Scientific journal
Advances in current natural sciences
ISSN 1681-7494
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,775

В настоящее время конструируется система непрерывного экологического образования и воспитания подрастающего поколения, основанная на практическом опыте, в процессе реализации региональных экспериментальных программ.

Экоконкурсы, экоакции, экоконференции, ориентирование на разные возрастные, социально - профессиональные группы, способствующих управленческо-организационной, педагогической деятельности по формированию информационного экопространства, акцентирующие внимание общества на значимость экологического фактора для устойчивости развития территории. Считаем, что необходимым условием решения проблемы сохранения природы и окружающей среды является формирование экокультурного пространства, транслирующего через свои границы культуру природолюбия за счет деятельности его индивидуальных и коллективных носителей (организации, институту, учреждения образования), усложняющую складывающуюся внутрипространственную культуру, что обеспечивает деятельность общественных и государственных структур в сфере экономики направленную на устойчивое развитие.

По нашему мнению, природолюбие - это совокупность экологических личностных качеств, мировоззрения, знаний умений, выражающихся в поступках и действиях приносящих определенный эффект в целях сохранении природы и окружающей среды Культура природолюбия - сложное многоаспектное явление, идентифицируясь с которым общество обретает формы и содержание деятельности, направленной на устойчивое развитие. Культура природолюбия системо- и структурообразующий фактор устойчивого развития общества, обеспечивающий нахождение наиболее оптимальных ответов на социально-экологические вызовы.

Традиционно формирование культуры природолюбия начинается в дошкольном возрасте в связи с тем, что детский возраст считается периодом наиболее оптимального формирования основ экологических знаний, умений, личностных качеств и т.д.

Вступление РФ с 2005 г. в десятилетие устойчивого развития накладывает определенные обязанности на государственные и образовательные институты. Культура природолюбия являясь фактором устойчивого развития, может сыграть свою особую роль посредством саморазвертывания в культурном пространстве РФ. Формирование отдельных пилотных проектов, центров природолюбия на муниципальном уровне, разработка государственных образовательных стандартов, отражающих ценности культуры природолюбия, ориентированные на целостную структуризацию системы экологического образования, просвещения и т.д. Создание центров природолюбия в образовательных учреждениях в структурных подразделениях дополнительного образования, гуманитаризация основного образования, на основе культуры природолюбия, разработка единых методов и подходов к формированию экологического и экологизированного образования и воспитания, издание учебной и программно-методической литературы, продолжение работы Совета неправительственных и общественных организаций при Комитете Совета Федерации по науке, культуре, образованию, здравоохранению и экологии, формирование рабочей группы по развитию социально - образовательных программ Природолюбия на территории российских регионов являться важными направлениями системного развитии культуры природолюбия в РФ, на основе консенсуса общества и государства. Периодичность обращения того или иного национального общества к вопросам природолюбия определяется как внутренними факторами: объем элементов культуры природолюбия интегрированный в традиции, откуда проистекает связь с местными культурными новообразованиями, заинтересованности общества в собственном устойчивом развитии, желании осуществлять деятельность, направленную на его реализацию; внешними факторами, заключающимися в угрозе последствий антропогенной деятельности, осознанности населением реальности эколого-социальных проблем.

Культуру природолюбия составляет оппозициционное положение система-бессистемность совокупности культурных единиц. Взаимосвязь которых может быть понята как их системность, где-то интегрированность, хотя и во взаимодействиях может быть хаос, а в свободно существующих культурных единицах, их проявлениях может наблюдаться системность. Свобода расположения отдельных культурных единиц при этом не нарушается идеями, лежащими в основе культуры природолюбия, позволяющими образовывать её целостность по отношению к фрагментарности отдельных её элементов. Фрагменты идей отраженных в единицах культуры природолюбия содержат частность по отношению к полному её объему.

 Культура природолюбия поднимает все природные, биологические устремления человека на самый высокий уровень развития, позиционируя его над биологическим миром, благодаря осознанию им разнообразия биосферы. Развиваясь как социобиологическое существо человек, осознает свою причастность к природе, свою ответственность за судьбу биологических видов, только обладая культурно - природолюбивой идентичностью. Принятие этой ноши, познание последствий, результатов деятельности собственной цивилизации накладывает ограничительные рамки на безграничное, безудержное потребление природных ресурсов лишь в пространстве культуры природолюбия. Стимулирование процессов развития культуры природолюбия осуществляется как идейными, методологическими, теоретическим исканиями, практическим опытом, проведенных акций, так и финансовым стимулирование, что позволяет ограничивать природогубительную деятельность отдельных промышленных компаний, корпораций путем значительного увеличения налогообложения серьезно нивелирующего и сводящего на нет производственные прибыли от не выполнения экологических стандартов в производстве.

Попытки размышлений о предмете, сущности культуры природолюбия, научная разработка проблематики оказались весьма точны в определении названия данного явления. Ведь название «культура природолюбия» наиболее точно определяет тот феномен общекультурного пространства, который волнует в настоящее время умы талантливых ученых - исследователей. Включение базовых понятий в общее понятие, интегрирование показателей «природа и любовь» самым интересным способом связало человека и окружающую среду, любовь к живой неживой и человеческой природе, представляющей его в мире. Философский, мессианский аспект культуры природолюбия не уводит человека от решения насущных проблем, не отрывает от реальности, напротив озабочивает, включает в серьезную интеллектуальную работу, стимулирует активность, прагматическую направленность, отражающуюся в принимаемых решениях, в разрабатываемых проектах. Культура природолюбия имеет жизнеспособную основу, потому что не любить человеческую природу - это значит быть человеконенавистником, какими бы благими целями деяния не оправдывались. Любя же человеческую природу человек сам вольно или невольно вынужден распространять свои чувства и на отношение к окружающей среде, ибо она тоже природа. Может быть испытывая любовь к природе человек испытывает любовь к самому себе к своей человеческой природе? Либо человеческая природа может рассматриваться в качестве условной призмы, чрез которую происходит распространение чувств, отношений человека. Культура природолюбия явление, объединяющее людей с природой, воссоединяющее социальную и биологическую историю человечества, формирующее её новую парадигму, открывающее пути высвобождения людей от влияния, существующих стрессовых факторов, которыми перенасыщена внешняя среда. Это явление путей компромисса между противоборствующими частями человечества за ресурсы Земли, между человечеством и природой, её составляющими, нахождения серединного пути устойчивого развития, с учетом мнения разных человеческих сообществ, групп и т.д., точка возможного совпадения интересов, при позитивном сценарии будущего человечества. При освоении культуры природолюбия в человеке включаются механизмы самосохранения природы (человеческой или окружающей среды), укрепляющие связь его с окружающей среды, создающие условия для рефлексии над условиями происхождения человека, воссоздающие и укрепляющие взаимосвязи между поколениями, повышающие степень понимания целостности биологической жизни на планете.