Научный журнал
Успехи современного естествознания
ISSN 1681-7494
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,775

ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА ПРИ ПОСТРОЕНИИ УСПЕШНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КАРЬЕРЫ

Полицинский Е.В. 1 Полицинская Е.В. 1
1 ФГАУ ВО «Юргинский технологический институт» (филиал) Национальный исследовательский Томский политехнический университет
В статье рассматривается роль личностных качеств при формировании конкурентоспособного молодого специалиста. Представлены результаты анкетирования работодателей и студентов по выявлению значимых личностных качеств, позволяющих выпускнику быть конкурентоспособным на рынке труда. Предложены формы и методы обучения, реализация которых в образовательном процессе вуза позволит успешно развивать у выпускника вуза необходимые работодателю личностные качества.
личностные качества
выпускник вуза
работодатели
успешная карьера
1. Киржбаум О.В. Повышение конкурентоспособности выпускников вузов на рынке труда: организационный аспект: организационный аспект: автореферат дис. ... канд. эконом. наук: 08.00.05. – Омск, 2007. – 23 с.
2. Никифорова, И.Г. Организационно-методическая система развития профессиональных способностей студентов-менеджеров: дис. … канд. пед. наук: 13.00.08. – Томск, 2003. – 129 с.
3. Оганесов В.А. Подготовка конкурентоспособного специалиста в условиях диверсификации высшего образования: дис. … канд. пед. наук: 13.00.08. – Ставрополь, 2003. – 160 с.
4. Папуловская Н.В. Формирование социально-профессиональных компетенций для полипрофессионального взаимодействия у будущих разработчиков программных продуктов: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.08. – Екатеринбург, 2012. – 22 с.
5. Полицинская Е.В. Повышение конкурентоспособности будущих специалистов экономического направления подготовки: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08. – Томск, 2014. – 210 с.
6. Сливина Т.А. Формирование конкурентоспособной личности будущего специалиста в образовательном процессе вуза: автореф. дис. ... канд. пед. наук. – Красноярск, 2008. – 24 с.
7. Хазова С.А. Развитие конкурентоспособной личности в системе образования: автореф. дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.01, 13.00.08. – Майкоп, 2011. – 60 с.

В настоящее время работодателям необходимы высокообразованные и целеустремленные специалисты, обладающие не только определенными компетенциями, но и набором соответствующих личностных качеств.

Соответственно, перед вузами стоит задача кроме формирования необходимых профессиональных компетенций воспитать и развивать профессионально значимые личностные качества будущих специалистов, которые как раз и необходимы для эффективного осуществления профессиональных компетенций. Однако воспитанию личностных качеств, которые необходимы для полноценного становления будущего специалиста как профессионала в системе высшего профессионального образования уделяется, на наш взгляд, недостаточно внимания.

Цель исследования. Личностные качества – это приобретаемые человеком особенности, которые проявляются в устойчивом способе поведения человека. Среди психологов распространено мнение, что формирование личностных качеств осуществляется на ранних этапах развития ребенка, а в дальнейшем они только корректируются, под влиянием различных факторов. Бесспорно, личностные качества оказывают влияние на все аспекты деятельности человека, исключение не составляет и профессиональная деятельность. Высшие учебные заведения должны учитывать социальный заказ и обеспечивать формирование нужных обществу качеств у выпускника во время обучения.

Материалы и методы исследования

Различные исследователи выделяют различные качества, которые, по их мнению, нужны выпускнику вуза. Например, О.В. Киржбаум, В.А. Огонесов, С.А. Хазова [1, 3, 7] и другие считают, что конкурентоспособный специалист должен обладать следующими качествами: творческое отношение к профессиональной деятельности, профессиональная заинтересованность, рефлексия, способность к саморазвитию, организаторские способности, профессиональная коммуникабельность, профессиональное честолюбие.

Т.А. Сливина в своем исследовании отмечает, что в качестве критериев оценки конкурентоспособности специалиста выступают такие качества, как коммуникативность, умение делать самооценку, способность к инновационной, творческой деятельности, способность к саморазвитию [6].

И.Г. Никифорова считает, что для профессиональной деятельности необходимо в высшем профессиональном учреждении в процессе обучения формировать следующие личностные качества: ответственность, коммуникабельность, предприимчивость, системность мышления, инициативность, интуиция, умение убеждать, способность к работе «в команде», приспособляемость, умение распределить обязанности и отдавать указания, умение стимулировать, умение принимать решения [2].

Н.С. Папуловская также считает, что будущему специалисту необходимы следующие значимые личностные качества – ответственность, организованность, стремление к достижениям, креативность, рефлексия [4, с. 13].

Результаты исследования и их обсуждение

В результате проведенного исследования нами была разработана анкета для работодателей «Личностные качества специалиста» (табл. 1) [5].

Далее было предложено работодателям и студентам проранжировать личностные качества по значимости. Анкетируемый должен выбрать то качество, которое для него наиболее значимо, и поместить его на первое место. Затем выбрать второе по значимости качество и поместить его вслед за первым и так далее. Наименее важное качество останется последним и займет 16 позицию.

В анкетировании принимали участие 43 работодателя Кемеровской и Новосибирской областей и 117 студентов 3 и 4 курса Юргинского технологического института (филиала) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Национальный исследовательский Томский политехнический университет» и Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Кемеровский государственный университет». Результаты анкетирования представлены на рис. 1 и 2.

Таблица 1

Личностные качества специалиста

1. Умение отстаивать свою точку зрения

2. Ответственность

3. Аккуратность

4. Воспитанность

5. Чувство юмора

6. Умение работать с информацией

7. Потребность в саморазвитии

8. Умение принимать обдуманные, рациональные решения

9. Умение осуществлять самоконтроль

10. Творческий подход к профессиональной деятельности

11. Исполнительность

12. Независимость

13. Честность (правдивость, искренность)

14. Стремление к профессиональному росту

15. Эффективность в работе (работоспособность)

16. Образованность

pic_145.wmf

Рис. 1. Наиболее значимые личностные качества по мнению работодателей

pic_146.wmf

Рис. 2. Наиболее значимые личностные качества по мнению студентов

Результаты анкетирования студентов отражены на рис. 2.

Из рис. 1 видно, что такие качества, как ответственность и исполнительность, занимают лидирующие позиции. Также работодатели выделили такие качества, как умение осуществлять самоконтроль, работать с информацией, умение отстаивать свою точку зрения, инициативность. Все эти качества, по их мнению, необходимы специалистам для успешной профессиональной карьеры.

По итогам анкетирования можно сделать вывод, что мнения работодателей и студентов не совсем совпадают. У студентов нет четкого представления, какие личностные качества необходимы им для успешной профессиональной деятельности.

Выводы

Таким образом, необходимы формы и методы обучения и воспитания, реализация которых позволит в процессе обучения успешно развивать необходимые личностные качества. Взаимосвязь личностных качеств, форм и методов отражена в табл. 2.

Таблица 2

Взаимосвязь личностных качеств, форм и методов обучения

Качества личности

Формы и методы обучения и воспитания

Ответственность, исполнительность, аккуратность, независимость

Самостоятельное написание конспектов, работа по индивидуальному образовательному маршруту

Ответственность, исполнительность, независимость

Самостоятельное написание конспекта, работа в группе в качестве координатора

Исполнительность, аккуратность, ответственность

Работа по индивидуальному образовательному маршруту, решение задач, в которых информация представлена в виде таблиц, графиков, диаграмм

Умение отстаивать свою точку зрения

Деловые игры, участие в дебатах, выступление с докладами на конференц-неделе

Перечисленные выше формы и методы обучения и воспитания позволят, на наш взгляд, в процессе обучения сформировать у выпускников вуза позитивный образ «Я профессиональное» и развить личностные качества, необходимые для построения успешной профессиональной карьеры.


Библиографическая ссылка

Полицинский Е.В., Полицинская Е.В. ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА ПРИ ПОСТРОЕНИИ УСПЕШНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КАРЬЕРЫ // Успехи современного естествознания. – 2015. – № 9-2. – С. 365-368;
URL: https://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=35593 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674