Научный журнал
Успехи современного естествознания
ISSN 1681-7494
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,775

ВАЛИДНОСТЬ АЙТРЕКИНГА КАК ИСНТРУМЕНТА ПСИХОДИГНОСТИКИ

Огнев А.С. 1 Лихачева Э.В. 2
1 ФГНЦ «Институт управления образованием Российской академии образования»
2 ФГБОУ ВПО «Московский государственный гуманитарный университет им. М.А. Шолохова»
В статье раскрываются возможности использования айтрекера как средства инструментальной диагностики для персонологической психодиагностики и валидизации других психодиагностических методик. Демонстрируется валидность айтрекинга как инструмента персонологической психодиагностики.
айтрекинг
валидность айтрекинга
персонологическая психодиагностика
субъектность
визуально-вербальный субъектно-генетический дифференциал
психосемантика.
1. Замолоцких Е.Г., Огнев А.С., Лихачева Э.В., Гончар С.Н., Кондратенко И.В. Компетентностный подход к решению проблемы построения индивидуальных образовательных траекторий // Мир образования – образование в мире. – 2014. – №4. – С. 159-163.
2. Огнев А.С., Венегрина О.Г., Яковлев В.А. Использование инструментальной психодиагностики для оценки информационного контента // Вестник Московского государственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова. Педагогика и психология. – 2012. – №4. – С. 103-112.
3. Огнев А.С., Гончаров Ю.Н., Постникова Н.В. Мудрость как акмеологический феномен // Акмеология. – 2002. – №3 (4). – С. 17-22.
4. Огнев А.С., Лихачева Э.В. Когда команда – не коллектив, а коллектив – не команда // Развитие личности. – 2014. – №2. – С. 173-179.
5. Огнев А.С., Лихачева Э.В. Приоритетные жизненные ценности современных студентов / Августовские педагогические чтения – 2014. Сборник материалов международного научного e-симпозиума / под ред. проф. И.В. Вагнер. – Киров, 2014. – С. 263-271.
6. Огнев А.С., Лихачева Э.В., Мельникова Д.В. Перспективы использования многополярных семантических дифференциалов в айтрекинге // Успехи современного естествознания. – 2015. – №1. – С. 858-862.
7. Огнев А.С., Лихачева Э.В., Сидоренко М.Г., Казаков К.А. Развитие субъектного потенциала личности как условие повышения конкурентоспособности студентов вуза // Вестник Воронежского государственного технического университета. – 2013. – Т.9, №5-2. – С. 181-183.
8. Огнев А.С., Лихачева Э.В., Сидоренко М.Г., Казаков К.А. Условия эффективного использования видеоконтента в «Жизненной навигации» // Вестник Воронежского государственного технического университета. – 2013. – Т.9, №3-2. – С. 181-184.
9. Цыгина О.Д., Огнев А.С. Проблема самоопределения студентов вузов // Международный журнал экспериментального образования. – 2013. – №8. – С. 60-64.
10. Цыгина О.Д., Огнев А.С., Дурнева Е.Е. Профессиональное самоопределение как элемент жизненной навигации // Международный журнал экспериментального образования. – 2013. – №10-1. – С. 58-60.

Введение

Уже более полувека айтрекинг – регистрация параметров взора человека – активно используется как одна из инструментальных составляющих экспериментальной психологии. Если на первых порах айтрекинг не отличался высокой точностью и был чрезвычайно трудоемким, то сегодня он входит в число удобных и надежных инструментов как фундаментальных, так и прикладных исследований. В последние годы айтрекинг стал широко применяться не только в нейро-когнитивных науках, но и в маркетинге, эргономике, спорте, образовании и дизайне [1-10].

Как и во многих сферах нашей жизнедеятельности, стремительный прогресс в применении айтрекинга связан с качественным изменением аппаратной базы в результате широкомасштабного внедрения цифровых технологий. Высокочастотные средства регистрации различных геометрических параметров глаза и его местоположения в пространстве, мощные компьютерные средства обработки таких данных радикальным образом изменили исследовательский потенциал айтрекинга. Надо также учесть, что производство необходимого для айтрекинга оборудования в последнее время приобретает массовый характер. Высокий уровень автоматизации обработки данных уже позволяет справиться с ролью оператора айтрекера практически любому владельцу персонального компьютера. Тем не менее, изучение возможностей этого метода и последствий его применения все еще носит фрагментарный характер. Из-за этого исследователи зачастую не в состоянии распорядиться имеющимися ресурсами, а лишенные научно-методического фундамента практики вынуждены ориентироваться на интуициюи жизненный опыт.

С учетом наметившихся тенденций можно предположить, что в ближайшие годы одним из направлений массового использования айтрекеров может стать психодиагностика. Об этом свидетельствует успешное применение айтрекинга в качестве инструментального средства изучения психологических процессов и состояний человека, а также активное патентование методов регистрации глазо-двигательных реакций как составляющей комплексной оценки личности в качестве субъекта различных видов активности [1-10].

Однако в связи с этим возникает естественный вопрос: в какой степени полученные с помощью айтрекинга результаты тестирования характеристик личности соотносятся с данными традиционных психодиагностических методик?

Материалы и методы исследования

Для проведения сопоставительного анализа в качестве традиционных тестовых опросников нами была использована батарея методик, в отношении которых многократно получено подтверждение их содержательной, конструктной и критериальной валидности как средств оценки субъектных характеристик личности, ее способности и готовности к детерминации собственной активности. В эту батарею вошли такие методики, как шкала для определения общей самоэффективности Р. Шварца и Р. Ерусалема в адаптации В. Ромека; тест жизнестойкости С. Мадди (переработанная и адаптированная версия методики Д.А. Леонтьевым и Е.И. Рассказовой); тест Маддукс-Шеер для дифференцированной оценки самоэффективности в деятельности и в общении (СЭФ); тест для оценки уровня субъективного контроля Е.Ф. Бажина и Е.А. Голынкина (УСК). Батарея была дополнена бланковым вариантом вербального семантического дифференциала, в качестве полярных шкал которого были использованы те же характеристики, что и при подборе указанных ранее визуальных стимулов. Тестирование с помощью указанных методик проводилось согласно стандартным процедурам по единым для всех испытуемых инструкциям.

Для изучения диагностических возможностей айтрекинга была использована высокочастотная система SMIHi-Speed 1250. Анализ перемещения взора проводился по штатным протоколам программы BeGaze™. С ее помощью выделялись области фиксации взгляда, строились «тепловые» карты, отражающие локализации внимания испытуемых. Кроме того, нами проводился параметрический анализ выделенных «зон повышенного интереса» в предусмотренном программой режимеAOI с оценкой суммарного времени сосредоточения внимания испытуемых и общего числа возвратов взгляда к каждой из таких зон (указанные величины определялись согласно заложенным в программе BeGaze™ протоколам «DwellTime» и «FixationCount» соответственно). В нашем случае в качестве таких зон были выбраны отдельные изображения, иллюстрирующие полюса описанного выше семантического дифференциала.

Ключевыми особенностями проведенного исследования были:

- анализ параметров взора при одновременном предъявлении нескольких визуальных стимулов;

- многократно повторяющееся одновременное предъявление стимулов с изменением их взаимного расположения на экране;

- выведение на экран айтрекера вместе с визуально-вербальными иллюстрациями полюсов семантического дифференциала (универсальная для всех тестируемых часть стимулов) собственной фотографии тестируемого (индивидуальная часть стимулов).

Во всех описанных тестовых процедурах в общей сложности приняло участие 132 человека (студенты, магистранты, аспиранты и преподаватели московских вузов) в возрасте от 17 до 56 лет. Статистическая обработка полученных данных проводилась с помощью стандартного пакета SPSS. Основные результаты этой обработки представлены в таблице.

Результаты исследования и их обсуждение

В таблице приведены коэффициенты корреляции по Пирсону, позволяющие оценить характер связей между установленными с помощью айтрекера параметрами взгляда и результатами психодиагностических опросников.

Кроме того, в результате корреляционного анализа статистически значимые положительные связи были установлены между общим показателем жизнестойкости по тесту С. Мадди (переработанная и адаптированная версия методики Д.А. Леонтьевым и Е.И. Рассказовой) и самоэффективностью, определявшейся по шкале Р. Шварца и Р. Ерусалема в адаптации В. Ромека (коэффициент корреляции по Пирсонуr = 0,58**, при р ≤ 0,01), самоэффективностью по тесту Маддукс-Шеер (r = 0,43**, при р ≤ 0,01), общим уровнем субъективного контроля по тесту УСК(r = 0,47**, при р ≤ 0,01). Корреляция по Пирсону между показателями самоэффективности по шкале Р. Шварца и Р. Ерусалема в адаптации В. Ромека и по тесту Маддукс-Шеер составила 0,49**, что, как и во всех предыдущих случаях, значительно превышает уровень статистической значимости 0,01. Значения коэффициентов корреляции по Пирсону между показателями с одной стороны, самоэффективности по шкале Р. Шварца и Р. Ерусалема, а также по тесту Маддукс-Шеер, и с другой – по тесту УСК составили величины 0,34** и 0,25** соответственно, при уровне статистической значимости р ≤ 0,01.Для структурной классификации взаимосвязей между полученными результатами и выявления обобщающих переменных был использован факторный анализ с последующим Варимакс вращением и дальнейшей минимизацией факторов по критерию Кайзера.

Как видно из представленной таблицы, наиболее тесные положительные связи образуют результаты опросников и временные параметры взгляда. В наших работах была показана возможность выявления с помощью айтрекера ассоциативных связей между вербальными и визуальными стимулами. Так, если на экране сохранять неизменным изображение какого-либо объекта, но при этом через равные интервалы времени менять возможные краткие словесные характеристики таких объектов, то более длительная фиксация взора на объекте возникает в периоды демонстрации наиболее подходящих для его описания слов.

Например, на экране одновременно демонстрируются дружелюбные и враждебные персонажи – люди и животные. В те периоды, когда на экране (мониторе) вместе с такими изображениями присутствует слово «враждебный», наибольшее время занимает фиксация взора на изображениях агрессивного поведения. Смена слова «враждебный» на слово «дружелюбный» приводит к статистически значимой переориентации внимания. В этом случае айтрекер регистрирует более длительную фиксацию внимания на изображениях дружелюбного характера.

Аналогичная закономерность наблюдается и тогда, когда к числу изображений добавляется фотография самого испытуемого. Результаты описываемых исследований показывают, что наибольшую длительность фиксация взгляда на собственном изображении достигает в период присутствия на экране наиболее подходящей характеристики. Как видно из таблицы, длительность и число таких фиксаций имеет статистически значимые корреляции с результатами оценки аналогичных характеристик с помощью указанных выше психодиагностических методик.

Корреляционные связи результатов бланковых опросников и параметров трекинга глаз при использовании визуально-вербального субъектогенетического дифференциала (ВВСД)

Шкалы ВВСД

Тест

Мадди

Шкала

Ромека

СЭФ

УСК

ответсвенный

бланк

0.17 *

0,16

0,18 **

0,12

фиксации взгляда

0,44 **

0,50 **

0,39 **

0,29 **

время рассматривания

0,45 **

0,45 **

0,37 **

0,28 **

оптимист

бланк

0,40 **

0,39 **

0,30 **

0,38 **

фиксации взгляда

0,41 **

0,39 **

0,36 **

0,28 **

время рассматривания

0,37 **

0,31 **

0,34 **

0,32 **

дружелюбный

бланк

0,25 **

0,29 **

0,20 *

0,25 **

фиксации взгляда

0,15

0,20 *

0,26 **

0,46 **

время рассматривания

0,23 **

026, **

0,24 **

0,14

победитель

бланк

0,42 **

0,36 **

0,47 **

0,31 **

фиксации взгляда

0,42 **

0,33 **

0,41 **

0,21 **

время рассматривания

0,57 **

0,48 **

0,47 **

0,32 **

привлекательный

бланк

0,12

0,22 **

0,20 *

0,16

фиксации взгляда

0,17 *

0,36 **

0,26 *

0,16

время рассматривания

0,23 **

0,39 **

0,25 **

0,09

успешный

бланк

0,23 **

0,39 **

0,21 **

0,04

фиксации взгляда

0,33 **

0,25 **

0,27 **

0,22 **

время рассматривания

0,36 **

0,29 **

0,34 **

0,31 **

счастливый

бланк

0,05

0,03*

0,01

0,14

фиксации взгляда

0,21 **

0,26 **

0,14

0,11

время рассматривания

0,34 **

0,33 **

0,19 *

0,18 *

целеустремленный

бланк

0,14

0,24 **

0,67 **

0,11

фиксации взгляда

0,25 **

0,30 **

0,40 **

0,29 **

время рассматривания

0,28 **

0,30 **

0,49 **

0,30 **

жизнестойкий

бланк

0,52 **

0,36 **

0,39 **

0,30 **

фиксации взгляда

0,48 **

0,42 **

0,37 **

0,31 **

время рассматривания

0,57 **

0,53 **

0,38 **

0,37 **

организованный

бланк

0,26 **

0,23 **

0,65 **

0,21 **

фиксации взгляда

0,32 **

0,22 **

0,24 **

0,23 **

время рассматривания

0,32 **

0,28 **

0,23 **

0,19 *

сильный

бланк

0,32 **

0,24 **

0,12

0,21 **

фиксации взгляда

0,29 **

0,28 **

0,23 **

0,26 **

время рассматривания

0,41 **

0,39 **

0,27 **

0,26 **

Примечание: коэффициенты линейной корреляции Пирсона, представленные в виде 0,17*, соответствуют р ≤ 0,05, представленные в виде 0,21 ** соответствуют р ≤ 0,01.

Как видно из таблицы, параметры взгляда, измеренные в период демонстрации испытуемым их фотографий вместе со словом «жизнестойкий» имеют статистически значимую корреляцию с показателями по тесту жизнестойкости С. Мадди. Подобные корреляции с результатами теста жизнестойкости имеют параметры взгляда, полученные в периоды демонстрации таких словесных стимулов, как «победитель», «сильный», «ответственный» и «целеустремленный». Аналогичные корреляционные связи выявлены между параметрами взгляда испытуемых и их результатами по шкале самоэффективности, тесту Маддукс-Шеер и методике УСК. Как известно, подобные связи входят в число показателей конструктной валидности психодиагностических тестов.

Заключение

Обобщая полученные результаты, прежде всего, отметим, что в данной публикации впервые представлены результаты оценки валидности психодиагностических процедур, выполненных с помощью айтрекера. На материале персонологической психодиагностики показана принципиальная возможность и высокая продуктивность использования для валидизации айтрекинговых вариантов тестирования приемов и методов, широко применяющихся для оценки валидности опросников.

Полученные результаты также позволяют утверждать, что использование айтрекинга как средства инструментальной психодиагностики существенно расширяет возможности для валидизации других психодиагностических методик. Индивидуальное тестирование с использованием айтрекера – процедура чрезвычайно оперативная (общая продолжительность тестирования вместе с индивидуальной калибровкой прибора и протоколирование эксперимента занимает около 10 минут). Имеющиеся в стандартной комплектации программные средства позволяют в считанные минуты обрабатывать полученные данные и представлять итоговые результаты в очень наглядной форме. Использование благодаря интернету практически безграничного числа визуальных стимулов позволяет без особого труда в предельно сжатые сроки создавать и легко модернизировать необходимые наборы визуальных стимулов.

В заключении следует еще раз подчеркнуть, что открывающиеся благодаря использованию айтрекеров в персональной диагностике возможности трудно переоценить. Дело в том, что существенная особенность выполняемых с их помощью процедур – наличие всех тех условий, которые требуются для проведения полноценных экспериментов без необходимости использовать так часто встречающуюся в научных работах по психологии приставки «квази».

Другой важной особенностью такой валидизации и диагностики является использование в производимых измерениях шкал отношений с характерными для них объективно существующими фиксированными нулевыми значениями и равномерным изменением измеряемых величин. Соответственно существенно расширяются возможности для математической обработки экспериментальных данных. Все это позволяет психологам расширить области применения данных методов исследования в рамках своей науки, а самой психологии дает возможность встать в один ряд с такими науками, как химия, биология и физика.


Библиографическая ссылка

Огнев А.С., Лихачева Э.В. ВАЛИДНОСТЬ АЙТРЕКИНГА КАК ИСНТРУМЕНТА ПСИХОДИГНОСТИКИ // Успехи современного естествознания. – 2015. – № 1-8. – С. 1311-1314;
URL: https://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=35389 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674