Scientific journal
Advances in current natural sciences
ISSN 1681-7494
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,775

THREE COMPETENCE MODELS IN REFERENCE TO PROFESSIONAL-INDIVIDUAL TECHNOLOGY OF TEACHING SAFETY OF VITAL ACTIVITY

Tomakov V.I.
There have been constructed the following models: first ─ model of specialist activity in the field of vital activity safety of production project consisting of blocks knowledge, skills and abilities, competences, revealed on the basis of defining his activity under the conditions of modern labour relations (construction branch) and working out the list of skills and abilities and competences. The second model ─ is the model of specialist (is being made on the basis of the first one); the third ─ is the model of teaching, including the following components: aim of teaching, functions, problems, content, forms and methods, criteria of evaluation.

Модель специалиста служит отправной точкой для построения всего учебного процесса. В основу модели закладывается квалификационная характеристика, в которой фиксируется система требований к специалисту в его производственной, научной, управленческой и иной деятельности. В ней, описывается основной характер деятельности специалиста, перечисляется, что он должен знать, уметь, какими навыками должен обладать (требования к личности); реже фиксируется уровень профессиональных компетентностей. Ценностные ориентации личности среди требований в квалификационной характеристике не просматриваются.

Задают ориентиры и стратегические цели образования и определяют квалификационную характеристику будущего инженера ГОС ВПО, в которых выражен заказ высшей технической школе, а  общая логика подготовки специалистов: модель деятельности, интегрируя в себе основные требования практики к специалисту, дает определенный заказ высшей школе через квалификационную характеристику, вуз разрабатывает модель обучения, точно зная, что от него ждут. Таким образом модель обучения будет построена на основе модели специалиста, а требования к деятельности специалиста и к качествам личности предъявляет «вчерашний» производственный опыт.

Усложнение деятельности выпускника инженерного вуза в связи с появлением новых и изменением уже имевшихся функций на предприятиях  (технологическая, социально-психологическая, инновационная, финансово-экономическая, правовая, природоохранная, функция обеспечения безопасности жизнедеятельности в условиях производства и др.) приводит к осмыслению  компетентностной модели деятельности. В этом случае модель специалиста становится современным инструментом решения психолого-педагогических задач, поскольку на ее основе строится модель обучения, в которой осуществляется проекция компетентностных требований к специалисту на требования к организации учебного процесса, к содержанию учебных планов, программ, к методам обучения и т.д.

Теоретическое рассмотрение компетентностей как результативно-целевых основ высшего профессионального образования позволяет сделать обобщающий вывод  о полезности и целесообразности включения компетентностного подхода в модель деятельности, в модель специалиста и модель  обучения безопасности жизнедеятельности. 

Модель деятельности специалиста. В психологической науке структура деятельности человека достаточно хорошо описана: осознание потребности; формирование мотива; целеобразование (целеполагание); выбор способа осуществления деятельности; планирование деятельности; перечень действий; выполнение действий.

Осознание потребности и формирование мотива, по мнению Ю.Г. Фокина [2], «требует от человека определенной эрудиции, позволяющей сознательно выбрать то, что может удовлетворить испытываемую потребность». При выборе способа удовлетворения потребности субъект деятельности опирается на «свои ценностные ориентации, социальные представления о том, что можно делать, а что безнравственно, противозаконно». Для планирования деятельности индивид «должен знать закономерности, которым подчиняется избранный им способ осуществления деятельности, и процессы, которые придется использовать при этом». Выполнение действий невозможно без «совокупности знаний, определяющих возможность сознательного выбора операций для достижения цели конкретного действия и правильного осуществления этого действия. Для выполнения операций субъект также нуждается в определенных навыках».

Для решения вопросов безопасности жизнедеятельности мы можем, используя деятельностный подход, перейти к построению компетентностной модели деятельности, выделив основные части модели:

- реальный уровень компетенции, вид, методы и приемы деятельности специалиста в пределах его компетенций (технологическая, организационная, управленческая и пр.);

- перечень задач по безопасности жизнедеятельности,  которые должен решать специалист и соответствующий список знаний, умений и навыков, которые должны быть сформированы в процессе обучения;

- требования к специалисту как личности: профессиональные качества и способности, профессиональная компетентность, психофизиологические качества и особенности, ценностные ориентации.

Модель специалиста. Модель деятельности предопределила компетентностную модель специалиста, которую мы подвергаем анализу как системную профессионально-личностную характеристику специалиста, включающую помимо знаний, умений и навыков и такие составляющие, как готовность к реализации деятельности в сфере безопасности жизнедеятельности, присутствие развитых способностей и профессионально значимых личностных качеств и ценностные черты личности. Системный анализ позволяет применительно к задачам безопасности жизнедеятельности сформулировать  следующие профессионально-личностные компетентности специалиста, необходимые для практической деятельности:

  • базовая (теоретическая)  - целостное накопление базовых знаний, увеличение их объема,  умение пользоваться ими для анализа, прогнозирования, принятия решения, умение устанавливать причинно-следственные связи и выявлять аналогии в разных явлениях, адаптироваться в условиях смены  профессиональной деятельности, обновлять свои профессиональные знания, расширять знания в смежных областях профессиональной деятельности;
  • профессиональная - системное видение профессиональной деятельности, знания, умения и владение практическими способами обеспечения экологической и производственной безопасности в условиях конкретного производства; практическое владение теми видами деятельности, которые необходимы для работы в конкретной производственной области: от рабочего до руководителя предприятия. Профессиональная компетентность рассматривается как системное, интегративное единство, синтез интеллектуальных и навыковых составляющих (когнитивного и деятельностного, включая и обобщенные знания, умения, навыки), личностных характеристик (ценностные ориентации, способности, черты характера, готовность к осуществлению деятельности и т.д.) и опыта, позволяющего человеку использовать свой потенциал, осуществлять сложные культуросообразные виды деятельности, оперативно и успешно адаптироваться в постоянно изменяющемся обществе и профессиональной деятельности. Будучи интегративным образованием, профессиональная компетентность не сводится ни к отдельным качествам личности или их сумме, ни к определенным знаниям, умениям и навыкам. Она отражает не только имеющийся у человека потенциал и способность его использовать, но и порождает новые явления, качества жизни и деятельности, позволяющие человеку быть успешным. Формирование профессионального статуса инженера определяет динамичность категории «профессиональная компетентность»;
  • социально-психологическая - знания об обществе, политике, культуре, экономике и т.д., способность личности ориентироваться в любых социально-экономических микро- и макроситуациях, принимать верные решения, работать в коллективе и с коллективом в системе межличностных отношений, умение правильно определять личностные особенности и эмоциональные состояния других людей, выбирать адекватные способы обращения с ними и реализовывать эти способы в процессе взаимодействия. Особую роль здесь играет умение поставить себя на место другого и адекватно оценивать свои возможности;
  • личностная - непрерывное профессиональное самосовершенствование, потребность и желание использовать полученные знания в качестве методологического, теоретического и технологического средства разрешения  профессиональных ситуаций в сфере экологической и производственной безопасности, соблюдая общечеловеческие нормы поведения, ответственность, организованность, обладание психологической устойчивостью.

В модель специалиста, согласно гуманистической парадигме высшего технического образования, положены нравственные ценности и ориентиры, полезные для общества. Чем выше нравственные ценности, тем выше гражданская значимость модели. Нравственное воспитание личности - одно из главных направлений при разработке новых технологий обучения безопасности жизнедеятельности.

Чтобы представленная модель специалиста смогла стать рабочей моделью, он должна содержать:

- наличие четко и диагностично заданной цели, т. е. корректно измеряемого представления понятий, операций, деятельности студента как ожидаемого результата его профессионального обучения;

- планируемый результат в проектировании педагогической технологии обучения безопасности жизнедеятельности.

Модель обучения. Обучение в рамках ГОС ВПО предстает как некий незыблемый,  лишенный «очеловечивания» процесс передачи преимущественно профессиональных знаний, умений и навыков для выполнения конкретной профессиональной деятельности безотносительно действительности, происходящей в окружающем мире, что входит в противоречие с развивающейся гуманитарной парадигмой  в системе высшего технического образования. 

Современное состояние безопасности жизнедеятельности требует высокой развитости профессиональных, личностных и нравственных качеств специалиста, и, в этом смысле, в процессе получения образования предполагается овладение выпускником конкретными компетентностями в рамках профессиональных компетенций, а также обученность конкретным видам деятельности применительно к конкретным реалиям - социальным, экономическим, техническим и другим. 

Ввиду отмеченного, суть разработанной модели состоит в том, что положительная роль  специалиста (в данном случае в  сфере безопасности жизнедеятельности) выступает как ожидаемый результат  формирования и развития компетентностей и активности личности, участвующей в процессе получения знания.

Модель задает ориентиры для педагогической технологии формирования и развития компетентностей, качеств личности и объекта приложения, «связанных» воедино  процессом воспитания на «фундаменте» гуманизации и гуманитаризации высшего технического образования.

Цель обучения безопасности жизнедеятельности в рамках этой модели мы определяем как формирование профессиональной компетентности и качеств личности будущего специалиста.

Эта модель обучения может быть реализована в виде двух основных образовательных полей в едином образовательном пространстве.

В «нормативное поле» включены компоненты, детерминированные государственным заказом (требования к специалисту в рамках ГОС ВПО): основные образовательные цели, стандартизированный объем содержания, заданные учебным планом формы учебных занятий, традиционные формы, методы и средства обучения.

«Поле свободного выбора»  содержит социальные требования к специалисту; объединяет цели, задачи, содержание, формы, методы, средства, имеющие вариативный характер и позволяющие быстрее и эффективнее формировать и развивать профессиональные компетентности, профессионально-личностные и нравственные качества.   В этом поле происходит выделение в содержании образования надпредметных областей - компетентностей; идеология их формирования строится от потребителя, от специфики профессиональной деятельности и от личности.

Для составляющих нормативного поля характерна однозначность и определенность, жестко сконструированные условия. Для поля свободного выбора свойственна множественность, вариативность, творчество и за счет этого в поле свободного выбора реализуется личностная принадлежность обучения:

─ естественный перевод студента с одного ведущего типа деятельности (учебного) на другой (профессиональный) с соответствующей трансформацией предмета, мотивов, средств, способов и результатов (контекстный подход);

─  формирование требуемых учебных и профессиональных знаний и умений как деятельностных категорий (знаниево-деятельностный подход);

─ концентрированное выражение личности профессионала (личностный подход);

─ личность как открытая, нелинейная, неустойчивая самоорганизующаяся система (синергетический подход);

─ приобщение к части общечеловеческой культуры (культурологический подход) и совокупности общечеловеческих ценностей (акмеологический подход).

Главенствующим ядром модели является личность в сконструированных специальным образом условиях образовательного и воспитательного процесса. С позиций педагогики и психологии высшей школы в этой модели учтены и задействованы две основные составляющие личности -  потребностно-мотивационная сфера и познавательная сфера.

Необходимая система современных знаний и представлений о причинно-следственных связях в конкретной среде жизнедеятельности человека (например, производственной, применительно к конкретной отрасли, региону) и желание выполнять требования экологической и производственной безопасности обеспечиваются воспитанием личности. Введение общекультурных компонентов в содержание образования и воспитания содействует развитию нравственных качеств человека и предоставляет ему возможность эффективно решать социальные задачи независимо от их типа и уровня.

Условия и содержание образовательного и воспитательного процесса формируют профессиональные знания и умения личности решать возникающие проблемы экологической и производственной безопасности, т.е. формируют соответствующие компетентности.

Реализация модели достигается через определенную этой моделью технологию профессионально-личностного обучения [1], которая учитывает образовательные, социальные,  экономические, демографические  и иные процессы в обществе, т.е. выполняет социальный заказ на компетентного специалиста, обладающего профессиональными знаниями, развитыми личностными и нравственными качествами. Строится на основе изучения объективной ситуации в отрасли и социологических исследований в обществе.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  • Томаков В.И.  Профессионально-личностная технология обучения безопасности жизнедеятельности // Изв. Курск. гос. техн. ун-та. 2006.  №2 (17). С. 229.
  • Фокин Ю.Г. Психодидактика высшей школы.  М.: МГТУ им. Н.Э  Баумана. 2000.