Scientific journal
Advances in current natural sciences
ISSN 1681-7494
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,775

Биология как учебный предмет отличается своеобразием форм и методов преподавания. В нем изучаются конкретные объекты (растения, животные и человек) и сложные явления живой природы и ее развития. Это требует особых форм организации учебной работы, методов преподавания с преимущественным применением наглядности и практических работ. Ознакомление с природой, ее красотами и богатством, в особенности на экскурсиях, воспитывает патриотические и эстетические чувства. Воспитание любви к природе и бережного отношения к ней способствует развитию этических черт личности. Использование краеведческого материала на уроках стимулирует познавательный интерес к изучению биологии. Все это делает проблему использования принципа краеведения чрезвычайно актуальной.

Наше исследование направлено на разработку методики использования краеведческого материала на уроках биологии. Свое исследование начали с изучения истории вопроса, так как знание истории предупреждает повторение ошибок, открытие уже известных истин, позволяет использовать ценные достижения прошлого при решении и исследовании насущных для нашего времени методических проблем.

Первым русским методистом, много сделавшим для успешного преподавания естествознания на краеведческой основе, был В.Ф.Зуев.

В 1786 году им напечатан без указания фамилии учебник в двух книгах «Начертание естественной истории, изданное для народных училищ Российской империи». С этого года, можно считать, началась история русской методики преподавания естествознания.

Названный учебник состоит из двух частей и разделяется на три отдела: «Ископаемое царство», «Прозябаемое царство» и «Животное царство». В учебнике хорошо выражен преимущественный интерес к местному материалу. В.Ф.Зуев призывал учителей обратиться к изучению и использованию растений и животных, находящихся в природе, окружающей школу, рекомендовал проводить экскурсии с учащимися в горы, на поля, в леса. Прогрессивным в обучении для того времени было то, что В.Ф.Зуев рекомендовал учителям составлять гербарии и коллекции предметов природы. Кроме того, Зуев В.Ф. указывал на обязательность изучения школьниками природы своего края, то есть выдвигал требование, которое в настоящее время определяется как краеведческий принцип обучения. Он рекомендовал строить урок в виде беседы с демонстрацией наглядных пособий.

Интенсивная разработка вопросов родиноведения в отечественной педагогике началась в 60-е годы ХIХ века и связана она с именами К.Д. Ушинского и Н.Х. Весселя.

В 1862 г. появилась статья Н. Х. Весселя «Местный элемент в обучении». В ней автор высказывал в принципе верную мысль о том, что весь курс обучения в начальной школе следует строить на основе использования конкретного местного материала, т. е. на основе краеведческого подхода, краеведческого принципа. Вессель Н.Х. предлагал ввести специальный предмет «отчизноведение». В содержание «отчизноведения» он включал, прежде всего, элементы местной географии, а также естествознания (знакомство с окружающей природой) и местной истории. Н. Х. Вессель видел в «отчизноведении» базу для всего образования. В дальнейшем курсе (в средней школе) систематическое изучение предметов должно было опираться на знания и навыки, приобретенные при изучении «отчизноведения».

В 1863 г. К. Д. Ушинский предложил ввести в начальную школу предмет, подобный «отчизноведению». Он назвал его «отечествоведением». С преподаванием «отечествоведения» К.Д. Ушинский связывал не только первоначальное знакомство с элементами географии, истории и естествознания, но и изучение родного языка, развитие речи детей. Ушинский выступал за широкое использование местного материала и в средней школе. В изучении учащимися своего края он справедливо видел одно из важных средств патриотического воспитания молодого поколения. К.Д. Ушинский и Н.Х. Вессель авторы первых в России методических пособий по родиноведению.

Выдающимся методистом естествознания второй половины ΧΙΧ века является А.Я.Герд. А.Я.Герд впервые внедряет в школьную практику экскурсии, демонстрационные опыты на уроках и практических занятиях. А.Я.Герд стал проводником в школьную практику краеведческого принципа.

Проанализировав, работы выдающихся ученых ΧVΙΙ-ΧIΧ веков мы можем сделать следующие выводы. Было предложено проводить наблюдения и экскурсии в природу, а также демонстрационные опыты на уроках и практических занятиях. При объяснении новой темы рекомендовалось демонстрировать наглядные пособия, гербарии, коллекции предметов природы.

Почти во всех работах имеются ссылки на необходимость использования на уроках местного материала, который, по мнению этих ученых, помогает в изучении природы и ее явлений, а также способствует развитию у детей патриотизма и глубокой любви к родине.

В начале ΧΧ века наступает период новых решений тех же методических проблем - содержания, методов и воспитания в процессе обучения естествознания.

В 1901 году утверждается программа естествознания для первых трех классов средней школы, подготовленная Д.Н.Кайгородовым. Она была составлена не по предметам естественных наук (ботаника, зоология и другие), а по «общежитиям природы», то есть по природным сообществам: лес, луг, сад, пруд, река. Эту систему Д.Н. Кайгородов заимствовал из работ немецкого педагога Ф.Юнге. Изучать природу рекомендовалось во время экскурсии, на прогулках со школьниками.

В 1900- 1910гг группа отечественных методистов - естественников в лице В.В.Половцева, Б.Е.Райкова, Л.Н.Никонова, К.П.Ягодовского и других разработала практический метод преподавания естествознания в школе, в основе которого лежит сбор и использование на уроках местных природных объектов.

В 20-е годы ΧΧ века в России велись активные поиски новой структуры биологического образования, которая отвечала бы целям воспитания материалистического мировоззрения. Большое участие в разработке новых программ приняли видные ученые - биологи В.М.Шимкевич, Н.П.Книпович, методист Б.Е.Райков. В этих программах большое внимание уделялось использованию местного материала.

1918-1931г - годы бурного развития краеведческой работы в школах. Естествознание стали изучать непосредственно в самой природе. Широкое распространение получают экскурсии в природу и сельскохозяйственное производство. В связи с этим, начиная с 1918 г., возникают экскурсионные станции в Москве (1918 г.), Ленинграде (1919 г.), Уфе (1924). Это способствовало накоплению опыта по проведению экскурсий и появлению методической литературы.

В этот период широко стали производиться опыты и наблюдения исследовательским методом. Все это способствовало организации при школах краеведческих уголков и музеев.

В этот период широко стали производиться опыты и наблюдения исследовательским методом. Все это способствовало организации при школах краеведческих уголков и музеев.

1950-ые годы - период бурного развития школьного краеведения и методической мысли. На страницах журнала «Естествознание в школе» периодически публикуется материал из опыта организации краеведческой работы в школе

Творческая работа учителей по осуществлению краеведческого принципа в преподавании биологии в 60-е годы приводит к появлению методической литературы по различным вопросам - об уроках, экскурсиях, походах, музеях, викторинах.

Таким образом, анализ методической литературы показал, что основные теоретические вопросы использования краеведческого материала были разработаны ведущими отечественными методистами уже в 20-60 годы ΧΧ века.

Проведенный на данном этапе нашего исследования анализ педагогической и методической литературы показал, что идея использования краеведческого материала в обучении биологии зародилась в ΧVΙΙ веке, с момента введения естествознания в школу.

Основные теоретические вопросы использования краеведческого материала были разработаны ведущими отечественными методистами в 20-60годы ΧΧ века. Максимальный подъем в разработке этого вопроса приходится на 20-30 и 50-60 годы ΧΧ века.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Верзилин Н.М., Корсунская В.М. Общая методика преподавания биологии. М: Просвещение, 1983 г.
  2. Зверев И.Д., Мягкова А.Н. Общая методика преподавания биологии: пособие для учителей. М: Просвещение, 1985 г.
  3. Кошевой В.А., Колосовская Ю.Н. Комплексный курс краеведения как составная часть формирования национальной культуры./ Национальное природное и культурное наследие в образовании: Экология. Краеведение. Туризм: Материалы ΙΙΙ Республиканского научно-педагогического семинара 23-27 мая 1996 года - СПб: Образование, 2004.