Научный журнал
Успехи современного естествознания
ISSN 1681-7494
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,775

АНАЛИЗ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРИРОДООХРАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РЕГИОНАХ РОССИЙСКОГО ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА

Степанько Н.Г. 1
1 Тихоокеанский институт географии ДВО РАН
Основой формирования направления, характера и режима природопользования является хозяйственная деятельность, сложившиеся производственно-природные отношения. Помимо хозяйственной деятельности эффективность природопользования формирует и природоохранная деятельность. И от того, как объективно-рационально она будет организована, как экономически она будет обеспечена, зависит дальнейшее эколого-социально-экономическое развитие региона. Российский Дальний Восток (РДВ) является привлекательным с точки зрения наличия и разнообразия природных ресурсов, географическое положение позволяет развивать и укреплять связи со странами Азиатско-Тихоокеанского региона. Вышеперечисленные факторы определяют территориально-хозяйственную структуру РДВ и экологическую обстановку в регионах, которую в настоящий момент трудно назвать благоприятной. И поскольку регионы Дальнего Востока и в настоящее время, и в перспективе остаются в основном регионами ресурсной ориентации, антропогенный прессинг будет только усиливаться. Одним из основных факторов, обеспечивающих природоохранную деятельность, является экономическая составляющая, которая помимо целевых программ экологической направленности формируется текущими затратами и инвестициями на охрану окружающей среды и рациональное природопользование (ООС), призванные обеспечивать эколого-экономическую сбалансированность производственно-природных отношений. В представленной работе, используя расчетные экологические показатели, а также результаты анализа экологического состояния субъектов Российского Дальнего Востока (РДВ), проведен анализ экономической составляющей производственно-природных отношений.
Российский Дальний Восток (РДВ)
производственно-природные отношения
природопользование
экология
индекс экономической достаточности
1. Степанько Н.Г. Производственно-природные отношения в регионах Дальневосточного Севера / Н.Г. Степанько // Успехи современного естествознания. – 2017. – № 4. – С. 120–125.
2. Валовой региональный продукт по субъектам Российской Федерации в 1998–2015 гг. – официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/accounts/ (дата обращения: 07.05.2018).
3. Итоги V ежегодного рейтинга инвестиционной привлекательности регионов России. URL: http://www.ra-national.ru/sites/default/files/analitic_article/ % D0 %98 %D0 %BD %D0 %B2 %D0 %B5 %D1 %81 %D1 %82 %D1 %80 %D0 %B5 %D0 %B3 %D0 %B8 %D0 % BE %D0 %BD %D1 %8B %202017.pdf (дата обращения: 07.05.2018).
4. Инвестиционный портал Камчатского края. URL: http://investkamchatka.ru/ (дата обращения: 07.05.2018).
5. Административные правонарушения в области охраны окружающей природной среды и природопользования. КоАП РФ Глава 8. URL: Режим доступа: https://xn----stbmju3c.xn--p1ai/a139277-shtrafy-ekologii-koap.html (дата обращения: 07.05.2018).

Возникновение и функционирование любой территориально-хозяйственной структуры базируется на природопользовании, которое можно свести к трем интегральным составляющим: использование (или потребление) природных ресурсов, воздействие на компоненты природной среды и комплекс природоохранных мероприятий. Парадигма устойчивого развития предполагает такое развитие, которое обеспечивает сбалансированность социально-экономического развития и сохранение благоприятного состояния окружающей среды, природно-ресурсного потенциала. Экологическое состояние территории формирует хозяйственная деятельность территориально-хозяйственных структур, то есть существующие на ней производственно-природные отношения.

К регионам Российского Дальнего Востока проявляется большой интерес, как со стороны федеральных структур, так и со стороны иностранных инвесторов. А поскольку рассматриваемый регион, как и прежде, представляет интерес прежде всего как источник ресурсов, дальнейшее развитие производственно-природных отношений (которые являются сутью природопользования) будет усиливать техногенный прессинг и, как следствие, ухудшать экологическое состояние регионов Дальнего Востока. В связи с этим важным и актуальным является рассмотрение экономической составляющей природоохранной деятельности, что и явилось целью данного исследования.

Материалы и методы исследования

Для рассматриваемых регионов в настоящее время выявлены: несбалансированность природопользования практически во всех субъектах, отсутствие соответствия развития и размещения материального производства, расселения населения и экологической емкости территорий. В силу обширности территории и, как следствие, наличия в регионе разнообразных природно-климатических условий, сезонной и многолетней мерзлоты и т.д. природные экосистемы Дальнего Востока значительно меньше устойчивы к антропогенным воздействиям, по сравнению с европейской частью России. Проведенный ранее анализ инвестиционных проектов показал, что по-прежнему охране окружающей среды (ООС) и рациональному природопользованию уделяется непозволительно мало внимания. Это дает основание утверждать, что существующий эколого-экономический дисбаланс будет усиливаться.

Одним из основных факторов, обеспечивающих природоохранную деятельность, является экономическая составляющая, которая помимо целевых программ экологической направленности формируется текущими затратами и инвестициями на охрану окружающей среды и рациональное природопользование, призванными обеспечивать эколого-экономическую сбалансированность производственно-природных отношений. Экономическая составляющая (текущие затраты, инвестиции на ООС, их структура) рассматриваемых регионов в течение длительного времени не соответствует необходимой.

Результаты исследования и их обсуждение

Анализ динамики инвестиций в ООС и рационального природопользования показал, что в большинстве регионов в последние годы увеличения не наблюдается, за исключением Магаданской области и незначительного в Приморском крае (рис. 1, а, б). Пробелы в графиках объясняются отсутствием официальной статистической информации.

step1a.wmf

а)

step1b.wmf

б)

Рис. 1. Динамика инвестиций в ООС и рациональное природопользование в регионах РДВ

Предложенный ранее и рассчитанный индекс экономической достаточности природоохранной деятельности (ИЭД) [1] за три года по регионам РДВ варьирует в пределах от 0,01 до 0,2 при оптимальном значении – 1, за исключением Магаданской области и ЕАО, где в последнее время эти показатели значительно увеличились (таблица). Несмотря на рост ВРП, отсутствие снижения объемов загрязненных сбросов и выбросов, инвестиции на ООС и рациональное природопользование а также текущие затраты остаются на недопустимо низком уровне (например, рис. 2, а, б). Инвестиционная привлекательность дальневосточных регионов заметно возросла: Сахалинская, Магаданская, Амурская области, а также Хабаровский край и Саха (Якутия) вошли в группу «высокой инвестиционной привлекательности»; Приморский, Камчатский края и Чукотский АО – в группу «средней инвестиционной привлекательности»; ЕАО – в группу «умеренной инвестиционной привлекательности [3]. Инвестиционные проекты ближайших 5–10 лет в дальневосточных регионах направлены в основном на развитие горнодобывающих и обрабатывающих отраслей, а проектов в области ООС и рационального природопользования крайне мало: только в Камчатском крае предусмотрены два проекта в этом направлении и один проект развития традиционных промыслов [4]. Это говорит о том, что техногенный прессинг в дальневосточных регионах будет усиливаться, а финансирование природоохранной деятельности, как на уровне предприятий, так и на региональном уровне, как и прежде, идет по остаточному принципу. А это значит, что рациональное, эффективное природопользование, без которого устойчивое развитие невозможно, для дальневосточных регионов в настоящее и ближайшее будущее время невозможно.

Эффективность природоохранной деятельности в регионах РДВ

Субъекты

Σ тек. затрат +, инвест. в основн. капитал на ООС и рац. прир-ие, млн руб.

2013/2014/2015

Экономич.

оптимум,

млн руб.

(8 % от ВРП)

2013/2014/2015

ВРП,

млн руб.

2013/ 2014/2015 [2]

Индекс экономической достаточности (ИЭД) природоохранной деятельности

(факт./оптимум) 2013/2014/2015

Республика Саха (Якутия)

4889,7/

10772,3/

10314,8

45530,5/

52812,0/

59999,0

569131,6/

660150,0/

749987,5

0,1/0,2/0,2

Приморский край

715,4/

3069,2/

3444,4

46049,2/

51477,2/

57332,0

575615,4/

643464,9/

716650,0

0,02/0,1/0,1

Хабаровский край

4290,4/

3425,2/

7245,6

37895,6/

43943,1/

45722,0

473695,2/

549289,3/

571524,8

0,1/0,1/0,2

Амурская область

1030,3/

1042,3/

н/д

16898,0/

18831,1/

22150,2

211224,4/

235388,8/

276877,1

0,1/0,1/н/р

Камчатский край

355,5/

690,0/

393,8

10524,9/

11633,6/

13752,0

131560,6/

145419,9/

171900,1

0,03/0,1/0,03

Магаданская область

487,5/

1082,8/

7848,4

7079,2/

7761,3/

9967,8

88490,1/

97015,6/

124596,9

0,1/0,1/0,8

Сахалинская область

885,9/

2644,9/

5621,6

53902,0/

63478,5/

66343,9

673775,4/

793481,6/

829298,6

0,02/0,04/0,1

ЕАО

34,6/

156,1/

1884,8

3030,8/

3339,3/

3589,9

37885,4/

41741,8/

44873,3

0,01/0,1/0,5

Чукотский АО

196,3/

452,3/

264,0

3759,2/

4524,5/

5112,8

46989,7/

56556,2/

63910,2

0,1/0,1/0,1

step2a.wmf

а)

step2b.wmf

б)

Рис. 2. Эколого-экономические составляющие производственно-природных отношений в Саха (Якутия) и Чукотском АО

Помимо целевых программ, инвестиций и текущих затрат на ООС и рациональное природопользование определенной «помощью» в решении проблем в данной области могли бы быть и штрафы за нарушение экологического законодательства. В 2015 г. они составили (млн руб.): Приморский край – 6,4, Саха (Якутия) – 35,2, Хабаровский край – 0,3, Амурская область – 0,09, Камчатский край – 4,98, Магаданская область – 0,09, Сахалинская область – 3,8. Несмотря на то, что 90 % от этих сумм остаются в бюджетах регионов (60 % местный, 30 % региональный), они зачисляются на счета экологических фондов, а отчетность по использованию средств не доступна или приводится в общем виде. Часто выплаченные штрафы не соответствуют предъявленным (например, в 2015 г. в Камчатском крае было предъявлено штрафов на сумму 205,7 млн руб., а выплачено – 4,98 млн руб.; в Магаданской области выставлено 0,17 млн руб., выплачено – 0,09 млн руб.). Невнесение в установленные сроки платежей также должно налагаться штрафом (статья 8.41, глава 8 КоАП РФ) [5], но ситуация остается на прежнем уровне.

Заключение

Экономика регионов РДВ имеет ресурсно-сырьевой характер. В районах Российского Дальнего Востока (РДВ), включая морской шельф, сосредоточено около 30 % природно-ресурсного потенциала России, который наряду с географическим положением являются благоприятными предпосылками развития внешнеэкономических связей региона. Все эти факторы говорят о наличии больших возможностей и перспектив для успешного развития дальневосточных регионов, что, безусловно, повлечет усиление техногенного воздействия на природную среду и приведет к обострению существующих и возникновению новых экологических проблем. Поэтому необходимо достаточное экономическое обеспечение экологичности природопользования как на региональном уровне, так и на уровне отдельных видов производств, оно является одним из основных факторов предотвращения и ликвидации риска возникновения и развития экологического неблагополучия, обеспечения устойчиво-рационального развития производственно-природных отношений. Для этого должно быть:

1) целевое инвестирование в этот сектор с учетом существующих региональных и производственных проблем;

2) структура инвестиций на ООС и рациональное природопользование должны определяться существующими ситуациями;

3) использование средств (из всех источников) на ООС должно контролироваться соответствующими органами и отчетность должна быть доступной как для заинтересованных лиц, так и для населения;

4) необходимо внести изменения и дополнения в экологическое законодательство (значительно увеличить размеры штрафов за нарушение или невыполнение природоохранного законодательства, несвоевременную выплату штрафов; ужесточить меру наказания за экологические правонарушения, недостоверную экологическую информацию и др.);

5) при формировании пакета документов на создание какого-либо производства проведение экологической экспертизы должно быть обязательным для любого вида деятельности, а для производств I и II классов вредности сделать обязательной и общественную экологическую экспертизу.

Территория РДВ с сохранившимися природными ресурсами и естественными экосистемами, с ее человеческим, производственно-экономическим и научным потенциалом может стать хорошим «полигоном» реализации «зеленой экономики», а ее реализация зависит от активной позиции государственных и региональных органов, разработки налоговых льгот и других преференций для «зеленого» бизнеса, а главное – от строгого контроля за его выполнением и принятия предусмотренных законодательством результативных санкций.


Библиографическая ссылка

Степанько Н.Г. АНАЛИЗ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРИРОДООХРАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РЕГИОНАХ РОССИЙСКОГО ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА // Успехи современного естествознания. – 2018. – № 7. – С. 189-193;
URL: https://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=36824 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674