Научный журнал
Успехи современного естествознания
ISSN 1681-7494
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,823

ФОТОТУРИЗМ: ИСТОРИЯ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ

Волкова Т.А. 1
1 ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет»
Фототуризм относится к малоосвоенному направлению путешествий. Впервые данное понятие появилось еще в 1990 г. История возникновения и развития фототуризма тесно связана с развитием науки и техники, достижениями научно-технического прогресса. Впервые фототур в современном виде был организован в начале 1980-х гг. в Западной Европе. С течением времени фотографирование становилось модным занятием среди очень обеспеченных слоев населения, в связи с чем приобретало не только научный интерес. С распространением фотографии многие деятели данного направления добились больших коммерческих высот. В России организация фотопутешествий считается относительно новой сферой деятельности. Данное направление стало более активно осваиваться лишь с 2000-х гг., но исторические предпосылки появления фототуризма относят к Советскому Союзу. В последнее время занятие фотографией становится модным направлением, в особенности среди молодежи. Немалую роль в популяризации фототуризма играет развитие современных технологий, а также повсеместное распространение социальных сетей и постоянное расширение количества их пользователей. Появляется и популяризируется такое направление, как блоггинг, где особое внимание уделяется именно представленным фотографиям. Благодаря интернет-ресурсам, появилась новая разновидность фототуризма, которая в настоящее время заинтересовала многих пользователей виртуального мира. Данный тип фотографических путешествий получил название фотопозирование в туризме. В статье дается краткий ретроспективный анализ и характеристика современного состояния фототуризма в целом, поднимаются вопросы развития фототуризма на территории Краснодарского края. На сегодняшний день фототуризм стал довольно популярным видом отдыха за рубежом, но остается на начальном этапе развития в России.
туризм
туристско-рекреационная отрасль
фототуризм
фотопутешествия
история
ретроспективный анализ
фотопоход
фотопозирование в туризме
1. Алиева Ф.Б., Волкова Т.А., Карпова Ю.И., Ходыкина М.Ф. Непроизводственная сфера Краснодарского края // Научное обозрение. 2015. № 5. С. 160–165.
2. Мищенко Т.А. Влияние туристских ресурсов на развитие регионального туризма и проблема их рекреационной оценки // Географические исследования Краснодарского края: сборник научных трудов. Краснодар, 2009. С. 237–241.
3. Волкова Т.А. Эволюция понятия «инфраструктура туризма» // Этносоциум и межнациональная культура. 2015. № 7 (85). С. 66–71.
4. Голубчиков Ю.Н., Клименко С.В., Кружалин В.И., Тикунов В.С. Туризм в индивидуализации и географизации познания // Ситуационные центры и информационно-аналитические системы класса 4i для задач мониторинга и безопасности (SCVRT1516): труды международной научной конференции. Протвино, 2016. С. 119–226.
5. Иошина Е.А., Киносян М.Р., Корнеев А.А. Основные аспекты развития фототуризма на территории Ямало-Ненецкого автономного округа // Сервис в России и за рубежом. 2014. № 7 (54). С. 98–106. DOI: 10.12737/7471.
6. Астапова А.И. Фототуризм как перспективное направление ответственного туризма // Научный результат. Технологии бизнеса и сервиса. 2018. Т. 4. № 2. С. 3–10. DOI: 10.18413/2408-9346-2018-4-2-0-1.
7. Богачева Т.Л. О зарождении туристической фотографии // Электронный журнал «PROFOTOS». [Электронный ресурс]. URL: https://prophotos.ru/lessons/9755-zarozhdenie-turisticheskoy-fotografii (дата обращения: 20.06.2019).
8. Все о туристском бизнесе. Туристская библиотека «Все о туризме». [Электронный ресурс]. URL: http://tourlib.net/metod_tourism.htm (дата обращения: 20.06.2019).
9. Агеев М.И. Фототуризм как бизнес-идея // Идеи для бизнеса. 2017. № 13. С. 8–9.
10. История развития фотографии как искусства. Информационный портал «FOTOKOMOK». [Электронный ресурс]. URL: http://www.fotokomok.ru/istoriya-fotografii (дата обращения: 02.07.2019).
11. Волошина А.А., Теньгушева В.М. Фототуризм как оригинальный вид туризма // Молодежь, наука, творчество – 2015: сборник статей XIII межвузовской научно-практической конференции. Омск: Омский государственный институт сервиса, 2015. Ч. 2. С. 11–12. [Электронный ресурс]. URL: http://tourlib.net/statti_tourism/voloshina.htm (дата обращения: 21.07.2019).
12. Колков Е.И. Фотопутешествия OPEN FOTO: мифы и реальность. Подробный разбор основных заблуждений, связанных с нашими поездками. «OPEN FOTO». [Электронный ресурс]. URL: http://open-foto.ru/fototours (дата обращения: 08.08.2019).
13. Рублев В.С. Фототуризм и фотоэкспедиции // Тонкости туризма. 2018. № 3. С. 5–7.
14. Статистика социальных сетей по регионам России. Информационный портал «YouScan». [Электронный ресурс]. URL: http://youscan.io/researches (дата обращения 20.07.2019).
15. Злобина Е.В. Фототуризм: специфика, функции, перспективы развития в республике Марий Эл // Туризм как фактор модернизации экономики и развития регионов: материалы I Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (Йошкар-Ола, 19–21 ноября 2015 г.). Йошкар-Ола: Поволжский государственный технологический университет, 2015. С. 275–279.
16. Астапова А.И. Фототуризм как перспективное направление ответственного туризма // Научный результат. Технологии бизнеса и сервиса. 2018. Т. 4. № 2. С. 3–10. DOI: 10.18413/2408-9346-2018-4-2-0-1.
17. Sun J. Tourist tales: A case study on Photography Tourism in Yuanyang, China. Senri Ethnological Studies. 2010. V. 76. P. 111–130. DOI: 10.15021/00002546.
18. Дугаренко И.А., Дугаренко Н.Ю. Фототуризм в Крыму: факторы развития и приоритеты // Ученые записки Крымского федерального университета имени В.И Вернадского. География. Геология. 2018. Т. 4 (70). № 3. С. 31–42.
19. Гордеева Д.А., Савинкина Л.А. Фототуризм как один из способов продвижения туристских территорий // Индустрия туризма: возможности, приоритеты, проблемы и перспективы. 2019. Т. 14. № 1. С. 45–52.
20. Мищенко Т.А. Особенности территориальной дифференциации окружающей среды Краснодарского края с учетом ландшафтно-экологических особенностей // Актуальные вопросы экологии и охраны природы экосистем южных регионов России и сопредельных территорий: материалы XIX межреспубликанской научно-практической конференции (Краснодар, 21 апреля 2006 г.). Краснодар: Кубанский государственный университет, 2006. С. 153–154.
21. Статистика социальных сетей. Информационный портал «BrandAnalytics». [Электронный ресурс]. URL: https://br-analytics.ru/statistics/author/ (дата обращения: 15.03.2019).
22. Social media – Statistics & Facts. [Electronic resource]. URL: https://www.statista.com/topics/1164/social-networks. (date of access: 28.06.2019).
23. Коржонов Д.Н. Россия – самая неотснятая страна // Российское фото. 2018. № 5. С. 8–11.
24. Хамнаева Н.И., Цынгунова Е.Т. Разработка познавательного тур маршрута по Баргузинскому району республики Бурятия «Прекрасное должно быть рядом» // Россия-Казахстан: приграничное сотрудничество, музейно-туристический потенциал, проекты и маршруты к событиям мирового уровня: сборник статей Международной научно-практической конференции (Самара, 09–11 декабря 2015 г.). Самара: Самарский государственный экономический университет, 2016. С. 68.
25. Уденеева Н.В. Особенности организации фототуров // Научный вестник МГИИТ. 2018. № 5 (55). С. 39–43.

На сегодняшний день туризм считается очень крупной, а также активно формирующейся отраслью экономики. Помимо этого, туризм воздействует на другие секторы хозяйства, а именно на транспорт, торговлю, связь и т.д.

На сегодняшний день наблюдается развитие туризма на территории Российской Федерации. Необыкновенная красота природы, богатая история и большое число памятных объектов, ежегодно привлекают все большое количество экскурсантов. В связи с этим на отечественный рынок активно внедряются новые виды и формы организации путешествий. По мере развития общества, а также роста производительных сил происходит определенное усовершенствование рынка непроизводственной сферы. Отмечается рост технической оснащенности труда, введение все более развитых технологий [1, 2].

В связи с тем, что количество туристов постоянно увеличивается, а их запросы возрастают, появляется все больше нестандартных форм туризма, ориентированных на различные интересы людей. Сегодня, кроме привычных для многих экскурсионных, лечебно-оздоровительных, спортивных и экстремальных видов туризма, существуют и такие малораспространённые разновидности путешествий, как сельский, космический, тёмный туризм, а также джайлоо-туризм, кинотуризм и другие формы путешествий. К относительно новым направлениям можно отнести фототуризм.

Появление и развитие новых видов туризма – процесс, требующий особого внимания. Своевременное выявление тенденций и трендов формирования туристской отрасли позволяет достичь устойчивости ее развития. Трансформация структуры туристско-рекреационной отрасли влечет за собой изменения и в смежных видах хозяйственной деятельности, особенно значимое влияние оказывая на малый бизнес. В современных условиях развитие малого бизнеса является своеобразным индикатором здорового развития экономики и социума. Таким образом, целью исследования стал анализ особенностей развития и современного фототуризма, как отдельного вида туристкой активности, при этом для анализа особенностей развития указанного вида туристкой деятельности в первую очередь необходимо определиться с дефинициями, используемыми в рамках исследования.

Современная наука о туризме изобилует терминами, к определению которых разные ученые подходят по-разному. И если некоторые термины прописаны законодательно, что исключает возможности разночтений, то в отношении других мнения исследователей могут расходиться как в самой формулировке, так и в структуре определяемого объекта [3, 4]. Методологической основой исследования стал анализ статистических данных, научной и учебной литературы, ГОСТов и нормативно-правовых источников. Фототуризм относится к малоосвоенному направлению путешествий. Впервые данное понятие появилось еще в 1990 г. Его автором является британский ученый, историк Джон Феннел. В настоящее время точного научного определения данного понятия в ФЗ РФ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» и других документах, которые можно отнести к регулированию туристской деятельности в Российской Федерации, не существует [5], но дано немало всевозможных трактовок, которые были составлены авторами различных книг о фотоискусстве. А.И. Астапова в своей статье, посвященной данному направлению путешествий, рассмотрела различные определения как зарубежных, так и отечественных авторов, чьи работы направлены на изучение фототуризма. В публикации были приведены следующие определения, представленные в таблице.

На основании представленных приведенных трактовок можно дать следующее определение данного направления в туризме. Фототуризм – это организованное путешествие, включающее в себя элементы познавательного, этнографического и других видов туризма, направленное как на профессиональных фотографов, так и на любителей фотографии, с целью получения или совершенствования фотографических навыков и (или) получения фотографий под руководством организатора.

Определение понятия «фототуризм» [6]

Авторы понятия, год

Определение

Дж. Феннел (1990 г.)

Это вид туризма, который в основном зависит от знаний и обслуживания и не имеет высоких требований к туристским объектам, тем самым сохраняя природу и культуру, а также способный приносить экономические и социальные выгоды

Г.П. Робинсон,

Г. Пикарт (2009 г.)

Это путешествие, позволяющее фотографам и фотолюбителям открывать для себя новые уголки в компании единомышленников, направленное на повышение фотографического уровня и пополнения портфолио новыми фотографиями. Фототуризм включает в себя элементы следующих видов туризма: познавательного, экологического, этнографического, спортивного и т.д.

Синь Лу (2010 г.)

Это новое решение для продления туристского сезона с низким воздействием на окружающую среду, которое способствует обеспечению роста и повышению конкурентоспособности туристских направлений

А.А. Волошина,

В.М. Теньгушева (2015 г.)

Это вид организованного туризма, рассчитанный на любителей фотографии, желающих увидеть новые интересности разных уголков земли и под чутким руководством организатора грамотно и профессионально запечатлеть эту красоту на свою фотокамеру

 

История возникновения и развития фототуризма неотрывно связана с развитием науки и техники, достижениями научно-технического прогресса. Благодаря огромному количеству открытий в области фотографии, методы создания изображений становились все более совершенными, а технология их получения становилась все более доступной в различных странах, в связи с чем появлялись все новые направления фотоискусства. К одному из таких направлений можно отнести развитие фототуризма.

С давних времен путешественники старались передать красоту природы и поделиться своими открытиями и впечатлениями. Такая возможность представилась с появлением первых аппаратов, при помощи которых можно было получить фотоизображения. Считается, что такое направление, как туристическая фотография, стало популярным не только от тяги людей к искусству и запечатлению природной красоты, но и в силу того, что именно закрепленные изображения являлись достоверным источником информации об окружающем мире и происходящих в нем событиях. Полученные снимки могли также использоваться для различных научных исследований. В особенности в качестве исследовательского инструмента такие изображения применялись в археологии. Как известно, появление фотографии совпало с активным распространением и строительством железных дорог и пароходов, что позволяло состоятельным слоям населения путешествовать и при этом привозить из поездок фотоизображения. С середины XIX в. благодаря развитию прогресса, активной торговле иностранными товарами, выпуску печатной продукции об экзотических странах, а также моде тех времен на все новое, необычное и неизведанное, у многих людей появилось желание выехать за пределы своего места проживания, увидеть различные природные и архитектурные достопримечательности, познакомиться с традициями других народов, а также поделиться полученными впечатлениями с окружающими людьми. Исследователи и путешественники стали все чаще организовывать фотографические экспедиции, в развитых странах создавались фотоателье, которые встречались как правило, на оживленных улицах, где нередко прогуливались туристы или проводились групповые экскурсии. Во многих туристских городах стали устраивать выставки работ, сделанных за рубежом. Все это способствовало популяризации фотоискусства, а затем и зарождению фототуризма [7].

После того, как востоковед Жан Шампольн в 1829 г. совершил экспедицию в Египет, данное направление стало осваиваться и фотографами, но изначально лишь в научных целях. С течением времени в 1950-х гг., после изобретения калотипии, число фотопутешествий по египетской местности резко возросло. В этот период времени и происходит расцвет такого жанра, как туристическая фотография. Популяризации египетского направления способствуют различные археологические описания. Маршрут фотографа как правила пролегал от Нубии до Каира.

Еще до 1850-х гг. среди обеспеченных слоев населения, интересующихся фотоискусством, стало популярным отправляться в длительные поездки, для запечатления природных и архитектурных достопримечательностей различных стран. Работа над созданием снимков имела большое количество неудобств в силу того, что переносные аппараты тех времен были довольно громоздкими и имели большой вес. Путешественникам необходимо было иметь при себе не только камеру, которая весила около 10 кг, но также набор пластин и реактивов, благодаря которым становилось возможным создать снимок. В начале 1850-х гг. был изобретен мокроколлоидный процесс проявления изображений, благодаря чему качество фотографий значительно возросло, а время экспонирования сократилось в разы. Не смотря на преимущества данного метода, для путешественников он представлял еще большие неудобства, из-за того, что сделанные изображения необходимо было сразу проявлять, т.е. фотографам приходилось брать в дорогу дополнительное оборудование. Можно сказать, что фотопутешественники использовали целые передвижные лаборатории, которые включали в себя специальную палатку, так как пластины обрабатывались в полной темноте, а также большой ящик, для хранения химикатов, посуды, новых пластин и других приспособлений [8].

Необходимыми атрибутами фотосъемки тех времен являлись штативы и специальные держатели для пластинок, запас чистой дистиллированной воды. Вес всех принадлежностей в среднем составлял от 150 фунтов, поэтому для их перемещения зачастую нанимали нескольких носильщиков, также с этой целью использовали мулов или верблюдов. Как пример, можно привести несколько экспедиций. Феликсом Муленом в 1856 г. был проложен путь по Алжирской местности, вес необходимого для поездки багажа составил около 1150 кг. Путешествие Эме Сивиаля проходило в горах при отрицательной температуре, при этом ему приходилось нести на спине оборудование весом в 245 кг. Зачастую в связи с экстремальными условиями съемок и сложности технического оснащения, фотографам так и не удавалось получить снимки во время экспедиций.

Основателем туристической фотографии считается Френсис Фрит, который в 1855 г. решил продать свой бизнес для того, чтобы всерьез заняться фотоискусством и путешествиями. Наиболее известными являются его снимки, сделанные в странах Ближнего Востока, куда он совершил три поездки в 1850-х гг. За весь период деятельности фотограф выпустил семь книг со своими работами. Первая его поездка была совершена в Египет, затем он исследовал Палестину, Сирию и Нубию. Впоследствии он создал альбом со множеством снимков различных форматов, который был назван «Египет, Синай и Иерусалим». Еще одним путешественником, проявившим интерес к туристической фотографии, является Джордж Бриджес. В 1852 г. он создал примерно 1 500 негативов, которые были сделаны в различных странах Средиземноморья, а также в Египте. Немало фоторепортажей создавалось в странах Ближнего Востока, Френсисом Бедфордом. Именно он отправился в одну из поездок вместе с принцем Уэльским по приказу королевы Англии. Впоследствии, около 170 его снимков, сделанных в период путешествия, были опубликованы [9].

В 1853 г. было сформировано «Фотографическое общество», затем переименованное в «Королевское фотографическое общество». Его основателем является англичанин Роджер Фентон, считающийся первым военным фотографом. Все выполненные снимки доставались ему большим трудом так как создавались в условиях боевых действий. Помимо составления фоторепортажей, Фентон в своих работах отображал живописные уголки России, Великобритании и т.д., но наиболее привлекательным направлением для него являлась съемка архитектурных достопримечательностей различных стран и отображение жизни людей. Фотограф принимал активное участие в иллюстрировании различных книг, являлся владельцем самой крупной в Великобритании фотографической компании, которая была столь популярна, что Уилсон Фентон основал множество филиалов по всей стране.

До начала 1860-х гг. фотографию все еще причисляли к живописи, но именно в этот период происходит понимание разницы между фотоумением и мастерством художника. Рождается понятие «искусство фотографии». Во многих европейских странах происходит активное распространение фотографической профессии. На тот момент существовало два вида деятельности фотографа: студийная съемка и странствующая (когда мастер старался отобразить достоверную картину окружающего мира) [7]. Совершенно новым направлением для фотомастеров являлось исследование ледников. Первопроходцами в данной области называют братьев Биссон – знаменитейших парижских фотографов.

С распространением туризма и появлением большого количества курортных городов рождается новый жанр фотографии – топография, направленный на помощь в благоустройстве территории для отдыхающих. Основателем данного вида является Олимп Араго, приближенный императорского двора. К 1860-м гг. в каждом регионе обязательно был мастер, работающий в данном направлении. Топографическая фотография не получила широкого распространения лишь в Германии. Из работ того времени, сделанных немецкими мастерами, известны изображения Дрездена, отражавшие архитектурные и природные достопримечательности Неккара, Нюрнберга, Вюртемберга, Аугсбурга и Бамберга [10].

С распространением фотографии многие деятели данного направления добились больших коммерческих высот. Например, Дж. Вашингтон Уилсон, который разработал и подробно описал в своих трудах концепцию получения качественного снимка во время путешествий. Основой его теории был простой ракурс, немного притемненный передний план и гармоничное расположение объектов. Вскоре он открыл свое производство, для тиражирования фотографий, изображавших пейзажи. Особенно интерес при съемке он проявлял к закатам и туманам. Помимо этого, он работал с различными изданиями, выпускавшими энциклопедии, а его работы зачастую выставлялись на выставках, так как Уилсон в большей степени был ориентирован на получение коммерческой выгоды, многие путешествия, с целью получения новых изображений, совершали его ассистенты. Таким образом были отпечатаны прекрасные снимки из Марокко, Испании, Франции и Швейцарии [11].

Постепенно люди стали проявлять все больший интерес к фотографии и путешествиям, что породило появление тематических журналов. В 1888 г. был выпущен первый журнал, посвященный данной тематике, под названием «National Geographic Magazine». Изначально, его содержание состояло в большей степени из текстов, но в 1905 г. редактор Гилберт Гросвенор решил изменить формат подачи материала. Под его руководством вышел журнал объемом в 11 страниц, включающий в себя преимущественно фотоснимки тибетского города Лхаса. В дальнейшем происходило все большее усовершенствование фототехники, впоследствии были созданы цифровые камеры, благодаря которым в разы улучшилось качество получаемых изображений. Массовое производство цифровой фототехники пришлось на 2003 г. Постоянно разрабатывались новые, улучшенные модели камер, а также стали производить дополнительное оборудование, позволяющее делать снимки более качественными и интересными. За счет постоянного выпуска новых моделей, розничная стоимость устаревших фотокамер снижалась и в связи с этим техника становилась все более доступной, получив массовое распространение [12].

Туризм также становился популярнее и доступнее для многих слоев населения. Фирмы по организации туров получили повсеместное распространение, благодаря чему многие люди отошли от самостоятельных путешествий, доверив организацию своего отдыха специалистам. Впоследствии запросы туристов возрастали и с целью привлечения новых потребителей и удержания постоянных клиентов стали появляться новые форматы путешествий, ориентированные на различные интересы людей. Таким образом туристическая фотография оформилась в отдельный вид путешествий и получила название фототуризм.

Впервые фототур в современном виде был организован в начале 1980-х гг. в Западной Европе. Ученые до сих пор затрудняются ответить на вопрос о том, кто же является автором идеи данного направления и первым организатором путешествий, ориентированных не только на отдых, получение новых знаний и впечатлений, но, прежде всего, на создание участниками профессиональных снимков и освоение или же усовершенствование навыков в области фотоискусства. Около десяти лет назад, благодаря активному развитию техники, цифровые фотоаппараты стали более доступными для людей с различным материальным достатком и получили широкое распространение во многих странах. В это время, а именно в 2008 г., открылось агентство, которое специализировалось на организации и продвижении фототуров. Компания получила название «Photours», а ее основателями считаются профессионалы в области фотоискусства – Джефф Вандерпул и его коллега Марк Гудвин. Их основной целью было доказать, что в современном мире туризм немыслим без фотографии [10].

Путешествия, которые они организовывали могли быть как краткосрочными, и длиться всего несколько часов, так и продолжительными – порядка двух недель. Маршрут пролегал по различным странам Европы. Компания обещала своим клиентам проведение неспешных экскурсий, совершенствование уже имеющихся навыков или же познание азов в области фотодела, а также возвращение из путешествия с невероятными впечатлениями и необыкновенно красивыми снимками. По программе тура предусматривалось посещение и запечатление не только знаменитых на весь мир достопримечательностей, но также прогулка к тем объектам, которые являлись малоизвестными для большинства путешественников. Стоимость фототура была выше, чем обычной поездки, организованной фирмой [4].

В России организация фотопутешествий считается относительно новой сферой деятельности. Данное направление стало более активно осваиваться лишь с 2000-х гг., но исторические предпосылки появления фототуризма относят к Советскому Союзу. Толчком для зарождения подобных экскурсий послужил журнал, который назывался «Советское фото». В издании можно было увидеть снимки, сделанные путешественниками или же любителями фотографии. Известно, что возросший интерес к путешествиям и съемке способствовал тому, что в СССР стали основывать фотоклубы. В Советском Союзе существовало 450 таких школ, в которых не только проводились обучающие курсы, но и организовывались походы для оттачивания на практике полученных теоретических знаний. Данные путешествия относят к первым фототурам, которые проводились на территории СССР [10].

Большой вклад в развитие отечественного фототуризма внесла Илона Крыжановская. В 2003 г. под ее руководством был организован проект, под названием «ФотоТур». К его основным преимуществам относят абсолютную уникальность всех организованных программ и получение нестандартных снимков [12].

Постепенно организацией подобных туров стали заниматься и различные крупные фотошколы. Появлялось все большее количество новых проектов, созданных известнейшими фотографами. Например, «Фотосафари.ru» идея, разработанная Ольгой и Дмитрием Рудаковыми. Изначально данный проект не получил распространения среди любителей фотоискусства, и его разработчики путешествовали в основном с друзьями, но со временем бренд нашел свою аудиторию и на сегодняшний день занимается проведением экскурсий по всему миру. Особенно среди участников популярны маршруты по Японии, Италии, Антарктиде, Африке, Исландии и Канаде.

Стоит упомянуть и об успешно воплощённой в жизнь задумке С. Хлопкова и А. Безлепкина, получившей название «Бесконечная Планета». Впервые о турфирме стало известно в 2004 г. Ее деятельность направлена на проведение фотопутешествий с целью приобщения людей к традициям народов, проживающих на территории России и изучению их культуры. Организаторы самостоятельно разрабатывают все маршруты, стараясь сделать каждую экспедицию уникальной и непохожей на экскурсии, организованные конкурентами. Изначально туры проводились лишь по Центральной России, но, благодаря успешной реализации проекта, были созданы маршруты по Забайкалью, а затем и Кольскому полуострову [13].

В современном мире практически каждый человек имеет фотокамеру, и ни одна поездка большинства туристов не обходится без запечатления памятных моментов и интересных достопримечательных ресурсов [14, 15]. Многие люди хотят привозить из поездок не только множество приятных воспоминаний и впечатлений, но и большое число красивых фотокадров, напоминающих о путешествии. Кроме того, фотографии, которые туристы делают в своих турах, ценны сами по себе, поскольку являются неоспоримым доказательством путешествия [16, 17]. При этом именно фототуризм, в отличие от многих других видов туристской деятельности, не приводит к истощению природных и исторических ресурсов [18, 19]. Немалую роль в популяризации фототуризма играет развитие современных технологий, а также повсеместное распространение социальных сетей и постоянное расширение количества их пользователей [16].

В последнее время занятие фотографией становится модным направлением, в особенности среди молодежи [20]. Появляется и популяризируется такое направление, как блоггинг, где особое внимание уделяется именно представленным фотографиям. В связи с этим многие стремятся заполнить свои профили качественным контентом, который будет интересен большому числу людей. Данные интернет-ресурсы могут выступать также и в роли привлечения потенциальных клиентов, в первую очередь молодых [21].

Рассмотрим статистику пользователей социальных сетей на январь 2019 г. На данный период времени аудитория интернета составляет 4,39 млрд пользователей, из которых 3,48 млрд чел. зарегистрировано в различных социальных сетях по всему миру. В Российской Федерации данный показатель почти достиг отметки в 68 млн чел. Изучив данные официального сайта «Statista», можно увидеть, что наибольшей популярностью в России пользуется «YouTube» (социальная платформа, ориентированная на размещение видеороликов). Ей отдают предпочтение 63 % опрошенных россиян. На втором месте расположился сервер «ВКонтакте» (61 % опрошенных). Далее следует социальная сеть под названием «Одноклассники.ru» – 42 %, затем в строчке лидеров расположились такие мессенджеры, как «WhatsApp» и «Skype», набравшие равное число голосов, а именно 38 %, немного меньше получил онлайн-мессенджер «Viber» (33 %), который на 2 % опередила социальная платформа «Fаcebook» (35 %). На восьмом месте рейтинга разместился «Instagram», которому отдают предпочтение 31 % опрошенных пользователей социальных сетей в России. Более того, известно, что Российская Федерация занимает шестое место во всем мире и первое в Европе, исходя из количества активных пользователей данного ресурса (32 млн пользователей), возраст большинства из которых не превышает 30 лет (59 % чел.). Также есть сведения о том, что именно «Instagram» считается второй в списке социальных сетей, используемых для динамичного продвижения малого бизнеса. Далее, в рассмотренном на сайте статистическом графике, следуют «Google +», «FB Messenger», «Twitch» и др. ресурсы, набравшие менее 30 % голосов [21].

Из списка данных социальных платформ наиболее ориентированными на демонстрацию фотоснимков являются «ВКонтакте» и «Instagram». В связи с этим была рассмотрена статистика пользователей данных серверов в Краснодарском крае. Для этих целей были проанализированы материалы, размещенные на сайте «Brand Analytics» за март 2019 г. по регионам России. Напомним, что население Краснодарского края превышает 5,5 млн чел. Исходя из изученных данных можно увидеть, что Краснодарский край находится на седьмом месте в списке рейтинга по пользователям сети «ВКонтакте» (почти 925 тыс. чел. из более чем 31 млн пользователей всей страны) и на втором месте по количеству зарегистрированных человек в «Instagram» (более 1,5 млн чел. из более чем 22 млн пользователей по всей стране). Наиболее активная аудитория пользователей обоих ресурсов от 18 и до 35 лет, из которых преимущественный процент составляет молодежь. Учитывая рассмотренную статистику, можно сказать, что социальные сети могут стать полезным и весьма эффективным ресурсом, способствующим динамичному продвижению и популяризации фототуристского продукта на территории всего Краснодарского края [16].

Подробно рассмотрев историю зарождения и развития фототуризма, можно проследить, как с течением времени менялись смысл, заложенный в данное понятие, и цели, с которыми путешественники стремились получить снимки. Рассматриваемый вид деятельности является относительно новым в индустрии туризма, но несмотря на свое непродолжительное существование, изучаемое понятие претерпевало немало изменений. Если вернуться к истокам появления фотографических путешествий, то можно заметить, что изначально все поездки, в которых была задействована фототехника, совершались лишь в научных целях для получения достоверных данных. Прежде всего этот фактор был связан с высокой стоимостью необходимой для съемки техники, т.е. она не была доступна широкому кругу людей. Второе обстоятельство, которое затрудняло массовое распространение фотопроектов, заключалось в сложности перемещения необходимой техники, в силу ее тяжеловесности и громоздкости. Еще одной причиной можно назвать недостаточную развитость предприятий туризма и фотошкол тех времен [10].

С течением времени фотографирование становилось модным занятием среди очень обеспеченных слоев населения, в связи с чем приобретало не только научный интерес. Вскоре данное увлечение и породило такое понятие, как «туристическая фотография», которое с 1990-х гг. стало называться «фототуризм». Появление большого числа туристических фирм и школ для подготовки профессиональных фотографов также способствовало постепенной популяризации данного вида деятельности, но до 2000-х гг. фототуры все еще не получили широкого распространения. Причина этого прежде всего в дороговизне и недоступности необходимого минимального оборудования, в особенности самих фотокамер [9].

С 2003 г., после массового производства и резкого снижения цен на технику, фотографические экскурсии стали доступны большому количеству туристов. Теперь целью путешествия было прежде всего получение уникальных живописных снимков, а также приобретение фотографических знаний или оттачивание уже имеющихся навыков. В современном мире, фотография получила очень широкое распространение среди огромного количества людей, чему, как уже говорилось ранее, способствовали социальные сети. Благодаря интернет-ресурсам, два года назад появилась новая разновидность фототуризма, которая в настоящее время заинтересовала многих пользователей виртуального мира. Данный тип фотографических путешествий получил название фотопозирование в туризме [22, 23].

В связи с динамикой развития рассматриваемого типа путешествий можно сделать вывод, что на сегодняшний день для многих туристов, целью фотопутешествия становится не только запечатление достопримечательных ресурсов, приобретение и (или) усовершенствование навыков, но и запечатление себя и своих близких на фоне тех или иных природных и (или) культурно-исторических объектов для получения качественных, уникальных снимков и демонстрации их пользователям в социальных сетях. Позирование для фотографии – это умение принять такую позу, благодаря которой фотографируемый будет выглядеть наилучшим образом на полученном снимке. Таким образом, можно сказать о том, что суть фотопозирования в туризме заключается в том, чтобы путешественник не только улучшил фотографические навыки, но и по итогу поездки получил уникальные кадры, на большинстве которых основным объектом съемки является сам экскурсант, а живописные достопримечательности выступают в роли фонов получаемых кадров. Здесь задача гида-фотографа усложняется. Он должен уметь объяснить не только правила построения удачного снимка той или иной местности в определенное время суток, но и уметь работать с моделью, в качестве которой в данном случае выступает турист. Фотограф должен знать азы правильного фотопозирования и уметь донести свои знания в этой области до экскурсанта.

Фотопозирование может стать также полезным курсом для обучения или наглядного совершенствования навыков будущих фотографов, чья деятельность связана со съемкой различных мероприятий или же индивидуальных и (или) групповых фотосессий в живописных природных условиях и (или) на фоне созданных человеком достопримечательных объектов. Таким образом, обучаясь посредством подобных туров, фотограф научится не только выстраивать кадр наилучшим образом, исходя из особенностей местности, световых и погодных условий, но и доступно объяснять своим клиентам, как более выигрышно выглядеть в кадре [24].

Цена такого тура, соответственно, возрастает за счет более объемной теоретической части, которую необходимо грамотно, понятно и интересно изложить туристам. Организацией и проведением фотопозирования занимаются на данный момент в большей степени самостоятельные профессиональные фотографы. Несмотря на более высокую стоимость, данный вид фототуризма в скором времени может получить широкое распространение, преимущественно среди молодежи, чему, как уже было отмечено ранее, в наибольшей степени может способствовать постоянный рост пользователей различных социальных сетей, в особенности делающих акцент именно на качественном контенте, представленном в первую очередь интересными и привлекательными фотоснимками, которые могут заинтересовать большое число пользователей. Также, помимо фотопозирования, постепенно появляются и др. новые формы фототуризма, как, например, фотопоходы. В настоящий момент фототуризм, как инновационное направление сферы путешествий, активно развивается в зарубежных странах, но в России лишь немногие фирмы организовывают подобные туры. Диверсификация деятельности всех субъектов туристского рынка с помощью развития фототуризма будет способствовать успешному выполнению важнейшей задачи по развитию внутреннего туризма в России [25].

Заключение

Таким образом, можно увидеть, что развитие фототуризма берет свое начало еще с XIX в. С давних пор ученые активно трудились над созданием техники, которая могла бы запечатлеть исторические моменты из жизни людей, их быт, а также передать красоту природы различных стран. Со временем аппарат совершенствовался, благодаря чему появилась возможность перемещения устройства на местности. Несмотря на то, что передвижение техники было связано с огромным количеством неудобств и зачастую экстремальными погодными условиями, многие путешественники отправлялись в экспедиции по странам для получения фотоснимков. Со временем стали появляться фотографические общества и тематические журналы, посвященные путешествиям и фотоискусству, а также организовывались выставки, где можно было увидеть снимки, сделанные в различных уголках планеты. С распространением фототехники, а также популяризацией туризма, появился новый формат туров, ориентированный не только на отдых, получение знаний и впечатлений, но, прежде всего, на создание участниками профессиональных снимков.

На сегодняшний день фототуризм стал довольно популярным видом отдыха за рубежом, но остается на начальном этапе развития в России. Как правило, фототуры в России организуют по таким направлениям, как Байкал, Алтай, Камчатка, по маршруту «Золотое кольцо России» и в такие города, как Москва, Санкт-Петербург, а также по Архангельской, Мурманской, Ленинградской, Московской, Тверской областях, республиках Коми, Карелия. На данным момент в Краснодарском крае фототуризм не получил широкого распространения. Фототуры являются прекрасной возможностью не только ознакомиться с различными удивительно прекрасными уголками планеты, но и помогут повысить уровень фотомастерства, познакомиться с единомышленниками, получить яркие и незабываемые впечатления от поездки, а также пополнить свой фотоальбом новыми, необыкновенно красивыми, качественными и уникальными снимками.


Библиографическая ссылка

Волкова Т.А. ФОТОТУРИЗМ: ИСТОРИЯ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ // Успехи современного естествознания. – 2019. – № 9. – С. 103-112;
URL: http://www.natural-sciences.ru/ru/article/view?id=37205 (дата обращения: 10.05.2021).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074