Научный журнал
Успехи современного естествознания
ISSN 1681-7494
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,775

ПРОЕКТИРОВАНИЕ НОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «ЭКОЛОГИЯ. ЗДОРОВЬЕ. БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНИ»

Захлебный А.Н. Дзятковская Е.Н.
Согласно задачам концепции модернизации отечественного образования ведется научный поиск наиболее реалистичных путей реализации «сквозных образовательных линий» содержания общего образования. Как вариант - обсуждается целесообразность встраивания в образовательные системы интегрированных образовательных структур (курсов, модулей). Возникающие при этом многочисленные проблемы концентрируются вокруг решения основного вопроса: «Каковы основания целостности содержания и методов образования в условиях его дифференциации, диверсификации и интеграции?» Теоретически возможны два варианта ответов. 1) Интегрированные курсы и общеобразовательные предметы могут быть связаны между собой либо как целое и части (разные уровни обобщения). 2) Интегрированные курсы и общеобразовательные предметы могут выступать как части одного целого (на одном уровне обобщения) по принципу дополнительности. От выбора того или иного подхода к конструированию интегрированных курсов и общеобразовательных предметов зависят ответы на следующие вопросы: Общий ли у них предмет познания? Есть ли отличия в рангах содержания образования? Есть ли особенности при отборе способов учебной деятельности? Каково соотношение их фундаментальных образовательных объектов?

В соответствии с принятым образовательным стандартом, одной из сквозных образовательных линий является экологическое образование, а также вопросы обучения здоровью и безопасности жизнедеятельности, которые связаны между собой общетеоретически, методологически и методически. Они нашли отражение практически во всех десяти учебных предметах, входящих в федеральный компонент. Однако такая их «распыленность» по разным предметам привела к несогласованности их методологических и методических оснований и отсутствию целостности изучения системы «Я - Деятельность - Среда» как методологической единицы конструирования экологического образования, что не придает образованию в области экологии, здоровья и безопасности жизни необходимой комплексности и системности.

В условиях жесткого юридического закрепления федерального образовательного стандарта правовой резерв для разработки и апробации интегрированных структур образования в области экологии, здоровья и безопасности жизни сегодня приходится на содержание регионального образовательного компонента. В его рамках Институт содержания и методов обучения РАО совместно с Иркутским институтом повышения квалификации работников образования ведет разработку и апробацию надпредметного модульного курса «Экологическое проектирование» на базе школ Иркутской области. Системно-интегрированный характер курса обеспечивается его направленностью на

  • развитие эколого-проектной мыследеятельности, интегрирующей эмпирическое и теоретическое мышление на ценностном, субъектно-деятельностном уровне;
  • соединение естественно-научного, гуманитарного и технического подходов и формирование надпредметных общекультурных умений при проектировании деятельности в окружающей среде;
  • развитие умений здоровой и безопасной жизнедеятельности на основе общих закономерностей взаимодействия человека с окружающей средой;

а также характером фундаментального образовательного объекта - в качестве которого выступает целостная система «Человек - Деятельность - Окружающая среда».

Апробации курса показала эффективность и перспективность такого подхода к проектированию интегрированных курсов.

Работа представлена на IV научную конференцию с международным участием «Стратегия естественнонаучного образования», 19-26 февраля 2005г. Хургада (Египет) Поступила в редакцию 05.01.05 г.

Библиографическая ссылка

Захлебный А.Н., Дзятковская Е.Н. ПРОЕКТИРОВАНИЕ НОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «ЭКОЛОГИЯ. ЗДОРОВЬЕ. БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНИ» // Успехи современного естествознания. – 2005. – № 5. – С. 69-69;
URL: https://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=8478 (дата обращения: 19.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674