомлять  органы местного самоуправления о своей деятельности ( п.2.ст.7 Федеральный Закон «О свободе совести и о религиозных объединений» от 26 сентября 1997 г. №125-ФЗ). Это затрудняет изучение истории появления этих организаций и мониторинг религиозной ситуации. Уведомили о своем существовании Сочинскую администрацию СФ Международной организации «Брахма Кумарис», «Власть над временем» и Донская православная казачья епархия Церковь Духа Света.

Вторая форма существования - это приобретение статуса  общественной  организации,  например, Рериховское общество «Живая Этика», школа «Психология человеческих отношений», Сочинская городская общественная организация «Духовная Академия наук», другие  «пограничные» организации. В их деятельности, однако, можно проследить:

-обожествление лидера;

-эсхатологизм;

-синкретичность, обещающая своим последователям освобождение от страданий.

Третья форма - восточные практики, обучающие магии, оккультизму, корректирующие энергетическое поле человека, работающие по системе Гробового, рейки, предлагающие свою методику лечения. В Сочи деятельность таких НРД представлена Клубом нейролингвистического программирования, эзотерической группой «Свет», ассоциацией Чжун Юань, Цигун и рейки и т.п. Деятельность большинства центров лицензирована, но многие формы их деятельности до конца не изучены и способны оказать  сильное и непредсказуемое воздействие на психику.

Таблица 4 Численность прихожан некоторых  конфессий в г. Сочи на 2006 год

Название организации

Адлер

Центр

Хоста

Лазаревское

Итого прихожан

РПЦ

870

2190

300

790

4250

ААЦ

150

400

 

10

560

РКЦ

 

700

 

50

750

ЕХ

220

700

270

150

1330

ЕХБ

 

250

 

170

420+20

ХВЕ

40

740

145

85

1010+30

ХНАЦ

 

15

 

 

15

Мормоны

 

20

 

 

20

ХАСД

50

120

125

30

225

Свидетели Иеговы

920

110

 

70

1100

Исламские организации

30

20

 

 

50

Иудаизм

 

80

 

 

80

Вайшнавизм

 

250

 

 

250

ВМУ

 

47

 

 

47

ВЗС

 

33

 

 

33

Язычество

 

3

 

10

13

Теософия

 

31

 

 

31

Синтез

 

28

 

 

28

ВМиП

 

22

 

 

22

Психотехнологии

 

15

 

 

15

Примечание: использованы данные отдела по взаимодействию с общественными и религиозными организациями при Администрации города Сочи; знак + означает прихожан незарегистрированных организаций

С представителями большинства объединений  органами муниципального самоуправления установлены контакты,  отношения выстраиваются в рамках существующего законодательства и носят урегулированный характер.

Лидирующие позиции по-прежнему сохраняет РПЦ, о чем свидетельствуют данные о численности прихожан на 2006 год.

Также крупными конфессиями являются евангельские Христиане (1330 членов), Свидетели Иеговы (1100 членов), и Христиане Веры Евангельской (более 1000 человек).

Численность новых религиозных движений (НРД)  небольшая - от 3 до 10 человек, за исключением Церкви Евангельских христиан - 200 человек и Рериховского общества «Живая этика» - 150 человек. До 30 человек входят в религиозную группу «Исход», до 20 - в Рериховское общество «Урусвати».

Большая часть прихожан традиционных религиозных организаций и  НРД базируется в Центральном  и Адлерском районах  города, что вызвано определенными причинами, о которых будет сказано ниже.

Анализируя развитие религиозных  объединений  в Сочи с 1985 по 2006 годы, можно сделать некоторые выводы. Налицо две тенденции: рост религиозных организаций различной конфессиональной принадлежности и появление множества религиозных групп и общественных организаций религиозной направленности.

В настоящее время религиозная ситуация стабильна, но  на основании статистических данных можно предположить дальнейшее увеличение численности разнообразных религиозных и околорелигиозных групп, небольших по  составу.

Чем же обусловлена поликонфессиональность  Сочи и тенденция к ее дальнейшему усилению?    Увеличение роли религиозного фактора   в Краснодарском крае (в том числе и в г. Сочи) складывается под влиянием трех составляющих: общемировой, российской, региональной.

Первая связана с явлением, которое отражено в концепции «столкновения цивилизаций» С. Хантингтона, «конца истории» Ф. Фукуямы, «столкновения фундаментализмов» Тарика Али, «начала третьей мировой войны» (Ф. Энгельхард), деления мира на «зону мира» и «зону конфликта» (Х.-Х. Хольм и Г. Соренсен) и пр. В каждой из этих концепций религия играет дифференцирующую роль маркера цивилизации.

Еще в 1990 году Э. Тоффлер писал  о возвращении в мировую политику глобальных воителей (транснациональные корпорации, мировые религии - прежде всего, ислам и католицизм), что может привести к возрождению гетерогенной мировой системы (системы, существовавшей еще в доиндустриальную эпоху, когда политическая власть не была распределена между национальными государствами) только в новых условиях глобальных возможностей  - мире высоких технологий, Интернета  и ядерного оружия [6].

Но кроме «новых старых игроков» - традиционных религий, появляются и новые религиозные движения (НРД). Вместо концентрированных религиозных традиций возникает плюралистическое поле размытой религиозности. Появившиеся в современных условиях,  новые религиозные движения вступают в конкуренцию с традиционными религиями, чему способствуют и такие завоевания секулярного мира, как свобода совести и плюрализм ценностей  -  в том числе религиозных.

Кроме данных общемировых тенденций,  для России характерна и специфическая российская составляющая - преодоление атеистического прошлого. После Октябрьской революции 1917 года  наша Родина  оказалась страной воинствующего атеизма, т.е. страной, где  секуляризация проходила не постепенно и закономерно, а насильственно.  Это иллюстрируют и документы 20-х-30-х годов XX века, хранящиеся в сочинском архиве: «О передаче бывшей Хлудовской церкви  в ведение треста общественного питания для размещения склада», «О передаче церквей в с. Ахштырь и Верхней Николаевке под школы», «О закрытии лютеранского молельного дома в с. Навагинское» и даже - «О запрещении в Сочи церковного звона» [7].

В  90-е годы  XX века наше государство встало на путь приобщения к мировому сообществу, построения правового государства и создания предпосылок для гражданского общества. Поэтому, с одной стороны, конфессии  в России пережили десятилетия явных и скрытых репрессий, с другой стороны, процессы демократизации и гласности, начавшиеся в нашей стране с  конца 80-х - начала 90-х годов, позволили  им получить то, чего оказались уже почти лишены к этому времени традиционные религии во многих странах западной демократии - институциональность, возможность участвовать в оформлении новой национальной (государственной) идеологии, активно и вполне легитимно влиять на общественное развитие и общественные устои.

Однако процесс ресекуляризации в РФ протекает стихийно, в отсутствие выработанной и твердо проводимой вероисповедной политики, отношения между государством и конфессиями складываются вслед за развитием ситуации,  в  результате активности религиозных объединений или вследствие других общественных явлений, имеющих отношение к религии, в частности современного международного терроризма.

Законодательство РФ, регулирующее взаимоотношения конфессий и государства, включающее в себя около ста нормативных актов,  несовершенно и нуждается во внесении изменений. Например, практика применения ФЗ «О свободе совести и религиозных объединениях» показывает, что необходимо упорядочить деятельность религиозных групп без регистрации, определить, что навязывание гражданам по месту жительства либо в иных местах религиозной литературы и убеждений против их воли является нарушением прав граждан, конкретизировать термины «вблизи объектов религиозного почитания» (п.6, ст.3), «государство уважает внутренние установления религиозных организаций» (п.2.ст. 15)  и т.д.

Определенный интерес у религиозных объединений, особенно НРД, вызывают и специфические особенности Краснодарского края, и города Сочи в том числе. Речь идет о выгодном экономико-географическом положении; благоприятном климатическом режиме, позволяющем проводить миссионерскую работу на улице в течении практически всего года; большом  количестве  приезжих, т.к. речь идет об одной из наиболее важных рекреационных  зон РФ.

Как и в любом другом городе-курорте, в Сочи  царит   «курортная  атмосфера»: некоторая  нестабильность заработков местного населения (сезонный характер доходов), отсутствие у части молодого поколения позитивного отношения к труду, привычка к «легким деньгам» (которые, как известно, не только приходят, но и уходят легко), большим количеством игровых залов и развлекательных заведений вообще. Все это способствует стремлению молодого поколения жить в условиях  «вечного праздника», а так как это невозможно,  то возникают неизбежные стрессы, одним из средств преодоления которых является  религия.

Молодые люди ищут истину, добро, любовь и, не находя их в обществе, обращают взгляды на религию, причем часто не на традиционные православие, ислам, а на нетрадиционные конфессии.

В Сочи имеется  значительное количество людей с высшим образованием,  выпускников местных вузов (вузы сосредоточены в основном в Центральном и Адлерском районах), людей грамотных, но часто невостребованных по специальности. Это одна из предпосылок для успешного действия разнообразных восточно-мистических, саентологических учений, а также новых, «энерго-информационных психотехнологий».

Исходя из анализа религиозной ситуации в городе Сочи ( типичной для ЮФО и, с некоторыми оговорками, для РФ), можно уверенно утверждать, что в будущем религиозный фактор станет одним из инструментов политической мобилизации в области удовлетворения экономических, социальных и культурно-нравственных, идеологических амбиций. Отсюда насущная  необходимость в  последовательной и продуманной  государственной вероисповедной политике, в  выработке четких принципов взаимодействия государства и религиозных организаций, усовершенствовании  законодательства, регулирующего взаимоотношения между ними.

Известно, что существуют две модели взаимоотношений государства и религиозных объединений. Первая - сепарационная, когда упор делается на секулярный характер государства и государство абстрагируется от любой религии, не предоставляя ни одной конфессии политических и иных преференций. В большинстве стран сложилась кооперационная модель взаимоотношений государства и религиозных объединений.    Понятие традиционная конфессия обладает там необходимой юридической определенностью, государство финансирует процесс обучения основам данного вероисповедания на факультативной основе в государственных школах, предоставляет ряд социальных и правовых льгот.

В России с середины 90-х годов  XX века внедряются элементы кооперационной модели. Прежде всего, в практике сотрудничества органов исполнительной власти и субъектов РФ  с религиозными организациями, в первую очередь с РПЦ.

РПЦ считает правильным отделение церкви от государства, но предполагает углубить сотрудничество государства и церкви  для нравственного, культурного, патриотического воспитания граждан. Администрация Краснодарского края совместно с Екатеринодарской и Кубанской епархией проводит большую работу в области охраны, восстановления, развития исторического и культурного наследия Краснодарского края: принята  «Краевая целевая программа восстановления и реставрации православных храмов в Краснодарском крае на 2005-2010 годы»,  которая предусматривает реставрацию и сочинских храмов; в 1996 году был подписан рамочный договор между администрацией края  Екатеринодарской и Кубанской епархией о сотрудничестве в области образовательной, социальной и культурно-просветительской деятельности; в общеобразовательный процесс краснодарских и сочинских школ вводится курс «Основы православной культуры». В 2006 году в Сочи прошли курсы повышения квалификации для преподавателей этого курса, сертификат получили 27 человек. В школах №3, №4, №6, №8 города, по заявлению и с согласия родителей, этот курс уже читается (на факультативной основе). В начале июня 2007 года преподаватели ОПК  из Краснодара  проводили в Сочи мастер-класс, после чего совершили паломничество по православным святыням города-курорта.

Слишком активное взаимодействие РПЦ с властью вызывает недовольство представителей иных конфессий,  но необходимо учитывать объективные предпосылки  такого социального партнерства.

Кубань имеет давние  корни христианства.  В  средневековье для византийских и европейских купцов наибольшее значение имел путь через перевал Псеашхо в Красную Поляну и далее к сочинскому побережью. Вдоль него возникла целая цепь системы укреплений и найдено около двух десятков христианских храмов и крепостей  [5].  Возможно, наиболее древние  православные храмы - это храм Бзыбский и в Лоо. Давид Чачхалиа датирует их XI веком [9].

В 1860 г.  в Санкт-Петербурге было учреждено Общество по Восстановлению православного христианства на Кавказе [4]. В 1885 г. учреждается самостоятельная Сухумская епархия, в которую вошли и нынешняя Абхазия и прибрежная часть Черноморской губернии, включая и Новороссийск.

Православная Церковь в Сочи появилась «вследствие отсутствия отправлений религиозных треб», «необходимых во вновь заселяемом крае»  в 1874 на пожертвованные средства [4]. Церковь освятили во имя Святого Архистратига Михаила, т.е. в напоминание Великого Князя  Михаила, наместника Кавказского.

По данным на 01.01.1893 в Черноморской губернии имелось 10 часовен и молитвенных домов, 7 каменных и 6 деревянных церквей и монастырей православного вероисповедания и только одно культовое сооружение неправославного вероисповедания.    Это объясняет, почему РПЦ и некоторые  другие традиционные организации сегодня более  влиятельны,  активнее взаимодействуют с органами власти и пользуются принадлежащими им правами. Учитывая вышесказанное, а также  демократический характер современного российского общества, можно сделать вывод, что определенные религиозные организации  неизбежно, при равенстве прав религиозных объединений, в  силу большей привлекательности и большего признания в обществе, будут лидировать в межконфессиональной конкурентной борьбе.

Таким образом, традиционные религиозные организации в рамках действующего законодательства имеют все необходимые правовые возможности стать влиятельными позитивными силами в обществе без приобретения особого правового статуса. Более того, особый статус может принести им вред, исказить их специфику как уникальных социальных институтов, обострить межконфессиональные споры.

Очевидно,  при совершенствовании ГВП и законодательства в области государственно-конфессиональных отношений надо учитывать всю неоднозначность и сложность конфессиональной ситуации. Это процесс не должен сопровождаться установлением дискриминационных, противоречащих конституциональным нормам о равенстве религиозных объединений перед законом.

Религиозные организации активно интегрируются в правовое поле РФ и оказывают значительное влияние на социальные процессы в нашей стране. Но сегодня ни религиозные организации, ни муниципальные органы власти не готовы в полной мере осуществлять свои права и обязанности как субъекты правоотношений. Обращаясь за помощью, некоторые руководители религиозных организаций с удивлением узнают, что государство не вправе вмешиваться в деятельность юридических лиц, они сами обладают всеми правами и несут ответственность за свою деятельность. Отсутствие юридической подготовки не редко свойственно не только  многим религиозным деятелям, но взаимодействующим с ними  чиновникам государственных и муниципальных органов.   Однако высшие учебные заведения не готовят специалистов в сфере правовых отношений с религиозными организациями, хотя стремительная смена правовой базы диктует, наряду с изучением религиоведения, освоение будущими специалистами представлений о церкви и религии не только как о феноменах, но и как о субъектах права. 

Введение спецкурса «Религия и право» в некоторых вузах страны, в том числе в СФ РУДН, таким образом, вызвано объективными причинами,  в том числе и потребностями формирующегося в РФ гражданского общества. Этот курс будет способствовать также  формированию у молодежи более широкого и углубленного  взгляда на мир, на историю взаимоотношений народов нашей страны. В этом же контексте необходимо знакомить молодежь с основами знаний о религиях, причем  преподавание должно исключить мировоззренческий конфликт в сознании студентов.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Астапова С.М. Новые религиозные движения Краснодарского края. - Религиозная ситуация в ЮФО (материалы семинара 21-23 сентября 2005 года).- г.к. Геленджик, Кабардинка, 2005, с.93-94
  2. Бабсков А.И. Некоторые вопросы взаимодействия с религиозными организациями в решении проблемных ситуаций в Краснодарском крае. - Религиозная ситуация в ЮФО (материалы семинара август-сентябрь 2006). г.к. Геленджик, Кабардинка, 2006, с. 27
  3. Веремчук В.И.. Современная религиозная ситуация в России. - Социология религии. М.: Юнити-Дана, 2004, с.200
  4. Дороватовский С. Сочи и Красная Поляна с окрестностями. Путеводитель. - СПб, 1911
  5. Диденко Н.В. Пслухская крепость. - Первая Абхазская археологическая конференция.-, Сухум, АГУ, 2006, с. 394
  6. Тоффлер Э. Метаморфозы власти. М., 2001, с. 141
  7. Фонды Архивного Отдела Администрации г. Сочи, р-137, опись 3, е/х 288, с.1-5; р-33 е/х 10, р-25 е/х 456, р-25 е/х 674, р-25 е/х 647.
  8. Шелковая Н.В. Введение в религиоведение. - Ростов-на-Дону, Феникс, 2007, с.373-374
  9. Чачхалиа Д. Абхазская Православная Церковь. Хроники.- М., 1997, с. 2