Научный журнал
Успехи современного естествознания
ISSN 1681-7494
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,775

ПЕНЗЕНСКИЙ ФИЛИАЛ МЕЖДУНАРОДНОГО НЕЗАВИСИМОГО ЭКОЛОГО-ПОЛИТОЛОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В РЕГИОНЕ

Мартынова Н.М.
Успех современной науки с достаточной убедительностью демонстрирует нам ее колоссальные возможности, которые далеко не исчерпаны. Как показывает история, реальное развитие культуры и особенно науки дает результаты, превосходящие все возможные прогнозы, в том числе и фантастические. Экологическое образование формирует экологическую культуру. Задачи экологического образования: o формирование гуманного, партнерского отношения к природе; o изучение экологических законов и применение их в практической деятельности; o активизация общественного экологического движения и т.д. (ПФ МНЭПУ) выступает фактором восполнения и удовлетворения гуманистических, экологических, образовательных, культурологических и социальных запросов субъектов региона. ПФ МНЭПУ получает социальный заказ региона на формирование у студентов навыков профессионального самоутверждения в региональных условиях и становится своеобразным социально - педагогическим центром освоения стиля жизни в них. Свидетельством качества подготовки молодых специалистов-экологов служит тот факт, что многие из них по окончании учебы в вузе были востребованы на предприятиях, где они проходили практику. Между ПФ МНЭПУ и различными учреждениями г. Пензы и области неоднократно заключались договоры о сотрудничестве и адресной подготовке специалистов. Самым действенным средством данного процесса мы полагаем личность специалиста - эколога, психолога, юриста, экономиста - со сформированным экологическим сознанием, экологическим мышлением и экологической культурой.
В национальной доктрине образования Российской Федерации говорится, что образование, в том числе и высшее, призвано стать приоритетной сферой накопления знаний и формирования умений, создания максимально благоприятных условий для выявления творческих способностей каждого гражданина России.

Успех современной науки с достаточной убедительностью демонстрирует нам ее колоссальные возможности, которые далеко не исчерпаны. Как показывает история, реальное развитие культуры и особенно науки дает результаты, превосходящие все возможные прогнозы, в том числе и фантастические.

Постоянно увеличивающееся насыщение человеческой деятельности наукой принято рассматривать как безусловную ценность, прогресс и свидетельство возрастания разумности человеческих действий. Однако, как мы теперь это видим, повышение наукоемкости человеческой деятельности оказывается не только благом. Устраняя одни трудности в нашей жизни, оно порождает невиданные прежде новые проблемы. Зловеще распространяются патологии психики и генофонда человечества, увеличивается число наследственных заболеваний, растет риск техногенных катастроф, прогрессирует количество ДТП, несчастных случаев на производстве....Одновременно с этим обостряются межнациональные отношения, растет преступность, падает нравственность. Будущее человечества ставится под угрозу по причине разрушения окружающей среды и безумного наращивания военной нации.

Конечно, мы можем и должны надеяться, что нам удастся обуздать эти негативные процессы, установив такой порядок, который позволит всем действовать более разумно в интересах каждого человека, каждого народа и всей природы.

В ноябре 1994г., первый президент Международного независимого эколого - политологического университета, выдающийся ученый ХХ в. Н.Н.Моисеев на 1-ой Московской научно - практической конференции «Развитие непрерывного экологического образования» продолжил эту мысль, заявив: «Я смею утверждать, что основы этой «Экологической арифметики» уже существуют....Их фундамент - это оказание себя в мире живого, вера в возможность претворить в жизнь великие принципы коэволюции. Для этого данную «арифметику» следует включить в наше общее образование и сделать ее частью общей культуры».

Экологическое образование формирует экологическую культуру. Последняя включает в себя не только представление о физических и биологических компонентах окружающей среды, но и понимание социально-экономической обстановки, проблем развития общества. По замыслу основателя МНЭПУ Н.Н. Моисеева стратегией такого образования должно быть не просто введение в его содержание отдельного предмета «Экология» (как в некоторых школах), а экологизация всех учебных дисциплин, поскольку экологические проблемы носят глобальный, междисциплинарный характер. Целью экологического образования является создание эффективного целенаправленного формирования экологической культуры всех категорий населения.

Задачи экологического образования:

  • формирование гуманного, партнерского отношения к природе;
  • изучение экологических законов и применение их в практической деятельности;
  • активизация общественного экологического движения и т.д.

Для реализации в России концепции непрерывного экологического образования в свете «Закона об образовании» 1992г., регламентировавшего плюрализм образовательных учреждений, и был создан МНЭПУ - первый в России вуз экологического профиля. Он имеет гуманитарную, антропо-экологическую направленность. Его стратегия базируется на общих принципах экологической политики мирового сообщества и таких организаций как ООН, ЮНЕСКО, ЮНЕП и т.п.

За десять лет своего существования Пензенский филиал МНЭПУ стабильно самоопределился соотнося свои цели и задачи с потребностями и интересами региональной системы образования и региона в целом. Являясь по отношении к региональной системе образования локальной образовательной подсистемой, ПФ МНЭПУ стал ее имманентной частью, обретя свое место как единственное высшее учебное заведение социально-экологического профиля гуманитарной образовательной деятельности.

ПФ МНЭПУ как субъект региональной системы образования на локальном уровне свободно определяет целевые ориентиры своего развития. Ими являются:

  • формирование, развитие и реализация принципов и методологии эколого - гуманитарного образования, основанного на концепции устойчивого развития современного общества;
  • содействие формированию нового мировоззрения и образа жизни, основанных на приоритете общечеловеческих ценностей и глобальном принципе устойчивого развития общества;
  • создание необходимых условий для удовлетворения потребностей личности в интеллектуальном, культурном и духовно-нравственном развитии;
  • создание отвечающей современным потребностям страны образовательно - воспитательной системы с учетом лучшего отечественного и зарубежного опыта;
  • разработка современной образовательной методологии, методик и программного обеспечения;
  • подготовка специалистов, способных разрабатывать и реализовать решения и проекты с учетом местных, региональных и отраслевых экономических, политических, демографических и иных особенностей;
  • разработка предложений по содержанию и организации высшего и послевузовского образования, созданию учебных центров; координация научно-методической деятельности по переподготовке, повышению квалификации, стажировке преподавателей, ведущего управленческого персонала; выработка рекомендаций по аккредитации самостоятельных негосударственных образовательных и воспитательных учреждений.

Специфика учебного заведения наглядно отражена в его учебном плане. Курс экологоориентированного образования четко обозначен по каждому из направлений подготовки специалистов в ПФ МНЭПУ. Так для направления «Юриспруденция» - это общеспециальный курс «Экологическое право», для направления «Экономика»-общеспециальный курс «Экономика природопользования», для направления «Психология» - курс «Экологическая психология». Базовое направление «Экология и природопользование» аккумулирует перечень общеспециальных дисциплин: введение экологию, гидроэкология, экология человека, биоэкология, геоэкология и др. Одновременно соблюдаются стандарты федерального и регионального уровней.

ПФ МНЭПУ как локальная подсистема обогащает РСО и общегосударственную образовательную систему. Это выражается в активной деятельности ПФ МНЭПУ по реализации всероссийского и регионального образовательных стандартов: в издательской деятельности (сборники научных трудов ПФ МНЭПУ, публикации в периодической печати); в создании преподавателями авторских программ, учебных и методических пособий: «Экологическая регионалистика» «Экономика природопользования» и т. д.; в сотрудничестве с вузами и школами Пензенской области (межвузовские научно-практические конференции, деятельность экологического кружка студентов и школьников и т. д.).

Данный процесс осуществляется через институты управления образования в регионе и через взаимообмен опытом работы с другими субъектами региональной системы образования.

Одновременно с анализируемым нами процессом осуществляется процесс стимулирования образовательной системой региона обновления содержания образования и поиска новых педагогических технологий. Процесс стимулирования инноваций помогает каждому отдельному субъекту региональной системы образования точно определить занимаемое в ней положение, объективно оценить свое существующее состояние, правильно наметить перспективы развития.

Интеграция ПФ МНЭПУ в новую инфраструктуру образовательных учреждений региона обусловлена тем, что:

  • стратегический курс на инновации в образовании, гуманизацию и гуманитаризацию образования находит свое адекватное выражение в содержании образования эколого - ориентированного вуза;
  • эколого-ориентированное содержание образования в ПФ МНЭПУ предоставляет большие возможности для реализации в региональных условиях статей № 4 и 41 Конституции РФ о необходимости экологически направленной деятельности в разных ее видах; Федеральных законов об охране окружающей среды.
  • в регионе существует социальный заказ на специалистов всех профилей с профессиональной экологической подготовкой, готовых действовать в интересах экологической безопасности;
  • кадровые, материальные, финансовые, содержательные возможности для работы учебного заведения были оценены как достаточные.

ПФ МНЭПУ как социально-педагогический феномен РСО - это первый в регионе негосударственный вуз социально-экологического профиля, образовательно-воспитательный процесс в котором опирается на фундаментальные методические основы содержания экологического образования в высшей школе, изложенные в трудах В.И. Вернадского, Н.Н. Моисеева, Д.Ж. Марковича, Н.Ф. Реймерса.

Являясь субъектом региональной системой образования и обретая на данных правах степень свободы конструирования, ПФ МНЭПУ выступает фактором восполнения и удовлетворения гуманистических, экологических, образовательных, культурологических и социальных запросов субъектов региона. ПФ МНЭПУ получает социальный заказ региона на формирование у студентов навыков профессионального самоутверждения в региональных условиях и становится своеобразным социально-педагогическим центром освоения стиля жизни в них.

В условиях развития региональной системе образования наше учебное заведение в силу гуманитарной направленности образовательно-воспитательного процесса в нем становится своеобразным центром интериоризации гуманистических, общекультурных и нравственных ценностей, воплощенных в истории и культуре региона и государства в их органичной связи.

Основным механизмом приведения в действие данного процесса является курс «Экологическая регионалистика». Данный курс расширяет общекультурный кругозор студентов; способствует выработке правильных отношений к совокупности ценностей материальной и духовной культуры человечества; дает ясное представление о процессе развития теории и практики региональных систем, их обусловленности социально-экономической структурой общества, соотношением образов «Я» и «МЫ», уровнем знания в определенное историческое время. Все это обеспечивает у студентов становление профессиональных умений и формирование гуманистического отношения к разрешению региональных проблем, побуждает их к проявлению мировоззренческих основ жизнедеятельности, имеющих индивидуально-личностную направленность.

Среди форм изучения культурного потенциала г. Пензы и Пензенского региона следует отметить посещение памятных мест, центров культуры, музеев-усадеб в Чембаре, Тарханах, Наровчате, Мокшане; подготовку курсовых работ (раздел «Экология регионального кулътуроведения»). Таким образом воплощается принцип культуросообразности региональной системы образования диалектическим умозаключением: от культуры края и страны к культуре мира.

Культурологическая основа региональной системы образования социальными условиями жизни региона. Регион - саморегулирующаяся экономическая система. Курс «Экологическая регионалистика» включает в себя методологию анализа развития современных экономических концепций и моделей развития региона; принципы построения региональных экономических систем; взаимосвязь и взаимозависимость региональной экономической системы и федеральных программ экономического развития; методику становления и развития экономических отношений в регионе; специфику экономических отношений в сельском хозяйстве и промышленности; исторический очерк экономического развития Пензенской области с XVII в. и роль отдельных представителей экономики края (Ю. Котранский, А. Бахметьев, Н. Будылин и т. д.).

Показательными в этом отношении являются защиты студентами ПФ МНЭПУ дипломных работ, посвященных изучению и разрешению разнооб­разных экологических проблем в регионе: «Физико-химические методы очистки производственных стоков на ТЭЦ-2 г. Пензы», «Оценка эколого-экономического ущерба от загрязнения атмосферы заводом ЖБИ г. Пензы» и т. д.

Свидетельством качества подготовки молодых специалистов-экологов служит тот факт, что многие из них по окончании учебы в вузе были востребованы на предприятиях, где они проходили практику. Между ПФ МНЭПУ и различными учреждениями г. Пензы и области неоднократно заключались договоры о сотрудничестве и адресной подготовке специалистов.

Рассматривая ПФ МНЭПУ как субъект региональной системы образования на локальном уровне, оправдано отнести его к числу субфакторов развития региона и социума. Его специфика при выполнении данной функции определяется вышеизложенными нами задачами и причинами интеграции в региональной системе образования (см. в, 2), а главное - продуктами его деятельности: выпускниками - специалистами, призванными обусловить своей будущей профессиональной деятельностью положительные изменения в структуре социума.

Самым действенным средством данного процесса мы полагаем личность специалиста - эколога, психолога, юриста, экономиста - со сформированным экологическим сознанием, экологическим мышлением и экологической культурой.

Список литературы

  1. Арбузов В.В. Межпредметные связи естественнонаучных и экологических дисциплин в учебном процессе по подготовке инженеров-экологов / В.В.Арбузов, Н.Ю.Келина, Н.В. Безручко //Университетское образование: Сборник материалов ΙV Международной методической конференции.- Пенза, 2000.-с.5-6.
  2. Концепция экологического образования населения Пензенской области.- Пенза, 1997.
  3. Мартынова Н.М. Экологическая регионалистика как средство обновления содержания учебно-воспитательного процесса гуманитарного вуза: Учебно - методическое пособие /Н. М. Мартынова.- Пенза: ПФ МНЭПУ, 2000.
  4. Национальная стратегия экологического образования в Российской Федерации. - М.:МНЭПИ, 2000.
  5. Программа экологического образования населения Пензенской области.- Пенза, 1997.
  6. Современное естествознание и взаимоотношения биосферы и общества.- М.: Изд-во МНЭПУ, 1998. - (Материалы конференции)
  7. Тарасов В.В. Региональная система педагогического образования учителя: Диссертация .-М.,1998.

Библиографическая ссылка

Мартынова Н.М. ПЕНЗЕНСКИЙ ФИЛИАЛ МЕЖДУНАРОДНОГО НЕЗАВИСИМОГО ЭКОЛОГО-ПОЛИТОЛОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В РЕГИОНЕ // Успехи современного естествознания. – 2005. – № 1. – С. 9-12;
URL: https://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=7603 (дата обращения: 20.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674