Научный журнал
Успехи современного естествознания
ISSN 1681-7494
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,775

РЕАЛИЗАЦИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ ВРАЧА-ИНТЕРНА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «АКУШЕРСТВО И ГИНЕКОЛОГИЯ»

Новичков Д.А. 1 Хворостухина Н.Ф. 1 Степанова Н.Н. 1
1 ГБОУ ВПО «Саратовский государственный медицинский университет им. В.И. Разумовского» Минздрава России
В статье отражены новые подходы к повышению эффективности процесса преподавания в вузе с точки зрения овладения элементами коммуникативной компетенции, формирования навыков личностно ориентированных, интерактивных, проектных форм обучения с учетом нормативной модели требований, отражающих профессиональную педагогическую компетентность. Целью настоящей работы явилась оценка эффективности работы центра практических навыков в освоении компетенций врачами-интернами кафедры акушерства и гинекологии педиатрического факультета по дисциплине «Акушерство и гинекология». Проведенный анализ показал достаточно высокий уровень формирования компетенций у врачей-интернов. С помощью центра практических навыков на кафедре нам удалось достичь максимальной индивидуализации обучения, непрерывного улучшения качества информационно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса.
компетенции
непрерывное обучение
практические навыки
Байденко В.И. Болонский процесс: структурная реформа высшего образования Европы. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Российский новый университет, 2003. – 128 с.
Окуловский О.И. Компетенции и компетентностный подход в обучении // Молодой ученый. – 2012. – № 12. – С. 499–500.
Саркулова С.М., Самченко И.А., Досыбаева Г.Н. и др. Инновационные методы оптимизации учебного процесса в вузе // Вестник ЮКГМА. – 2005. – № 5.
Хворостухина Н.Ф., Новичков Д.А. Симуляционный курс «акушерство и гинекология» как реализация компетентностного подхода в рамках модернизации научно-образовательной деятельности // Фундаментальные исследования. – 2014. – № 4–2. – С. 379–381.
Шестакова Е.В. Использование инновационных обу чающих технологий в процессе преподавания акушерства и гинекологии (среднее профессиональное образование) // Международный журнал экспериментального образования. – 2014. – № 10. – С. 377–378.

Дискуссия последних лет о компетентностном подходе зачастую сводится к спору о словах – по поводу дефиниций терминов «компетентность» и «компетенция». Вместе с тем это можно рассматривать и как одно из следствий тотальной семиотизации современного мира. Явление полисемии приводит к тому, что человек вкладывает в интерпретацию терминов личностный смысл, который опосредует его отношение к деятельности, которой он занят. Именно в этом видятся основания напряженности вышеупомянутой дискуссии [1].

Поскольку одной из областей наших интересов является роль дополнительного профессионального образования, мы трактуем компетентность в качестве одной из значимых характеристик соответствия человека занимаемой должности. Наличие компетентности является необходимым условием успешного выполнения профессиональной деятельности. Можно согласиться с тем, что компетентностный подход является реакцией профессионального образования на изменившиеся социально-экономические условия, на процессы, появившиеся вместе с рыночной экономикой [2]. Рынок предъявляет к современному специалисту специфические с точки зрения системы образования требования.

Компетентностный подход предполагает разработку профилей компетенций – наборов парциальных компетенций для разных направлений деятельности. Общие правила составления профилей: каждая парциальная компетенция должна быть сформулирована предельно конкретно, в профиле должны быть четко расставлены приоритеты, каждая компетенция, указанная в профиле, должна иметь свой «эталон» и быть достижимой и диагностичной.

Развитие медицинской науки, углубление наших знаний о природе женщины, появление новых методов диагностики и лечения требует от нас и от практикующих докторов всё большей работы мысли: анализа и синтеза [5]. И наша задача сделать так, чтобы будущие врачи не просто шли в ногу со временем, но и были на шаг впереди. Именно прогресс диктует необходимость пересмотра и модернизации стандартов медицинского образования, расширения программы преподавания акушерства и гинекологии, включения в неё дополнительных знаний и навыков, внедрения новых высокотехнологичных методов обучения.

Личностно ориентированное обучение подразумевает индивидуальный подход к каждому слушателю с учетом как уровня его способностей и интеллекта, так и подготовки по междисциплинарным курсам и профессиональным модулям. Все плюсы личностно ориентированных технологий ярко проявляются при решении ситуационных задач в форме ролевых игр, с обязательным групповым дискуссионным обсуждением.

Акушерско гинекологический курс интегрирован в различные профессиональные модули и изучается параллельно с другими дисциплинами. Это позволяет проводить ролевые игры по диагностике, дифференциальной диагностике, оказанию неотложной помощи пациенткам акушерско гинекологического профиля, что имеет большое значение для самостоятельной работы врача-интерна. При наличии симуляторов и тренажеров, ролевая задача может быть дополнена заданием на выполнение различных манипуляций, соответствующих данной клинической ситуации. Это придает занятию большую наглядность и позволяет закрепить навыки выполнения диагностических и лечебных манипуляций, необходимых в дальнейшей работе по специальности [4].

По своему методическому потенциалу высшая школа обучает, главным образом, знаниям, тогда как практическими умениями на должном уровне обладает далеко не каждый выпускник вуза. В связи с этим в последние годы система высшего образования уделяет большое внимание проблеме качества. Качество выпускника вуза зависит от многих факторов. Это профессионализм преподавателей, условия и обеспеченность учебного процесса, состав элементов в образовательном процессе, мотивация обучаемого, современные технологии обучения, системы контроля знаний, мотивация педагогического труда и многое другое. Решать проблему повышения качества образования можно путем систематического, непрерывного обучения и приближения учебного процесса к запросам практического здравоохранения [3].

Компетентностный подход в корне изменил систему подготовки врача акушера-гинеколога. Главная цель обучения – владение врачебными манипуляциями в совершенстве, что достигается регулярным повторением манипуляции. Обучение практическим навыкам врачей-интернов проходит в Центре практических навыков кафедры, оснащенном современными муляжами и тренажерами, тем самым обучающимся предоставляется возможность формирования клинической компетентности.

На сегодняшний день важно освоение компетенций на «пирамидальном уровне», когда выпускник в конце интернатуры находится на самом пике этой пирамиды. Поэтому обучение проходит через освоение компетенций интерном в течение всего процесса обучения в интернатуре [3]. Повышает мотивацию обучения постоянное оценивание уровня усвоения навыка. Компетенции ежегодно добавляются согласно происходящему изменению в программах, с учетом современного уровня медицинской практики. Также для лучшего усвоения компетенций силами преподавателей симулируется какая-либо клиническая ситуация, где необходимо применить конкретный практический навык, который демонстрируется самим преподавателем. Проводятся групповые занятия в Центре практических навыков на основе сценариев, когда одна группа готовит самостоятельно клиническую ситуацию с использованием определенной компетенции, а 2-я группа выступает в качестве экспертов. Оценивание происходит через конструктивную критику по методу обратной связи с использованием правил Пендельтона. Это позволяет не только улучшить качество подготовки, но и преподавателям дает видение, какие слабые стороны в освоении компетенций у каждого слушателя.

Внедрение компетентностного подхода позволило повысить качество подготовки врача-интерна по специальности «Акушерство и гинекология», что подтверждено более высокими баллами, полученными слушателями на итоговом аттестационном экзамене (3,8 – в 2013 году, 4,3 – в 2014 году).

Будущий врач акушер-гинеколог, имея перед собой алгоритм проведения манипуляции, повторяет его многократно, доводя эту способность до автоматизма. Алгоритмы пошаговой методики составляются сотрудниками кафедры с использованием доказательной базы, единых подходов мирового уровня, как, например, протокол ведения преждевременных родов или протокол «Акушерские кровотечения».

Отличие компетентного врача от квалифицированного в том, что первый обладает не только знаниями, умениями, навыками определенного уровня, но и способностью и готовностью реализовать их в работе. Компетентность предполагает наличие у индивида внутренней мотивации к качественному осуществлению своей профессиональной деятельности. Компетентный врач должен быть способен выходить за рамки предмета своей профессии, а также должен обладать творческим потенциалом для саморазвития. В данном случае специалист – это универсальный врач, который должен, используя свои знания, умения и навыки, приобретенные в процессе обучения, применять их в процессе трудовой деятельности.


Библиографическая ссылка

Новичков Д.А., Хворостухина Н.Ф., Степанова Н.Н. РЕАЛИЗАЦИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ ВРАЧА-ИНТЕРНА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «АКУШЕРСТВО И ГИНЕКОЛОГИЯ» // Успехи современного естествознания. – 2015. – № 4. – С. 51-53;
URL: https://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=35063 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674