Научный журнал
Успехи современного естествознания
ISSN 1681-7494
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,775

ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ ПРИМОРСКОГО КРАЯ: ВОЗМОЖНОСТИ И ОГРАНИЧЕНИЯ

Суржиков В.И. 1
1 ФГБОУ ВО «Владивостокский государственный университет экономики и сервиса»
В статье обосновывается актуальность оценки внешнеэкономического потенциала муниципальных образований Приморского края как для расширения внешнеэкономической деятельности со странами Азиатско-Тихоокеанского региона, так и для собственного социально-экономического развития. В его структуре выделено четыре компонента: потенциал экономико-географического положения, экспортно-ориентированный природно-ресурсный, социально-экономический и инвестиционный потенциалы. Приведены результаты покомпонентной и комплексной оценок. На основе полученных данных выделены четыре типа муниципальных образований по уровню внешнеэкономического потенциала: очень высокий, высокий, средний и низкий. Представлена их краткая характеристика. Автором изучены возможности и ограничения использования внешнеэкономического потенциала для развития внешнеэкономического взаимодействия в рамках принятых федеральных законов «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации» и «О свободном порте Владивосток».
оценка
внешнеэкономическая деятельность
внешнеэкономический потенциал
муниципальное образование
Приморский край
1. Анненкова А.А. Методические подходы к оценке внешнеэкономического потенциала региона // Среднерусский вестник общественных наук. – 2007. – № 3. – С. 152–157.
2. Блудова С.Н. О классификации регионов РФ на основе оценки внешнеэкономического потенциала // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. – 2004. – № 2 (13). – С. 85–92.
3. Немирова Г.И. Теоретические подходы к определению внешнеэкономического потенциала региона / Г.И. Немирова, Е.Л. Красильникова // Вестник ОГУ. – 2012. – № 9 (145). – С. 75–79.
4. Разумов П.Б. Социально-культурные аспекты развития внешнеэкономического потенциала регионов России: дис. … канд. экон. наук. – М., 2010. – 176 с.
5. Рябинина Л.И. Анализ влияния экономико-географического положения Приморского края на потенциальные возможности внешнеэкономической деятельности / Л.И. Рябинина, В.И. Суржиков // Научное обозрение. – 2015. – № 20. – С. 291–295.
6. Рябинина Л.И. Территориальная дифференциация социально-экономического развития Приморского края в условиях инвестиционной активности / Л.И. Рябинина, В.И. Суржиков // Региональные исследования. – 2015. – № 1. – С. 32–40.
7. Рябинина Л.И. Оценка экспортно-ориентированного природно-ресурсного потенциала Приморского края / Л.И. Рябинина, В.И. Суржиков // Фундаментальные исследования. – 2014. – № 12–3. – С. 542–546.
8. Указ Президента РСФСР от 15.11.1991№ 213 (ред. от 27.10.1992) «О либерализации внешнеэкономической деятельности на территории РСФСР» [Электронный ресурс] // Официальный сайт компании «Консуль-тантПлюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_143.

Указом Президента Б.Н. Ельцина № 213 от 15 ноября 1991 г. «О либерализации внешнеэкономической деятельности на территории РСФСР» было децентрализовано управление внешнеэкономическими связями и упразднена государственная монополия в сфере внешнеэкономической деятельности, что позволило российским предприятиям и организациям осуществлять внешнеторговые операции с момента их образования, без специальной регистрация в качестве участников ВЭД [8]. Вследствие чего субъекты экономики получили возможность расширения собственного потенциала за счёт осуществления внешнеэкономической деятельности.

Таким образом с начала 1990-х годов учёные экономисты стали уделять пристальное внимание понятию «экспортный потенциал территории». Затем возникла необходимость перехода к дефиниции «внешнеэкономический потенциал», которая была обусловлена укреплением и расширением направлений международных экономических отношений. Субъекты экономики продолжали осуществлять внешнеторговые процессы, но при этом стали участвовать в различных формах внешнеэкономического сотрудничества (научно-техническое и научно-производственное, военно-техническое, инвестиционное и др.).

Дальнейшее интенсивное развитие международной экономической интеграции страны обусловило необходимость исчисления внешнеэкономического потенциала как на уровне субъектов, так и на уровне муниципальных образований. Тем более что падение производства и сжатие внутреннего спроса, смещение регулирования социально-экономических процессов на локальный уровень предопределили саморазвитие низовых административных единиц. В то же время децентрализация управления внешнеэкономическими связями и переход экономики в русло рыночных отношений предоставили им некую возможность участия во внешнеэкономической деятельности, которая призвана, прежде всего, способствовать социально-экономическому развитию муниципалитетов, привлечению иностранных инвестиций, использованию зарубежного опыта.

В связи с этим каждая административно-хозяйственная единица стремится мобилизовать свой потенциал для внешнеэкономического взаимодействия. Но структурные особенности экономики и всего комплекса ресурсов территории существенно ограничивают возможности участия во внешнеэкономической деятельности одних муниципалитетов и благоприятствуют другим. Исходя из этого автором установлено, что необходимость оценки внешнеэкономического потенциала приобретает особое значение для муниципальных образований в целях обеспечения их устойчивого развития.

В литературе данной проблематике посвящён ряд работ отечественных учёных, А.А. Анненковой [1], С.Н. Блудовой [2], Г.И. Немировой [3], П.Б. Разумова [4]. Несмотря на научный интерес, оценки внешнеэкономического потенциала на уровне муниципального образования не проводились.

Автором определена структура внешнеэкономического потенциала (потенциал экономико-географического положения, экспортно-ориентированный природно-ресурсный, социально-экономический и инвестиционный потенциалы) и проведена покомпонентная оценка тридцати двух муниципальных образований Приморского края без учёта двух закрытых административно-территориальных образований г. Большой Камень и г. Фокино (таблица).

Результаты покомпонентной оценки внешнеэкономического потенциала муниципальных образований Приморского края [5, 6, 7]

Название МО

ЭОПРП1

СЭП2

ИП3

ЭГП4

Абс.

балл

Абс.

балл

Абс.

балл

Абс.

балл

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Анучинский МР**

8,79

1

0,27

1

2,00

2

2,60

1

Арсеньевский ГО*

7,00

1

2,24

2

1,00

1

2,90

1

Артемовский ГО

7,00

1

2,80

2

4,00

3

6,10

2

Владивостокский ГО

64,00

4

13,22

4

8,00

4

7,10

3

Дальнегорский ГО

50,39

4

1,15

1

2,00

2

5,30

2

Дальнереченский ГО

7,00

1

0,92

1

2,00

2

4,40

2

Дальнереченский МР

7,72

1

0,13

1

1,00

1

3,70

1

Кавалеровский МР

27,66

3

0,43

1

1,00

1

3,60

1

Кировский МР

7,06

1

0,81

1

1,00

1

4,00

1

Красноармейский МР

27,06

3

0,75

1

1,00

1

2,20

1

Лазовский МР

32,22

3

0,39

1

2,00

1

5,30

2

Лесозаводский ГО

7,89

1

1,10

1

3,00

2

5,80

2

Михайловский МР

7,87

1

0,79

1

2,00

3

3,20

1

Надеждинский МР

52,00

4

0,71

1

1,00

1

4,40

2

Находкинский ГО

64,00

4

3,97

3

5,00

3

6,90

3

Октябрьский МР

7,00

1

0,63

1

1,00

1

5,90

2

Ольгинский МР

36,29

3

0,19

1

1,00

1

5,80

2

Партизанский ГО

7,00

1

0,70

1

2,00

1

3,20

1

Партизанский МР

7,00

1

0,66

1

2,00

1

4,20

1

Пограничный МР

7,00

1

0,42

1

1,00

1

6,60

3

Пожарский МР

21,73

3

1,37

1

1,00

1

3,40

1

Спасск-Дальний ГО

7,00

1

0,84

1

1,00

1

3,60

1

Спасский МР

7,00

1

0,59

1

1,00

1

3,70

1

Тернейский МР

63,34

4

0,88

1

4,00

3

5,70

2

Уссурийский ГО

7,32

1

5,40

3

5,00

3

4,50

2

Ханкайский МР

7,00

1

0,49

1

2,00

1

5,50

2

Хасанский МР

52,00

4

0,72

1

3,00

1

10,50

4

Хорольский МР

13,72

2

0,73

1

2,00

2

4,00

1

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Черниговский МР

7,47

1

0,60

1

1,00

1

3,70

1

Чугуевский МР

15,6

2

0,35

1

1,00

1

2,30

1

Шкотовский МР

52,97

4

0,48

1

1,00

1

4,20

1

Яковлевский МР

7,00

1

0,21

1

1,00

1

2,20

1

Примечания: * – городской округ; ** – муниципальный район; 1 – экспортно-ориентированный природно-ресурсный потенциал, 2 – социально-экономический потенциал; 3 – инвестиционный потенциал; 4 – потенциал экономико-географического положения.

pic_129.tif

Внешнеэкономический потенциал муниципальных образований Приморского края

На основе полученных результатов оценки внешнеэкономического потенциала муниципальных образований Приморского края была проведена их типология, которая позволила выделить четыре типа муниципалитетов. К первому типу с очень высоким внешнеэкономическим потенциалом (3,19–3,90 балла) отнесены крупнейшие экономические центры региона – Владивостокский и Находкинский городские округа (рисунок).

Для муниципалитетов характерна мореходная специализация. Главные виды хозяйственной деятельности представлены такими отраслями промышленности, как рыбная, судостроение и судоремонт, транспорт, машиностроение (приборостроение, автомобилестроение). Лидирующее место в структуре промышленного комплекса занимает рыбная промышленность, что обусловлено наличием значительных запасов морских биоресурсов.

Относительно благоприятное ЭГП, которое обеспечивается выходом к морскому побережью и наличием крупных международных портов, определяет одну из ведущих отраслей – транспорт. На территории городских округов действуют крупнейшие морские порты всего Дальнего Востока.

Здесь работают старейшие предприятия региона, которые занимаются производством радиолокационной, радионавигационной аппаратуры и радиоаппаратуры дистанционного управления, производством приборов и инструментов для измерения, контроля и испытаний, производством приборов и аппаратуры для автоматического регулирования или управления.

Автомобилестроение представлено ООО «Мазда Соллерс Мануфэкчуринг Рус», которое взаимодействует с крупными производителями автомобилей Японии и Южной Кореи. На предприятии из готовых импортных узлов и агрегатов собирают автомобили известных мировых производителей, таких как Mazda, Isuzu, SsangYong.

К пищевой промышленности помимо производства рыбопродукции относятся производство колбасных изделий, продуктов из мяса и мяса птицы, мясных полуфабрикатов, производство алкогольных и безалкогольных напитков.

Иностранные контрагенты активно инвестируют в экономику муниципалитетов. Данные за период с 2008 по 2013 г. свидетельствуют о том, что 88,2 % иностранных инвестиций от общекраевых приходится на них. Здесь работают порядка 400 предприятий с участием иностранного капитала.

Второй тип муниципалитетов с высоким внешнеэкономическим потенциалом (2,46–3,18 балла) образуют: Дальнегорский, Артемовский, Уссурийский городские округа и Надеждинский, Тернейский, Хасанский муниципальные районы.

Хасанский муниципальный район расположен на юге Приморского края и обладает самым благоприятным ЭГП. Он имеет выход одновременно к побережью Японского моря с тремя международными морскими портами (Зарубино, Посьет, Славянка) и к сухопутной государственной границе с двумя таможенными пунктами пропуска Краскино (КНР) и Хасан (КНДР). Сочетание приморского и приграничного положения района характеризует его значительный транзитный потенциал, предоставляющий широкие возможности осуществления внешнеэкономических связей, как наземным транспортом, так и морским. Оставшиеся муниципалитеты характеризуются условно благоприятным ЭГП.

Очень высокий экспортно-ориентированный природно-ресурсный потенциал характерен для Дальнегорского городского округа и Надеждинского, Тернейского, Хасанского районов. Все они располагают запасами морских биоресурсов. Одновременно с этим Тернейский МР обладает и самым значимым лесоресурсным потенциалом в Приморье (20 % общекраевых запасов древесины). На территории Дальнегорского городского округа размещены крупнейшие месторождения свинца и цинка (Николаевское, Партизанское, Верхнее, Майминовское, Южное), крупнейшее в России боросиликатное месторождение. На основе разработки последнего ЗАО «ГХК БОР» смог зарекомендовать себя как один из основных экспортёров борной кислоты в страны АТР. Отличные перспективы для освоения и инвестирования имеет Черемшанский рудный узел.

Для Артёмовского и Уссурийского округов характерны средний и высокий уровни социально-экономического потенциала, для всех остальных муниципалитетов – низкий уровень. Уссурийский городской округ занимает стабильное второе место в крае по объёму валового муниципального продукта. Здесь производится третья часть всей промышленной продукции Приморского края. Удельный вес пищевой промышленности в общем объёме производства округа составляет около 60 %. Экономику Артёмовского округа формируют отрасль строительных материалов, лесная и деревообрабатывающая, лёгкая и пищевая промышленность, электроэнергетика и транспорт.

Инвестиционный потенциал Артёмовского, Уссурийского городских округов и Тернейского района высокий. В их экономику активно инвестируют японские, корейские и китайские предприниматели.

В третий тип муниципалитетов со средним внешнеэкономическим потенциалом (1,74–2,45 балла) вошли: Лесозаводский, Дальнереченский, Арсеньевский, Спасск-Дальний, Партизанский городские округа и Михайловский, Шкотовский, Пожарский, Лазовский, Ольгинский, Октябрьский, Кавалеровский, Красноармейский муниципальные районы.

Лесозаводский, Дальнереченский городские округа и Лазовский, Ольгинский и Шкотовский муниципальные районы обладают условно благоприятным экономико-географическим положением. Все остальные административные единицы имеют неблагоприятное ЭГП.

Высоким экспортно-ориентированным природно-ресурсным потенциалом характеризуются Кавалеровский, Красноармейский, Лазовский, Ольгинский и Пожарский муниципальные районы. Они обладают значительной минерально-сырьевой базой. На территории Красноармейского и Пожарского районов сосредоточены крупнейшие в России месторождения вольфрама (Восток-2 и Лермонтовское). Красноармейский район богат серебро-полиметаллическими (Таежное, Кумирное, Левобережное) и комплексными олово-полиметаллическими (Зимнее и Дальнетаежное) месторождениями. Существенные запасы олова, свинца, цинка, железных руд имеются на территории Ольгинского (Щербаковское, Фасольное месторождения) и Кавалеровского (Силинское месторождение) районов. Все эти месторождения располагаются в непосредственной близости от морских портов, что определяет их перспективность для инвестирования. Кроме этого на Пожарский и Красноармейский районы приходится 37 % общекраевых запасов древесины. Лазовский и Ольгинский районы обладают значительными запасами морских биоресурсов.

Среди всех муниципалитетов только Арсеньевский городской округ обладает средним уровнем социально-экономического потенциала. Он является центром машиностроения. В структуре отгруженных товаров и услуг собственного производства крупными и средними предприятиями 94 % приходится на продукцию машиностроения.

Высокие показатели инвестиционного потенциала характерны для Михайловского района, где в сельское хозяйство инвестируют предприниматели из КНР и Республики Корея.

К четвёртому типу муниципалитетов с низким внешнеэкономическим потенциалом (1,0–1,73 балла) относятся: Пограничный, Партизанский, Хорольский, Анучинский, Чугуевский, Ханкайский, Черниговский, Яковлевский, Спасский, Кировский и Дальнереченский муниципальные районы, большинство из которых характеризуются неблагоприятным ЭГП.

Средним экспортно-ориентированным природно-ресурсным потенциалом обладают Чугуевский и Хорольский муниципальные районы. Они характеризуются богатой минерально-ресурсной базой и значительными запасами лесных ресурсов. На долю Чугуевского района приходится 10 % промышленных запасов древесины края. В Хорольском районе расположены Вознесенское и Пограничное месторождения, содержащие 100 % российских запасов руд плавикового шпата и значительные запасы руд редкоземельных металлов (тантало-ниобатов).

Экономики муниципалитетов имеют в основном сельскохозяйственную и лесозаготовительную специализацию, во многом именно поэтому демонстрируют низкие показатели уровня экономического, социального и инвестиционного развития по сравнению со среднекраевыми значениями.

На дальнейшее использование внешнеэкономического потенциала муниципальных образований должны повлиять принятые федеральные законы «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации» и «О свободном порте Владивосток». Режим свободной таможенной зоны позволит привлечь иностранных инвесторов, в том числе для создания совместных преприятий, увеличить грузооборот портов муниципалитетов первого типа, что приведёт к росту их доходов, повышению занятости населения, росту налоговых доходов. Получат импульс к развитию и обрабатывающие производства, ориентированные на экспорт, расположенные на территории муниципальных образований первых трёх типов.

В то же время существует ряд факторов, ограничивающих дальнейшее развитие: механизмы распределения полномочий между органами местного самоуправления и Управляющей компанией свободного порта Владивосток; неготовность транспортной системы края; бюрократические препоны, проверки, получение разрешительной документации; медленное оформление таможенных грузов; инфраструктура пунктов пропуска, не отвечающая современным требованиям.


Библиографическая ссылка

Суржиков В.И. ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ ПРИМОРСКОГО КРАЯ: ВОЗМОЖНОСТИ И ОГРАНИЧЕНИЯ // Успехи современного естествознания. – 2016. – № 12-2. – С. 454-459;
URL: https://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=36330 (дата обращения: 24.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674