Scientific journal
Advances in current natural sciences
ISSN 1681-7494
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,775

Moldavskaja A.A. Petrov V.V.

Изучение клинической анатомии сосудистой системы полости носа имеет важное прикладное значение как для хирургического лечения больных с различными формами эндоназальной патологии, так и для ее диагностики. Особенно это актуально для ринологоии детского возраста. Исследовав морфологию сосудистой системы мукоперихондрия различных отделов полости носа человека на ранних этапах постнатального раз-вития (аутопсийный, биопсийный материал) нами установлено, что при «стандартном» принципе 3-х уровневой организации, сосудистое русло слизистой оболочки полости носа имеет ряд специфических отличий, отражающих особенности его морфогенеза.

У новорожденных и в грудном периоде постнатального онтогенеза каверны находятся преимущественно в спавшемся состоянии. При световой микроскопии у новорожденных и вплоть до 2-го периода детства визуализируется четкая неравномерность в распределении пещеристых структур: наибольшая масса венозных каверн встречается в толще передних и задних концов слизистой оболочки нижних носовых раковин, по свободному краю средних носовых раковин, у задних концов средних и верхних носовых раковин, а также на перегородке носа соответственно переднему концу средней раковины. В юношеском и подростковом периодах постнатального онтогенеза венозные каверны в носовых раковинах распределяются относительно равномерно в их слизистой оболочки, однако в перегородке носа тенденция к их локализации в передней части сохраняется. Аналогичная архитектоника кавернозных полостей наблюдалась и в контрольной группе.

При изучении морфометрических параметров сосудов различных отделов слизистой оболочки полости носа нами были выявлены следующие особенности. У новорожденных, в грудном и детском периодах постнатального онтогенеза наружные и внутренние диаметры глубоких артерий преобладают в нижней носовой раковине по сравнению со средней раковиной. В перегородке носа и верхней носовой раковине диаметры артерий наименьшие, без существенных статистических различий между собой. В подростковом периоде постнатального онтогенеза отмечалась тенденция к относительному выравниванию данных морфометрических показателей в нижней и средней носовой раковине, хотя в верхней раковине определялось некоторое увеличение показателей наружного и внутреннего диаметров глубоких сосудов. В перегородке носа диаметры артерий оставались по-прежнему наименьшими. В юношеском периоде онтогенеза морфометрия позволила выявить своеобразный «скачок» показателей наружных и внутренних диаметров сосудов носовых раковин: наибольшие показатели зарегистрированы нами в глубоких артериях средних носовых раковин, по сравнению с нижней и верхней раковинами. В перегородке носа тенденции к их увеличению нами не наблюдалось. Данные морфометрии глубоких артерий в юношеском периоде совпадали с аналогичными показателями в контрольной группе.

В поверхностных артериях наружные и внутренние диаметры несколько различались лишь у новорожденных и в грудном периоде, преобладая в нижней носовой раковине. У детей, в юношеском и подростковом периоде по всем изучаемым отделам полости носа, данные показатели существенно не отличались от морфометрических соотношений в контрольной группы. Индекс Керногана (интегральный морфометрический показатель поверхностных и глубоких артериальных сосудов) изменялся в исследуемых группах по всем зонам слизистой оболочки полости носа закономерно: нижняя раковина - средняя раковина - верхняя раковина / перегородка носа.

При исследовании площадей, занимаемых артериями (удельная площадь артерий) в носовых раковинах и перегородке носа также был выявлен ряд морфометрических отличий. У новорожденных, в грудном и детском периодах постнатального онтогенеза удельная площадь артерий превалировала в нижней носовой раковине, по сравнению со средней и верхней раковинами, и была наименьшей в перегородке носа. В тоже время существенных различий данных показателей в перегородке носа и верхней носовой раковине нами не выявлено.

Кроме того, при раздельном изучении площадей поверхностных и глубоких артерий в данных структурах было выявлено, что преобладают площади поверхностных сосудов. В подростковом периоде постнатальный морфогенез артериальной системы продолжается, что проявляется увеличением удельной площади артерий в средней носовой раковине, также преимущественно за счет поверхностных артерий, но статистически достоверных отличий показателей, по сравнению с нижней носовой раковиной, не выявлено. В верхней носовой раковине в данном периоде онтогенеза определялось некоторое увеличение показателя удельной площади артерий, как за счет поверхностных, так и за счет глубоких сосудов. В перегородке носа существенных изменений показателя, по сравнению с другими областями полости носа, не было В юношеском периоде онтогенеза отмечено достоверное нарастание удельной площади артерий в средней носовой раковине по сравнению с нижней.

Отмечалось увеличение площадей и поверхностных, и глубоких артерий. Существенных отличий в площадях поверхностных и глубоких сосудов нами не выявлено. В верхней носовой раковине и перегородке носа данный показатель оставался наименьшим. В то же время, по сравнению перегородкой носа в верхней носовой раковине удельная площадь артерий была статистически больше. При сравнительном анализе полученных данных было выявлено существенное сходство в распределении площадей поверхностных и глубоких артерий в слое носовых раковин и перегородки носа в этом периоде постнатального онтогенеза и в контрольной группе.

При исследовании морфометрических характеристик венозного русла (вены, кавернозные полости) так же прослеживался ряд особенностей. Удельная площадь вен и толщина стенки кавернозной полости, у новорожденных, в грудном и детском пери-одах онтогенеза была наибольшей в нижней носовой раковине, наименьшей - в перегородке носа. В верхней носовой раковине указанные показатели были минимальны по сравнению со средней носовой раковиной. В подростковом периоде отмечалось некоторое увеличение показателей венозного русла в слизистой оболочке средней носовой раковины, но отличия от нижней раковины были не существенными.

В юношеском периоде онтогенеза толщина стенок кавернозных полостей, удельная площадь вен превалировали в средней носовой раковине по сравнению с нижней раковиной. В перегородке носа и верхней носовой раковине данные критерии были меньше, а их различия между собой статистически не достоверными. В контроле исследуемые характеристики также существенно не отличались от показателей в юношеском периоде постнатального онтогенеза. Таким образом, по всем участкам слизистой оболочки полости носа в раннем постнатальном онтогенезе выявлен ряд морфометрических особенностей кровеносных сосудов (поверхностных и глубоких артерий, вен, кавернозных полостей). По сравнению с контрольной группой, в изучаемых периодах постнатального развития морфогенез артериальной и венозной системы различных отделов полости носа характеризуется наиболее интенсивным увеличением всех морфометрических показателей в сосудах нижней носовой раковины. Эти тенденции превалируют у новорожденных, в грудном и детском периодах онтогенеза. В подростковом и юношеском периодах постнатального развития, отмечается инверсия морфометрических показателей с тенденцией к их преобладанию в средней носовой раковине.