Scientific journal
Advances in current natural sciences
ISSN 1681-7494
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,775

Проблема познавательных барьеров или затруднений, возникающих в процессе обучения студентов, в том числе и по дисциплинам естественнонаучного цикла, является предметом пристального внимания со стороны исследователей. Важным моментом на пути ее решения является поиск общедидактических аспектов, объясняющих причины познавательных затруднений, а также путей их устранения. Работы, выполненные в данном направлении Пинским А.А., Пилипенко А.И., Грановым Г.Г., Коржуевым А.В., Шевченко Е.В. и другими исследователями, позволили определить круг вопросов, поиск ответов на которых является необходимым этапом в учебном процессе. Согласно сложившимся к настоящему времени представлениям, существуют не только закономерности понимания учебного материала, но и закономерности его непонимания. Следовательно, в процессе организации (планирования) учебного процесса необходимо указывать не только на то, какие элементы знания будут сформулированы, но и на те  искаженные взгляды и представления, которые могут возникнуть и обязательно возникают у студентов. Принято даже говорить о принципе дополнительности в педагогических исследованиях (Гранин Г.Г.). Поэтому допускаемый часто в практике обучения разрыв между упомянутыми выше закономерностями может стать серьезной (если не главной) причиной неуспеха учебного процесса. Отсюда вытекает очевидная необходимость отработки таких методов и подходов к организации учебного процесса, а также его осуществлению, которые позволяли бы студентам достаточно эффективно усваивать программу вуза.

Прошло более десяти лет с момента включения в учебный процесс вузов и факультетов вузов гуманитарного профиля дисциплины «Концепции современного естествознания» (КСЕ). К тому времени вновь вводимая дисциплина фактически не была обеспечена методически как на федеральном, так и на региональном (в том числе вузовском) уровнях. Естественно, это определило необходимость написания и издания соответствующей учебно-методической литературы. Ограниченное число часов, отводимых учебными планами по гуманитарным специальностям на изучение предметов естественнонаучного цикла, сделало поставленную задачу заведомо сложной. Необходимо было на основе огромного фактического материала из области естествознания подготовить издания учебного характера (учебники, учебные пособия, различного рода методические указания) с изложением, по крайней мере, ключевых положений современного естествознания в форме, доступной для восприятия студентами-гуманитариями. Другая проблема состояла в том, чтобы выявить затруднения у студентов, приступающих к изучению достаточно трудных для изучения предметов цикла математических и естественнонаучных дисциплин, в том числе и КСЕ. Решение обозначенных выше проблем приходится проводить в условиях коммерциализации учебного процесса в вузах, нередко формирующей в сознании абитуриента представление о том, что невысокий уровень школьной подготовки не является препятствием для обучения в вузе. 

Выше изложенное послужило для нас основой для проведения исследований, результаты которых отражены в данной публикации. . Экспериментальной основой сделанных в процессе выполнения данной работы выводов были ответы, полученные нами в процессе опроса студентов первых двух курсов Братского государственного университета, Иркутского государственного технического университета, а также расположенных в Братске филиалов Байкальского государственного университета экономики и права (г.Иркутск) и Орловского государственного технического университета (г.Орел).

На первом этапе решаемая нами задача заключалась в отработке методических приемов проведения входного контроля знаний студентов по предметам цикла математических и естест-веннонаучных дисциплин, в том числе с использованием тестовых заданий. Мы исходили из того, что контроль следует проводить в первые 7-10 дней после начала семестра и проведения вводного занятия. Что касается тестовых заданий, то на данном этапе нам представлялись наиболее естественными ниже следующие вопросы.

Изучался ли в школе предмет «Естествознание?»

Какой смысл Вы вкладываете в понятие «Концепция»?

Какие оценки Вы имели в школе по дисциплинам естественнонаучного и математического цикла?

Какая из естественнонаучных дисциплин Вам нравилась больше и почему?

Ваше мнение о необходимости изучения в вузе КСЕ для Вашей будущей профессии.

Когда зародилось естествознание как наука?

Что в Вашем представлении означает понятие «Естественнонаучная картина мира»?

В чем, по Вашему мнению, сходство и различие двух культур - естественнонаучной и гуманитарной?

Назовите наиболее ярких (по Вашему мнению) представителей двух культур 19 и 20 в.в. (3 - 5 имен)

Если бы в расписании был предмет по выбору из разделов КСЕ, то стали бы Вы ходить на него и почему?

Они были составлены нами на основании многолетнего опыта общения со студентами первых и вторых курсов, обучающихся по специальностям экономического и гуманитарного профиля. Мы также полагаем, что количество тестовых заданий и их содержание будет уточняться в процессе выполнения намеченной нами программы. Полагая, что оперативность и конкретность полученных ответов в немалой степени зависит от того, на сколько они (ответы) лаконичны, мы напоминали студентам, участвующим в тестировании о том, что следует быть краткими в своих ответах с тем, чтобы все они занимали не более двух страниц.   Результаты первого этапа проведенных нами исследований позволяют сделать вывод о том, что вопросы входного контроля помогают студентам лучше понять и в процессе обучения заполнить пробелы в полученном образовании, понять необходимость изучения и осмысления КСЕ. В свою очередь преподавателям ответы, полученные на поставленные  вопросы, помогут лучше узнать интересы студентов и на основании этого более доступно и интересно преподнести материал КСЕ.

Опрос - незаменимый прием получения информации о мире людей, их склонностях, мотивах деятельности, мнениях. В определенном смысле он универсален - с помощью его можно получать информацию о чем угодно. Однако, при этом необходимо принимать во внимание, что получаемая в процессе его проведения информация содержит субъективные мнения и оценки, которые подвержены колебаниям, воздействиям условий опроса и других обстоятельств. Поэтому на второй стадии исследования собранная информация подвергалась статистической обработке - систематизации и группировке по основным признакам сходства. На третьей стадии исследования проводился анализ статистической информации описательным и математическим методами.

В соответствии с существующими представлениями успех использования статистических методов для анализа экспериментальных результатов  очень часто зависит от того, на сколько успешно удается совместить выполнение двух условий. Первое из них -  использовать по возможности небольшое количество параметров (критериев), на основании которых собирается предполагаемая затем для обработки база данных; второе -  выбранные критерии должны наиболее полно отражать ту информацию, которую предполагается получить в процессе статистической обработке. Проведенный нами анализ ответов на нашу анкету (первый этап исследований), полученных в течение трехлетнего цикла, позволил подобрать именно такое количество критериев интегрального характера: 1) уровень подготовки опрашиваемых студентов в школе; 2) желания учиться; 3) склонность к изучению дисциплин естественнонаучного и (или) гуманитарного цикла; 4) интерес к предмету. Проведенный на основе указанных критериев анализ позволил, в конечном счете, обозначить  познавательные барьеры (затруднения), возникающие у студентов при изучении предметов цикла математических и естественнонаучных дисциплин, в том числе и  КСЕ. 

Результаты проведенных нами исследований можно сконцентрировать в виде следующих выводов.

1. Отработана методика проведения входного контроля знаний у студентов вузов, обучающихся по специальностям экономического и гуманитарного направлений. Методика основывается на тестировании студентов, приступающих к изучению КСЕ, по  специально подобранным вопросам. 

2. Проведен статистический анализ полученного массива экспериментальных данных с использованием коэффициентов Чупрова. Предложены интегральные критерии общего характера, которые позволяют оценивать уровень школьной подготовки студентов по предметам  естественнонаучного цикла.

3. Выявлены характерные затруднения студентов, приступающих к изучению предметов цикла математических и естественнонаучных дисциплин (на примере КСЕ).

4. Разработано конкретное методическое обеспечение для проведения занятий по КСЕ со студентами специальностей экономического и гуманитарного профиля в технических вузах Восточной Сибири, которое может стать типовым.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Попков В.А., Коржуев А.В. Теория и практика высшего профессионального образования. - М.:Академический проект, 2004. - 432 с.
  2. Степин В.С., Суханов А.Д. Концепции современного естествознания: десять лет спустя. Вестник Российского университета дружбы народов, Серия «Фундаментальное естественнонаучное образование», № 7 (1 - 2), с.13 - 16 (2002).
  3. Воронов В.К., Геращенко Л.А., Ким Де Чан. О результатах входного контроля знаний студентов, изучающих дисциплину «Концепции современного естествознания». Вестник Российского университета дружбы народов, Серия «Фундаментальное естественнонаучное образование», № 8 (1 - 2), с.101 - 105 (2003).
  4. Воронов В.К., Геращенко А.А., Ким Де Чан. Об опыте преподавания дисциплины «Концепции современного естествознания». Межвузовский сборник.  - Иркутск: Из-во ГОУ ВПО «Иркут. гос. пед. ун-т», 2004, с.16 - 21.
  5. Петровская В.Н., Геращенко Л.А., Воронов В.К. Анализ входного контроля знаний студентов, изучающих дисциплину «Концепции современного естествознания». Вестник Иркутского государственного технического университета, № 4, с.90 - 94 (2004).
  6. Геращенко Л.А., Воронов В.К., Ким Де Чан. Познавательные затруднения (барьеры) в обучении дисциплине «Концепции современного естествознания». Там же,  № 3, с.          (2006).
  7. Новиков Д.А. Статистические методы в педагогических исследованиях. М.: МЗ - Пресс, 2004. - 67 с.
  8. Общая теория статистики: Учебник/ Под ред. Башиной О.Э., Спирина А.А. - 5-е изд., доп. и перераб. - М.: Финансы и статистика, 2001. - 440 с.