Scientific journal
Advances in current natural sciences
ISSN 1681-7494
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,775

Создание бактериальных иммуномодуляторов является перспективным направлением для повышения эффективности противоопухолевой терапии. Целесообразность применения этих препаратов в онкологии определяется наличием в их составе патоген-ассоциированных молекулярных структур, влияющих на различные звенья иммунной системы.

Целью данной работы явилось сравнительное изучение влияния бактериальной вакцины и липополисахаридов бактериального происхождения на цитотоксическую активность (ЦА) мононуклеарных лейкоцитов (МЛ) периферической крови человека в культурах.

В опытах использовали липополисахаридные комплексы (ЛПС) Klebsiella pneumoniae и Escherichia coli, поликомпонентную вакцину «Иммуновак-ВП-4» из антигенов условно-патогенных микроорганизмов (ГУ НИИВС им. И.И. Мечникова РАМН), содержащую ЛПС, ассоциированный с белком наружной мембраны грамотрицательных микроорганизмов, пептидогликан, тейхоевые кислоты и белковые компоненты стафилококка. МЛ выделяли из стабилизированной гепарином периферической крови 15 здоровых доноров. Кровь, разведённую средой 199, центрифугировали в градиенте плотности фиколл-урографина. МЛ, образовавшие интерфазное кольцо, собирали, отмывали в среде 199 и осаждали центрифугированием. Для дальнейшего использования в эксперименте культивировали клетки-мишени эритробластного лейкоза К-562 и колоректального рака Соlo в среде RPMI-1640. Предварительно определяли прямое цитотоксическое действие препаратов на клетки линии К-562 и Соlo в концентрациях от 0,1 до 10,0 мкг/мл и установили отсутствие эффекта. Затем к МЛ добавляли препараты в дозах от 0,01 до 10 мкг/мл и инкубировали 72 часа. Для выявления ЦА клеток использовали тест восстановления 3 - (4,5 - диметилтиазол-2-ил)-2,5-дифенилтетразолия бромида (МТТ-тест). Цитотоксичность МЛ определяли на клетках-мишенях К-562 и Colo. Опухолевые клетки (3´104 в 1 мл) инкубировали в культуральной среде с обработанными препаратами МЛ в соотношениях 1:5; 1:2,5; 1:1 в микропланшетах. Затем в лунки добавляли витальный краситель МТТ и по оптической плотности, измеряемой на мультискане, рассчитывали % лизиса опухолевых клеток.  Максимальная спонтанная киллерная активность МЛ отмечалась при соотношении клетки мишени/эффекторы 1:5 (38,0±1,0%). При соотношении 1:5 все препараты в исследуемых дозах вызывали наибольшую ЦА мононуклеаров к клеткам линии Соlo, особенно ВП-4 (87,5±1,8%). ЛПС повышали цитотоксичность МЛ ≈ до 58%. При соотношениях (1:2,5; 1:1) вакцина вызывала достоверный эффект во всех дозах, а у ЛПС - наибольшая (10 мкг/мл). Исходя из этих данных, в отношении клеток линии К-562 выбрано соотношение 1:5. Максимальная ЦА наблюдалась при стимуляции МЛ вакциной (81,6±5,4%), чем ЛПС (p<0,001). Следовательно, вакцина в большей степени, чем ЛПС K. pneumoniae и E. coli, стимулировала киллерные свойства МЛ к клеткам линии К-562 и Соlo. Также был выявлен дозозависимый эффект влияния препаратов.

Очевидно, влияние вакцины «Иммуновак-ВП-4» несколько отличается от характера действия бактериальных ЛПС. Возможно, при этом происходит взаимодействие антигенов вакцины с ЛПС-рецепторами моноцитов/макрофагов, содержащихся в популяции мононуклеаров, с последующей инициацией секреции регуляторных цитокинов (IL-12, TNF и др.), а также активация НК-клеток и Т-лимфоцитов под действием белковых компонентов вакцины.