Научный журнал
Успехи современного естествознания
ISSN 1681-7494
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,775

ВИДЫ И ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С ТЕКСТОМ

Турабаева Л.К. 1 Абдикеримова Г.А. 1 Есболаева И.А. 1 Базарбекова Н.Ш. 1
1 Южно-Казахстанский государственный университет имени М. Ауэзова
В этой статье рассмотрены виды и особенности работы с текстом. Текст – носитель информации или суммы информации, контролируемый источник информации, база для самостоятельного продуцирования учащихся. Только высококвалифицированный учитель, обладающий глубокими теоретическими знаниями, широким методическим арсеналом, может вызвать у детей интерес к обучению через работу с текстом, построенную не только в доступной, но и интересной, увлекательной для детей форме. При проведении работы с текстом необходимо опираться как на передовой опыт педагогов-новаторов, так и на результаты собственных исследований. Работа с текстом способствует развитию сложных умений осмысления и переработки получаемой из текста информации. Учащийся должен обобщить факты, дать им оценку, выявить основную мысль текста, выразить свое отношение к читаемому. Систематическая работа с текстом в начальных классах – залог развития умений и навыков самостоятельного чтения и понимания текста. Чтение и понимание текстов расширяют познания детей о мире, формируют их мировоззрение.
текст
метод
умения
упражнения
чтение
информация
способность
понимание
анализ
мышление
Процесс
1. Артыкова Т.М. Кистаубаева Ж. Казахский язык. Методика обучения. – А.: Арыс, 2005. – С. 130.
2. Голубева Л.В., Норенко И.Г. и др. Методическая работа в школе. – Волгоград: Учитель, 2007. – С. 156.
3. Казбекова Н.Т. Применение элементов коммуникативного обучения на уроках казахского языка // 12 летняя образования. – А.: Раритет, 2006. – № 1. – С. 88–92.
4. Куанышбаева А. Использование методы и способы новых технологии. – А.: Казахский язык: Методика. Республиканский научно-методический журнал // 2004. – № 2. – С. 47–50.
5. Кульневич С.В., Гончарова В.И., Лакоценина Т.П. Управление современной школой: организация и содержание методической работы. – Ростов-на-дону: Учитель, 2005. – С. 288.

В начальной школе учащиеся с помощью родного языка знакомятся с окружающим миром. Они черпают информацию о различных явлениях, событиях. В результате у ребенка наблюдается формирование активной жизненной позиции, чувство причастности к событиям. Принимая во внимание требования реформы школы, в учебную программу начальной школы и учебники были внесены изменения.

Цель исследования – повышение эффективности использования инновационных технологий в процессе профессионально ориентированного обучения, формирование знаний и практических навыков обучающихся в процессе работы с текстом.

Материалы и методы исследования

1. Широкое применение в учебном процессе активных и интерактивных методов обучения.

2. Сопоставительный метод, аналитический обзор, поисковый метод, исследовательский метод, структурно-семантический анализ текста, применение законов дидактики.

3. Применение компьютерной технологии, информационных технологий, системного обучения, развитие мыслительной деятельности, совершенствование образовательных навыков.

Результаты исследования и их обсуждение

Текст – носитель информации или суммы информации, контролируемый источник информации, база для самостоятельного продуцирования учащихся.

В программе уделяется большое внимание обучению быстрому чтению, устному пересказу прочитанного, развитию способности сохранения в памяти необходимой информации. Чтение и понимание текстов расширяют познания детей о мире, формируют их мировоззрение.

Только высококвалифицированный учитель, обладающий глубокими теоретическими знаниями, широким методическим арсеналом, может вызвать у детей интерес к обучению через работу с текстом, построенную не только в доступной, но и интересной, увлекательной для детей форме с учетом возрастных и психологических особенностей детей. Если не ввести в систему работу с текстом в классе, то учащимся начальных классов будет трудно научиться самостоятельно читать и понимать текст [1].

Работа с текстом должна состоять из следующих этапов: во-первых, необходимо прочитать и понять содержание текста, усвоить тему произведения. Это является своеобразным обобщением прочитанного. Во-вторых, ознакомиться с типом произведения. Этот этап заключается в работе с текстом, обсуждении идеи произведения. На третьем этапе ребенок обобщает знания, собранные и систематизированные во время чтения. Эти три этапа должны реализоваться в форме различных по типу упражнениях. Упражнения в целом должны по возможности более полно обеспечивать реализацию практической и воспитательной целей текста и составлены адекватно им. Данные упражнения как минимальные единицы организации реального учебно-воспитательного процесса, обладающего всеми свойствами целого, должны быть направлены на развитие рецептивных, репродуктивных и продуктивных умений учащихся с учетом возрастных особенностей:

– Выберите предложение, которое формулирует тему текста.

– Прочитайте текст и постарайтесь понять значения слов без словаря.

– Прочитайте текст и скажите, о чем в нем рассказывается.

– Прочитайте текст и дайте ему название.

– Из предлагаемых названий выберите то, которое вам кажется наиболее правильным. Объясните свой выбор.

– Прочитайте текст и ответьте на вопросы.

– Прочитайте текст, перескажите его, используя ключевые слова и словосочетания или план [2].

Во время работы с текстом учащиеся знакомятся с семантикой слов, пополняют словарный запас, определяют признаки разговорного и литературного языков. Таким образом, они усваивают культуру устной речи, упражняются в правильном чтении и пересказу прочитанного.

В закреплении знаний и практических навыков учащихся тип проводимой преподавателем работы с текстом напрямую зависит от содержания методов обучения.

Задача учителя – использовать наиболее эффективный из методов. А. Байтурсынов отмечал: «Нет относительно хороших и относительно плохих методов. Признак необразованности – одноподходность; признак мастерства – многоподходность, умение находить правильные решения, там где их нет. Учитель должен стараться изучить все методы и подходы, чтобы они служили поддержкой в решении задач» [3].

Преподаватель определяет учебные цели, систему работы в соответствии с содержанием текста и его объемом, а также содержанием каждого урока. Эта система основывается на объеме программы и определяется в зависимости от уровня умственного развития и возрастных особенностей учащихся. Преподаватель должен привлечь к диалогу, обсуждению учащихся, чтобы повысить их активность. Таким образом, возникает вопрос о разнообразии образовательных подходов и их влияния на активность учащихся в процессе самостоятельного выполнения работы.

Ученые-педагоги (А.С. Рахметова, Б. Баймуратова, М. Жубанова, К. Босжанова) наиболее приемлемым признают метод беседы (вопрос-ответ). Поскольку структура этого метода состоит из вопросов-ответов, этот метод еще называют методом диалога. Ы. Алтынсариным метод беседы впервые был применен в его трудах «Казахская хрестоматия» и «Начальное руководство к обучению казахов русскому языку» [4].

Во время беседы перед учащимися ставится определенная задача или проблема, которую необходимо решить самостоятельно. Например, ставятся несколько вопросов по содержанию текста. И учащиеся стремятся найти ответы на эти вопросы по данному материалу.

Ответы на вопросы – один из основных видов работы с текстом. Вопросы помогают раскрыть последовательность изображенных событий, установить связь между ними, выявить главное в тексте. Учителю необходимо строго отнестись к формулировкам вопросов и учитывать реальные речевые возможности детей в предполагаемом ответе. Вопросы должны быть понятны детям по содержанию, не включать незнакомых слов. Учителю следует следить не только за смысловой точностью и полнотой ответов, но и за правильностью выбора слов, грамматическим оформлением предложений, правильностью произношения. Вместе с тем рекомендуется стимулировать постановку вопросов и самими детьми.

Целесообразно использование в работе с текстом и методов анализа и обобщения. А. Байтурсынов определяет анализ, как «частный разбор», а обобщение как «общий разбор». Методы анализа и обобщения могут быть использованы независимо от типа урока. Следует отметить, что в начальных классах анализу особенностей произведения (тема, идея, образ, сюжет) необходимо придавать особое значение.

В работе с текстом необходимо уделить должное внимание и пересказу. Пересказу должна предшествовать работа по составлению плана. Под руководством учителя учащиеся определяют количество частей текста, их границы, выявляют содержание каждой части. Необходимо обратить внимание детей на то, чтобы формулировки пунктов плана отражали основную мысль части текста. Из предложенных вариантов отбираются наиболее точные, удачные. Методически целесообразно записать пункты плана на доске и в тетрадях, что способствует развитию визуальной памяти.

В работе с текстом необходимо уделить большое внимания вовлечению учащихся в творческий процесс посредством практических заданий. Этой точки зрения в своих трудах придерживаются такие ученые, как Ш. Сарыбаев, Г. Бегалиев, С. Жиенбаев, А. Садуакасов, и др.

У детей начальных классов очень развито воображение, они обладают образным мышлением, любят рисовать и рассматривать картинки. Содержание текста может быть изложено посредством рисунка. Как отмечал А. Байтурсынов: «Ребенок радуется своему рисунку и его рвение к учебе повышается».

Прежде всего, необходимо воспользоваться рисунками в учебнике. С целью развития творческого мышления можно предложить учащимся самим нарисовать рисунки к тексту. Это задание может быть выполнено не в классе, а оформлено как домашнее задание [5].

В работе с текстом особенно важно также выработать у детей свое отношение к прочитанному. Учителю необходимо составить задания, побуждающие детей к оценке тех или иных событий, того или иного поступка. Такие задания для детей должны носить элементарный характер и предлагаться в простой доступной форме. Например: Кто вам понравился в рассказе? Почему? Правильно ли поступил герой рассказа?.. Такие формы работы направлены на оценку героев, их поступков, способствуют формированию своей точки зрения, своего мнения, создают условия для самостоятельности мышления. В этих заданиях проявляется единство образовательного и воспитательного целей учебного процесса.

Таким образом, в современной методике обучения работе с текстом придается особое значение. При проведении данной работы необходимо опираться как на передовой опыт педагогов-новаторов, так и на результаты собственных исследований. Методически грамотно организованная работа с текстом способствует развитию сложных умений осмысления и переработки получаемой информации. Учащийся должен обобщить факты, дать им оценку, выявить основную мысль текста, выразить свое отношение к читаемому. Систематическая работа с текстом в начальных классах – залог развития у учащихся умений и навыков самостоятельного чтения и понимания текста, что способствует познанию мира, расширению кругозора и формированию обучающегося как личности.

Выводы

В современой методике уделяется большое внимание работе с текстом. Обучение чтению, развитие и совершенствование приемов осмысления прочитанного текста – важнейшая методическая задача, стоящая перед учителем. Учитель должен быть в постоянном поиске новых путей, способствующих развитию речи в процессе работы с текстом.

При подборе текстов необходимо учитывать возрастные особенности обучающихся, а также информативность, занимательность и познавательность текстов. Все виды заданий (предтекстовые, притекстовые, послетекстовые) должны быть тесно связаны с информацией, содержащейся в тексте. Учитель должен обращать особое внимание проговариванию слов, правильному употреблению языковых средств, исправлению допущенных грамматических ошибок.


Библиографическая ссылка

Турабаева Л.К., Абдикеримова Г.А., Есболаева И.А., Базарбекова Н.Ш. ВИДЫ И ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С ТЕКСТОМ // Успехи современного естествознания. – 2015. – № 1-7. – С. 1205-1207;
URL: https://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=35039 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674