Научный журнал
Успехи современного естествознания
ISSN 1681-7494
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,775

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Коновалова С.А.
Развитие творческой активности ребенка происходит в процессе всего его обучения в разных образовательных институтах. Наиболее эффективной сферой творческого развития детей являются учреждения дополнительного образования, где главными приоритетами выступают такие принципы как: свобода выбора, развитие индивидуальности, раскрытие личных интересов и склонностей, построение пространства саморазвития, ориентация на интеллектуальную инициативу ребенка, развитие собственной творческой практики.

Развивая творческую активность детей, мы рассматриваем ее как интегральное качество личности, представленное в творческой деятельности, стимулирующее потребность и инициативу ребенка в создании художественного продукта и включающее мотивацию, навыки творческой деятельности и эмоциональную отзывчивость. При этом основными показателями творческой личности младшего школьника становятся доминирование эмоций радости, интерес и увлеченность к фантазированию, способность быть самим собой, умение слушать свое «Я», преобладание образного восприятия мира, способность воплощать свои замыслы непосредственно в творчестве.

Процесс развития творческой активности детей на музыкальных занятиях в условиях дополнительного образования в нашей работе основан на едином подходе, который реализуется на основе разработанной нами педагогической модели. Данный подход мы рассматриваем как общую идею развития творческой активности ребенка в музыкальной деятельности, которая опирается на жизненный опыт, определенные умения и знания детей в этой деятельности, а также базируется на принципе гуманизации и идее свободного самовыражения ребенка в разных видах музыкально-творческой деятельности.

Предлагаемая педагогическая модель развития творческой активности детей строится по блочному принципу и включает в себя три соподчиненных и взаимосвязанных блока: целевой, содержательно-деятельностный и организационно-деятельностный. В первый блок входят основная цель и комплекс развивающих и формирующих задач. Во второй - педагогические принципы (общедоступности, интереса, педагогической поддержки и природосообразности), содержание, методы (обобщение и размышление о музыке, сопоставление собственных жизненных эмоций с художественными, пластическое интонирование, моделирование художественно-творческого процесса). В третий блок включены педагогические условия (добровольный выбор ребенком вида деятельности, создание на занятиях ситуации успеха), формы организации музыкальных занятий (уроки-игры, сказки, путешествия, творческие беседы, концерты, конкурсы, фестивали).

Содержание процесса развития творческой активности детей экспонировано как комплекс специальных заданий, которые использовались параллельно на всех музыкальных занятиях (по хоровому и сольному пению, элементарному сольфеджио, общему фортепиано).

Задания из серии «Творческая головоломка» были направлены на развитие мотивационной сферы личности, на формирование интереса к творческой деятельности на музыкальных занятиях, на создание творческих ситуаций в различных видах музыкально-исполнительской деятельности. В эту серию вошли задания на познавательную и интеллектуальную активность детей, на расширение их кругозора и знаний в музыкально-художественной сфере деятельности.

Вторая серия заданий - «Лаборатория творческих идей» - была ориентирована на развитие музыкально-образного воображения и мышления, на формирование логики построения музыкальных произведений и отдельных эпизодов, на воплощение творческих замыслов детей посредством интонационного и пластического моделирования, вербального и невербального общения средствами пластики, театрализации и изобразительного искусства. В нее вошли задания на моделирование музыкальных жанров, образов и музыкальных портретов, на фантазирование на нотном стане, на составление мелодий из предлагаемых карточек с обозначенными на них интервалами и длительностями, на мелодическую и ритмическую импровизацию, на создание музыкальных сказок и сочинение музыки.

Третья серия «Коллаж эмоций, чувств и настроений» была направлена на развитие эмоционально-чувственной сферы личности ребенка, на умение передать эмоциональное состояние через мелодическое интонирование, ритмическое фантазирование и пластическое моделирование, определять и сравнивать эмоциональные состояния в разных произведениях искусств. В эту серию вошли задания на образное восприятие музыки и умение классифицировать музыкальные эмоции, на воплощение музыкальных образов в пластике, движении, мимике и театральных сценках, на сопоставление эмоционально-образного содержания произведений разных видов искусств, посвященных одной теме или написанных на один сюжет.

Таким образом, предлагаемая педагогическая модель развития творческой активности детей на музыкальных занятиях в условиях дополнительного образования способствует раскрытию творческого потенциала ребенка, формированию музыкальных способностей, воспитанию художественной и музыкальной культуры.

Библиографическая ссылка

Коновалова С.А. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ // Успехи современного естествознания. – 2005. – № 5. – С. 29-30;
URL: https://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=8439 (дата обращения: 19.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674