Scientific journal
Advances in current natural sciences
ISSN 1681-7494
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,775

Формирование национальной инновационной системы (НИС) должно исходить не только из приоритетов «внутреннего» развития страны, но и учитывать внешнеэкономическую стратегию ее позиционирования в системе мирохозяйственных связей. Отсутствие внешнеэкономической стратегии инновационного развития практически делает невозможным интеграцию страны в систему мирового хозяйства на конкурентных условиях и соответственно определяет страну как «пассивного объекта» процессов глобализации (которые принимает навязанные правила игры со стороны более развитых конкурентов), а нее ее «активным субъектом».

Представим некоторые приоритетные направления развития российской инновационной системы в рамках необходимости оптимального позиционирования России в системе мирохозяйственных связей.

1. Прежде всего, должна быть определена базовая стратегия страны в отношении принципиального вектора развития НИС. Здесь возможно два исходных варианта: развитие имеющихся конкурентных преимуществ; формирование новых преимуществ в рамках наиболее перспективных мировых технологических трендов. Представляется, что для России в чистом виде не подходит ни один из вариантов. Альтернативным решением в данном случае выступает их органичное сочетание: в рамках осуществления инновационной диверсификации структуры национальной экономики более эффективно используются имеющиеся конкурентные преимущества и формируются новые преимущества и их конкурентоспособные комбинации. Речь идет о том, что развитие эффективной НИС должно основываться на использовании собственного научно-технического потенциала в сочетании с зарубежными технологиями и инвестициями, позволяющие формировать необходимые компетенции в наиболее перспективных сферах глобального инновационного развития.

2. Определение конкурентной ниши России на мировом рынке инновационных продуктов. В наиболее перспективных направлениях мирового технологического развития отмечается достаточно высокий уровень конкуренции. С одной стороны, в высокотехнологичных отраслях мировой экономики доминируют «глобальные» ТНК США, Японии, ЕС. С другой - в трудоемких отраслях с традиционными технологиями Россия не в состоянии конкурировать с Китаем и Индией, располагающими огромными ресурсами дешевой рабочей силы. Кроме того, в развитых и развивающихся странах (Япония, Южная Корея, Китай и др.) национальные правительства проводят активную политику «догоняющего развития» с применением широкого спектра мер господдержки экспорта «торгуемых» продуктов. Кроме того, передовые державы создали ряд препятствий для господдержки развития несырьевых производств и экспорта в странах, не входящих в число учредителей ВТО.

Основные конкурентные преимущества России связаны с высококвалифицированными специалистами в области НИОКР, богатыми запасами природных ресурсов, развитой системой образования, сохранением передовых позиций в отдельных направлениях фундаментальных исследований. Указанные преимущества и должны определять ключевые направления международной специализации страны в инновационных процессах, среди которых: активное кооперационное взаимодействие крупных отечественных научно-производственных структур с мировыми лидерами высоких технологий; производство продукции высокого качества или промежуточных изделий; проектно-конструкторские работы, формирование принципиальной идеи продукта, маркетинговые исследования; проведение фундаментальных исследований, подготовка научно-технических кадров.

В контексте развития новой парадигмы открытых инноваций, расширения инновационного сотрудничества между фирмами на национальном и глобальном уровне, развития рынка интеллектуальной собственности растет роль посреднических организаций на рынке инноваций. Основная цель деятельности таких организаций (инновационных посредников) заключается в обеспечении доступа к мировым (национальным) инновационным ресурсам и формирование своего рода глобального общества поставщиков (провайдеров) инноваций. Для России, с учетом значительного потенциала фундаментальных исследований и научных кадров, вполне перспективной представляется ниша инновационного посредничества.

3. Развитие НИС в России требует решение проблемы финансирования инновационной деятельности в стране, наличия эффективной финансовой системы, способной диверсифицировать риски, возникающие в процессе инновационной деятельности.

В целом для российской НИС финансирование инновационной деятельности может быть результативным как за счет частных инвестиций, так и государственных, а также за счет смешанного финансирования (на основах принципа частно-государственного партнерства). Для этого, как показывает мировая практика, необходимо разделение и четкое определение тех сфер и направлений, которые могут быть профинансированы наиболее эффективным способом за счет каждого источника. Очевидно, что долгосрочные приоритетные национальные проекты целесообразно поддерживать как государственными средствами, так и смешанными источниками (с привлечением частного капитала). Приоритеты краткосрочного развития инновационной сферы могут осуществляться в рамках государственно-частного партнерства. Для стимулирования текущих и отраслевых инновационных проектов наиболее результативны частные и смешанные инновационные фонды и корпорации, а также ресурсы внебюджетных фондов. Отдельное внимание в проблеме финансирования НИС России необходимо уделить прямым иностранным инвестициям, при эффективном привлечении которых обеспечивается приток передовых технологий и мощностей, оборудования и «ноу-хау». Перспективными для иностранных инвестиций должны стать производства, связанные с более глубокой переработкой сырья, практическим приложением науки в области черной и цветной металлургии, рыбном и лесном хозяйстве.

4. Учитывая сырьевую ориентацию российской экономики и стратегическую значимость нефтегазового комплекса для развития России, формирование НИС предполагает разработку комплекса мер по перераспределению доходов от экспорта нефти на цели развития инновационных секторов и инновационной инфраструктуры экономики, что предполагает согласование долгосрочных государственных и корпоративных интересов в части использования нефтегазовых ресурсов, а также поиск рационального сочетания стратегии ускоренного инновационного развития экономики с долгосрочной политикой
сохранения активной роли ее экспортно-сырьевой компоненты.

5. Опыт многих стран показывает, что в конкурентной среде проводником в жизнь прогрессивных тенденций научно-инновационного развития могут быть только заинтересованные в этом хозяйствующие субъекты, прежде всего многоотраслевые корпорации. С учетом этого России необходимо иметь корпорации, способные успешно конкурировать на мировом рынке для сохранения своей роли в выработке стратегических решений инновационного развития. В российской экономике в целях выращивания «национальных чемпионов» предлагается поддержка межотраслевых корпораций: крупных интеграционных структур, объединяющих в одно целое добывающие, обрабатывающие звенья производства конечной продукции и в перспективе способных конкурировать с глобальными ТНК как внутри страны, так и за ее пределами. Формирование крупных интеграционных образований, начатое с сырьевого сектора, постепенно должно перемещаться в отрасли обрабатывающей промышленности.

С учетом динамичного развития контрактных отношений для российских компаний может оказать полезным опыт включения российских производственных цепочек в глобальные сети ТНК (в рамках схем аутсорсинга и интернационализации инноваций). Другой перспективной организационной формой национальных ТНК, конкурентоспособных на внешних рынках, является формирование холдинговых госкорпораций, направленных на господдержку конкретных межотраслевых «кластеров» высоких технологий и высокотехнологичных инвестиционных проектов.

(Статья подготовлена в рамках выполнения гранта Президента РФ для поддержки молодых российских ученых - кандидатов наук и их научных руководителей МК-1600.2007.6.)