Научный журнал
Успехи современного естествознания
ISSN 1681-7494
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,775

ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТА В ОБЛАСТИ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОВНЕ CIO. ЗАДАЧИ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ И БИЗНЕСА

Иванова Е.В.

Какое определяющее слово будут связывать с XXI веком грядущие поколения, станет ясно только в момент его завершения. Начало же пути связано со словом информация. Первыми учеными, обратившими внимание на возросшую роль информации в жизни общества, были Е. Масуда и Дж. Нейсбит, выступившие в 1982 году с докладом Римскому клубу "Микроэлектроника". Стратегия развития человеческой цивилизации по направлению к информационному обществу была закреплена на совещании руководителей стран «Большой восьмерки» в виде Окинавской Хартии глобального информационного общества, принятой 22 июля 2000 года.

Правы ли оказались ученые и политики? Действительно ли информатизация - «организационный социально-экономический и научно-технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений на основе формирования и использования информационных ресурсов»[1] вносит свои коррективы в различные сферы жизни общества? Для ответа на поставленный вопрос пришлось бы исследовать разноплановые направления развития социума, государственного управления, экономики. В данной статье мы ограничимся изменениями, которые наблюдаются на рынке труда специалистов, связанных с информационно-компьютерными технологиями.

В России основным нормативным документом, устанавливающим направления подготовки специалистов в области профессиональной деятельности, является Общероссийский классификатор специальностей по образованию. Мы проанализировали количественный и качественный состав специальностей высшего образования в области информационных технологий (далее - ИТ), зафиксированный указанным документом в 1994, 2000 и 2005 годах (результаты указаны в таблице 1).

Можно говорить о следующих изменениях, произошедших в системе подготовки специалистов в области информационных технологий:

  • ­ снижается доля подготавливаемых специалистов в области фундаментальной науки (от 25% в 1994 году до 14% в 2005);
  • ­ наибольшему колебанию подвержены количественные показатели в социальной и технической областях (по указанным годам: социальная область - 8%, 39%, 25%; техническая область - 67%, 50%, 61%);
  • ­ подготовка специалистов в технической области занимает ведущее место, количественные показатели не опускаются ниже 50%;
  • ­ всплеск подготовки специалистов в социальной области в 2000 году наблюдается за счет введения новых специальностей в области культуры, искусства, лингвистики;

в 2005 году впервые утверждается специальность с биологическим уклоном - биоинженерия и биоинформатика; расширяется перечень специальностей по направлению экономика и управление: информационный менеджмент, бизнес-информатика, прикладная информатика; в технической области по-прежнему должное внимание уделяется защите информации (4 специальности), детализируются направления в области подготовки инженеров (морское, приборостроение, оптотехника, автоматизация), появляются специалисты по разработке и использованию информационных систем в конкретных областях деятельности - образовании, дизайне, медиаиндустрии[2].

Таким образом, происходит постоянное расширение и все большая детализация перечня специалистов, связанных с информатизацией. Однако стоит отметить, что с момента появления компьютерных специалистов на производственных предприятиях, в органах государственного и муниципального управления, в малом и среднем бизнесе, достаточно продолжительное время их роль сводилась к обслуживанию основного вида деятельности организации. Специалист, выбравший область информационных технологий, был лишен возможности построения личной широкоамплитудной карьеры. В настоящее время пришло осознание того, что в информационный век специалисты в области информатизации также важны для организации, как технологи, инженеры, менеджеры, экономисты. Специалисты в области информационных технологий в основном обладают высокой квалификацией, владеют специфическими знаниями, получение которых практически невозможно без серьезного процесса обучения и материальной базы, дотошные, с потребностью в высокой степени свободы, имеющие желание и возможность получения разноплановой, зачастую полярно направленной информации, а значит с собственным мнением по широкому кругу вопросов.

Как мы отметили выше, произошли изменения в статусе специалистов в области информационных технологий. Появилась аббревиатура CIO (Chief Information Officer), означающая высшее должностное лицо организации по вопросам информатизации. Руководство предприятий перестала устраивать ситуация, когда компьютеры используются как интеллектуальные пишущие машинки, а внедрение профессиональных программных пакетов невозможно из-за различий в реализации политики информатизации, проводимой каждым структурным подразделением по своему разумению, из-за низкого уровня компетентности сотрудников в области информационно-коммуникационных технологий. Процесс информатизации потребовал реорганизации структуры административных органов управления организацией, расширения функциональных обязанностей работающих, разработку регламентов использования информационной системы организации, изменения традиционных форм документооборота как внутри организации, так и со сторонними агентами, а также самого активного участия первого руководителя в процессе информатизации. Разработать и провести такие масштабные изменения, фактически создав инфраструктуру организации заново и наполнив ее содержанием, мог работник с высоким управленческим статусом в организации - заместитель первого руководителя.

Таблица 1. Данные по количеству нормативно утвержденных специальностей в области информационных технологий

Год

Общее количество специальностей

Количество специальностей в области фундаментальной науки

Количество специальностей в социальной области

Количество специальностей в технической области

1994

24

6

2

16

2000

18

2

7

9

2005

28

4

7

17

Таблица 2. Портрет CIO[3]

Характеристика

Доля

(%)

Характеристика

Доля

(%)

Годовой доход (тыс.$):

Публичная активность за последний год

до 50

37,5

Интервью в СМИ

69,7

от 50 до 100

35,9

Публикация статей / издательство книг

27,3

более 100

26,6

Выступление на конференциях

53

Семейное положение

Участие в разработке нормативной базы

12,1

холост/не замужем

4,5

Участие в ассоциациях / общественных организациях

53

женат/замужем

16,7

семья с детьми

78,8

Чтение лекций в образовательных учреждениях

12,1

Возраст

до 30

7,6

Ничего из перечисленного

10,6

30-39

56

Позиция в компании

40-49

9,7

Полноправный член совета директоров

25,8

50 и старше

16,7

Подчиняется руководству, отвечающему за финансы

13,6

Образование

Подчиняется руководству, отвечающему за бизнес

43,9

высшее техническое

88

Занимает позицию советника генерального директора по информационным технологиям

19,7

высшее экономическое

25,8

Возглавляет дочернюю ИТ-фирму

1,5

ученая степень

15,2

 

 

бизнес-школа

19,7

 

 

Теоретические наработки в области проектирования информационных комплексов весьма ограничены. Это связано с тем, что как не бывает типовой управленческой структуры организации, так не может быть разработан и типовой проект информационной системы для организации. На специфику влияет организационно-правовая форма организации, цель ее существования, выполняемые функции, масштаб организации, качественные характеристики персонала, исповедуемая корпоративная культура. Поэтому работу CIO-менеджера можно охарактеризовать как работу в высокой степени творческую, с одной стороны, а с другой - требующую глубоких знаний в области права, программно-технической составляющей информационных систем, понимания специфики технологии производства, законов менеджмента, управления персоналом. Соответственно, подготовка таких специалистов связана со специфическими задачами, нестандартными подходами, интеграцией усилий высшей школы и бизнеса.

Конечно, диплом специалиста в области информационных технологий еще не гарантия высокой профессиональной квалификации, как, впрочем, и по другим специальностям. Для проведения масштабных организационных изменений требуется и определенный опыт работы. Количество высококлассных специалистов в этой области, как было показано, весьма ограничено. Одной из возможностей заполучить специалиста уровня CIO является его перекупка у другой организации, естественно надо заплатить стоимость перехода, на такое способна далеко не каждая фирма. Отсюда и постоянный рост зарплат специалистов. В то же время срок работы на одном месте все время сокращается, он уже составляет 1,5-2 года. А ведь не за горами результат демографического спада рождаемости начала 90-х, который значительно повлияет на общее количество выпускаемых молодых специалистов, а также понизит их качество.

Как видно из таблицы 2, CIO-менеджеры имеют высокий уровень образования, возраст от 30 до 50 лет, подчиняются руководителям в области экономики или же руководителю организации. Но самая главная их отличительная черта, на наш взгляд, это активная профессиональная деятельность помимо исполнения функциональных обязанностей на предприятии. Прежде всего, это пропаганда и разъяснение смысла процесса информатизации, значения информационных технологий в функционировании организаций, жизни людей, разработка нормативных актов, регулирующих оборот информации, а, кроме того, обучение и подготовка будущих специалистов в этой области. Только десятая часть опрошенных посвятила себя исключительно работе. Такая позиция соответствует принципам Болонского процесса, провозглашающего участие общественных и бизнес-структур в процедурах аттестации и оценки качества высшего образования.

Личностная активность, необходимость в постоянном обмене опытом способствовали созданию Клуба директоров по ИТ предприятий, являющегося "объединением профессионалов, формирующих видение развития ИТ в своих организациях и на его основе влияющих на политику поставщиков решений, технологий, изделий, активно участвующих в формировании стандартов в области ИТ"[4]. Целями деятельности клуба являются: создание платформы для обмена мнениями по актуальным проблемам использования ИТ; формирование неформальных групп по отраслевому или иному принципу, которые смогли бы от имени клуба проводить в жизнь политику влияния на поставщиков, разработчиков решений и консультантов; выработка единых правил взаимодействия с крупными фирмами поставщиками, консультантами и разработчиками, а также иных стандартов в области ИТ; создание независимого консультационного центра для собственников и руководителей компаний, где они смогли бы получать взвешенные подходы и решения существующих у них проблем от независимых профессионалов в области ИТ. Каждые два года, начиная с 2002, устанавливается рейтинг пятидесяти лучших российских CIO (iTop-50 российских CIO). Кроме работы клуба CIO-менеджеры регулярно встречаются на Российских съездах ИТ-директоров, в 2007 году они запланированы в апреле в Екатеринбурге, в октябре - в Москве. Съезды являются надежными и независимыми источниками информации о наиболее эффективных технологиях для предприятий различных отраслей экономики; это собрание профессионалов, которые осознают значимость информационных технологий для развития как своих компаний, так и экономики в целом; для обмена опытом, изучения новинок, формирования деловых контактов и влияния на образовательную политику в сфере подготовки ИТ-менеджеров[5].


[1] Закон РФ «Об информации, информатизации и защите информации» от 20.02.1995 №24-ФЗ / Российская газета. - 22 февраля 1995 года.

[2] См.: Российское образование: федеральный портал [Электронный ресурс]. - Режим доступа - http://www.edu.ru.

[3] Портрет CIO http://www.ione.ru/Static/files/iTop50_Portret_2006.pdf

[4] St. Petersburg CIO club [Электронный ресурс]. - Режим доступа - http://www.spbcioclub.ru.

[5] Russian CIO Summit [Электронный ресурс]. - Режим доступа - http://www.cio-summit.ru.


Библиографическая ссылка

Иванова Е.В. ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТА В ОБЛАСТИ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОВНЕ CIO. ЗАДАЧИ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ И БИЗНЕСА // Успехи современного естествознания. – 2008. – № 4. – С. 77-79;
URL: https://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=9844 (дата обращения: 16.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674