Научный журнал
Успехи современного естествознания
ISSN 1681-7494
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,775

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ШКОЛЬНЫМ ОБРАЗОВАНИЕМ

Шмалей С.В.

Теоретико-методологической основой инновационного развития школьного образования являются такие философские и социальные аспекты педагогической инноватики: а) аксиологический аспект, который воссоздает гуманистическую систему ценностей, соотношение между традициями и творчеством в поисках нового; б) эволюционно-цивилизационный аспект, который раскрывает закономерности общественного развития в конкретно-исторических условиях, единство социальной и природной среды, интеграцию рационального и иррационального знания, в пределах которых формируются новые педагогические идеи; в) антропологический аспект, который предопределяет природу профессиональной деятельности индивида как биосоциальную потребность реализации творческих способностей; г) екзистенциальный аспект обнаруживает антропоцентрические факторы инновационной деятельности педагога, измерениями которой является сотрудничество, партнерство, ответственность, компетентность; д) гносеологический аспект раскрывает законы познания объектов инновационных изменений, обнаруживает характер предметно-преобразовательной деятельности и устанавливает информационно-коммуникативные связи; е) структуролистический аспект, который обеспечивает научные основы алгоритмизации управленческих действий; э) синергетический аспект формирует представление об инновационных изменениях в образовании как динамическое взаимодействие независимо существующих объектов, закономерный процесс самоорганизующей системы; ж) деятельностный аспект обнаруживает независимость профессионального мышления, осознание собственных потенциальных способностей к инновационному поиску, способствует формированию самоактуализированной творческой личности; з) процессуальный аспект раскрывает двухвекторную направленность нововведений; и) социокультурный аспект определяет социальные и культурные детерминанты инновационного развития образования на уровне макро-, мезо- и микрофакторов.

На основании изучения основных положений развития теории управления социальными системами выделены идеи, детерминирующие управление инновационными процессами школьном образовании. К ним принадлежат: - практика управления инновационными процессами с привлечением научных методов организации; основой управления инновационными процессами является концепция стратегического управления, прежде всего, стратегия функционирования и стратегия развития; функционирование и кооперация формальных и неформальных организаций обеспечивает эффективность и открытость инновационным процессам; достижение целей инновационного поиска реализуется с учетом человеческого фактора; эффективность реализации нововведений зависит от моделирования процесса управления как общей целостной системы; организация инновационного поиска зависит от установления обратных информационных связей между элементами системы; производительность инновационного процесса регулируется внедрением диагностических методов анализа; осуществляется отбор мотивированных к инновационному поиску специалистов на основе научных критериев с учетом их способностей и возможностей работы в инновационной среде; обеспечение научного уровня их развития; организация сотрудничества субъектов инновационного поиска осуществляется на основе кооперативных взаимосвязей; обеспечивается функциональное разделение труда, власти и ответственности; формируется система стимулов для субъектов инновационного поиска к инициативе и творчеству; гарантируется утверждение ценности человеческого труда и мысли; проводится формирование системного и ситуационного типа мышления субъектов инновационного процесса.

Выяснено, что развертывание инновационных процессов и распространение инновационного движения в Украине обусловлены тенденциями развития школьного образования: выразительностью региональных признаков, формированием инновационного опыта, распространением интеграционных связей между образовательными системами регионов и зарубежных школ, освоением педагогического менеджмента.

Установлено, что управление инновационными процессами в школьном образовании реализуется на трех уровнях: институционном, региональном и школьном. Соотношение между этими уровнями зависит от нормативно-правового обеспечения инновационного развития образования, определенной государственной политики в данной области, разработка введение государственных стандартов образования, а также социально-педагогических и организационно-экономических условий для вариативного обучения.


Библиографическая ссылка

Шмалей С.В. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ШКОЛЬНЫМ ОБРАЗОВАНИЕМ // Успехи современного естествознания. – 2008. – № 4. – С. 99-99;
URL: https://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=9859 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674