Научный журнал
Успехи современного естествознания
ISSN 1681-7494
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,775

ИНФОРМАЦИОННАЯ ПОГОТОВКА УЧИТЕЛЕЙ ИНФОРМАТИКИ В УСЛОВИЯХ ИНТЕНСИФИКАЦИИ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Поличка А.Е.
Среди множества направлений государственной политики рассмотрение таких важных направлений как развитие инновационной деятельности и информатизации образования показывает необходимость согласования этих процессов для решения задач повышения эффективности экономического развития в регионах. Рассогласованная же система реализации федеральных предписаний не может дать для регионов эффективный и экономичный по расходованию ресурсов результат. На наш взгляд существенным является то, что оба выделенных направления должны обеспечивать создание условий для подготовки и переподготовки кадров в области инноваций, обеспечивающих повышение инновационной активности в системе образования, способных осуществить решение поставленных масштабных целей повышения качества образования с использованием перспективных информационных технологий. Анализ практики и опыта работы регионов по реализации федеральных стратегических документов показывает, что законодательное закрепление компетенции субъектов Российской Федерации в области образования не гарантирует эффективной реализации государственной федеральной политики в области общего образования [1,2]. В результате наметился разрыв между современными российскими и мировыми тенденциями в области информатизации образования и темпами внедрения новых информационных технологий в системе общего образования регионов.

Базовыми элементами в процессе информатизации региональных систем образования (ИРСО) выделим необходимость разработки инфраструктуры процесса информатизации образования (подготовка кадров, методическое, технологическое и инструментальное обеспечение), обеспечивающую эффективное функционирование и развитие информационных технологий в непрерывном образовании. создание информационной инфраструктуры сферы образования.

Педагогическим аспектом создания проектов выделенных направлений на региональном уровне является методология использования представленных полномочий для ядра системы образования - государственной системы образования на различных уровнях. Для этого необходимо определение необходимых сред: образовательной среды и педагогической информационной среды, содержащих системы образовательных программ по подготовке всех участников процесса информатизации образования для всего цикла его реализации для разных уровней системы образования: от федерального до самообразования, создания соответствующей системы непрерывной информационной подготовки.

Анализ показал, что в регионах проделана большая эмпирическая работа по информатизации образования на своем уровне. Идет процесс неуправляемой информатизации. Но не разработаны теоретико-методологические подходы к организации, повышению эффективности и результативности этой деятельности. Нет соответствующего теоретического осмысления для сравнения и передачи положительного опыта.

Важным аспектом процесса ИРСО как ресурсоемкого процесса является трудовые ресурсы. При реализации проектов важен этап не только управления ими, но и их развития. Здесь важным для нас является процесс подготовки кадров для реализации стратегии информатизации. Именно это является определяющим для убыстрения темпов ИРСО. На этом пути особое место методическая система обучения кадров: определение содержания, а, следовательно, и теоретико-методологических основ ИРСО и инновационной деятельности. Базовым и системообразующим процессом выделим здесь построение региональной структуры информационной подготовки всех участников региональной информатизации, которая и обеспечит совершенствование научно-методического обеспечения, улучшение качества подготовки и повышения квалификации по информатизации и инновационной деятельности.

Система информационной подготовки в регионах естественно опирается на федеральные предписания, так как они подразумевают обеспеченность их специальной федеральной финансовой поддержкой. Региональным системам управления необходимо так отреагировать на федеральные предписания, чтобы эта реакция обеспечивала и гарантировала финансирование региона. Какова же на этом пути должна быть структура информационной подготовки на уровне региона? На примере Дальневосточных регионов эта система в формах очного, вечернего, заочного и дистанционного обучения должна иметь вид: система переподготовки и повышения квалификации в регионе; система высшего профессионального образования, спроектированная на регион; подсистема ВПО, нацеленная на подготовку педагогических кадров по информационной подготовке; система среднего профессионального образования, с соответствующей подсистемой; система начального профессионального образования; система общего образования с соответствующей структурой; система дополнительного образования; система самообразования и самоучения; система работы с одаренными детьми. На Дальнем Востоке каждая из указанных систем имеет свои особенности. Отметим такие важные и системообразующие элементы системы информационной подготовки в регионе как «информационная подготовка учителей информатики и учеников»; «информационная подготовка учителей предметников»; «информационная подготовка учеников в системе дополнительного образования».

Базовым ядром информационной подготовки учителей информатики и учеников является система подготовки по информатике и информационным технологиям. Такая важная роль школьной информатики естественно требует на наш взгляд специальной организации ее преподавания. Назовем эту деятельность процессом создания авторской методической системы обучения информатике (АМСОИ). Это и есть инновационная деятельность. На наш взгляд должны быть следующие этапы инновационного проекта (ИП) «АМСОИ»: Стиль преподавания; Программа изучения ТиМОИ с инновационным проектом «АМСО»; Расширение содержания учебного предмета ТиМОИ; Структура деятельности преподавателя (учителя) по созданию своей АМСОИ»; Региональная компонента курса ТиМОИ; Разработка ИП «АМСОИ»; Цели и задачи; Отбор содержания учебной дисциплины; Информационное общество и информатика; Структура обучения информатики; Учебный план с особой вариативной компонентой; Пропедевтика; Базовый курс; Программа базового школьного курса информатики; Дифференциация и процесс информатизации региональной системы образования; Формы обучения; Средства обучения информатике; Школьный кабинет информатики; Анализ учебников и их выбор; Новые информационно-коммуникационные технологии обучения; Телекоммуникации и мультимедиа; Контроль; Методы обучения информатике; Локальная информатизация; Проектная документация инновационного проекта «АМСОИ». Структура каждого этапа ИП «АМСОИ» имеет следующие составляющие: цель; метод; анализ опыта; сопровождение и корректировка предыдущих этапов ИП; результат. Описанный подход апробировался автором при подготовке учителей информатики в Хабаровском педагогическом университете, Биробиджанском пединституте и на курсах повышения квалификации и переподготовки учителей. По этим материалам подготовлен практикум.

Список литературы

  1. Поличка, А.Е. Анализ опыта осуществления информатизации общего образования в Дальневосточном федеральном округе / А.Е. Поличка - Хабаровск: ХГПУ, 2002. - 140 с.
  2. Поличка, А.Е. Теоретические аспекты реализации информатизации общего образования в Дальневосточном регионе: проблемы проектирования и осуществления в контексте реализации государственной политики информатизации. Часть 1 / А.Е. Поличка - М.: ИИО РАО. - 2003. - 129 с.

Библиографическая ссылка

Поличка А.Е. ИНФОРМАЦИОННАЯ ПОГОТОВКА УЧИТЕЛЕЙ ИНФОРМАТИКИ В УСЛОВИЯХ ИНТЕНСИФИКАЦИИ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ // Успехи современного естествознания. – 2005. – № 3. – С. 70-72;
URL: https://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=8200 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674